казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа №6»
«Рассмотрено» на МО учителей, реализующих программы 2 варианта Руководитель МО _____ / О.В. Дринь Протокол № 1 от « » августа 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора __________________ Г.Ю. Мажугина |
«Утверждаю» Директор ____ /В.П. Прохоренко Приказ № ____ от « » 2021 г. |
Почтовый индекс, адрес: 644122 г.Омск,ул.1-я Северная,д.39/1 Телефон / факс:(3812) 23-05-86/ 23-05-86
Email: schkool_ 6@mail.ru Сайтшколы:skosh6omsk.ru
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Дети России - Мы»
Для обучающихся 1,2,3,4 классов
На 2021/2022 учебный год
Направление: Духовно-нравственное
Программа кружка внеурочной деятельности «Дети России - Мы»
Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности «Дети России - Мы»
в начальных классах (вариант 2). Была составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
· Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2021/2022 учебный год;
· Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2021/2022 учебный год;
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
Рабочая программа «Азбука нравственности» в третьем классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
· Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
· Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
· Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплек-сными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Ап-раушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.)
· Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
· Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
· Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
· Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
· Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы «Азбука нравственности» были использованы следующие программно-методические материалы:
· Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
· Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок попадает в ситуации, требующие от него использования знаний о своем здоровье и о здоровье окружающих. У большинства обычно развивающихся детей основы представления о своем здоровье формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными знаний о своем здоровье и о здоровье окружающих без специально организованного обучения.
Цель:
- Воспитание у детей интереса, любви к Родине, чувства гордости. Воспитание уважительного отношения к символам страны и родного края. Воспитание любви и уважение к малой родине. Воспитание уваженного и доброжелатель-ного отношения к людям другой национальности, к обычаям, традициям и культуре другого народа.
Задачи:
- Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине.
- Развивать познавательный интерес к России и родному краю.
- Познакомить с традициями, бытом и национальной музыкальной культурой,
Показать особенности народностей города Омска.
Результаты изучения курса «Дети России - Мы»
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Содержание программы
Содержание |
Формы организации и виды деятельности |
|
Наша Родина – Россия. 3ч |
||
Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию, конституция - основной закон страны. Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию, конституция – основной закон страны. |
Знакомство с народами России, с картой, с Конституцией РФ, ее ролью и значеньем в нашей жизни, составление кратких сообщений, сбор материалов.
|
|
Государственные символы. 3ч |
||
Что такое государственные символы? Герб России, флаг – символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка. |
Знакомство с государственной символикой России, Омской области.
|
|
Страницы история родного края. 3ч |
||
Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Омской области. Первые города области. |
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, конкурсы. |
|
Символы Омской области 3ч |
||
Гербы Омской области и города Омска. Флаги города и области. Гимн города и области. |
Знакомство с символами города, конкурс рисунков. Стихи о родном городе |
|
Я и моя семья. 3ч |
||
Семейные традиции; мои родители; моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье; семейные праздники. |
Создание семейного древа, коллажа, поисковая работа «Что значит моё имя»
|
|
Моя школа - моя судьба.3 ч |
||
В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Права и обязанности школьника и взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. |
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее.
|
|
С любовью к городу. 4ч |
||
Что я знаю о своем районе, городе? Архитектура города Омска. Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в общественных местах. Памятные места в городе Омске. |
Сбор материалов, фотографирование, экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей города. (онлайн)
|
|
Наш край в годы Великой Отечественной войны. 2ч |
||
В годы Великой Отечественной войны Омск был тыловым городом. Он не пострадал от бомбежек и обстрелов, напротив, в некотором смысле культурно обогатился, сюда были перенесены не только заводы, но и некоторые культурные учреждения. Омская Крепость. Экскурсия в «Омскую Крепость» (онлайн) |
Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны |
|
В гармонии с природой. 2ч |
||
Территория и географическое положение области. Растительный и животный мир (экскурсия в городской парк) |
Знакомство с животным и растительным миром Омской области, составление книжки «Животные и растения нашего края» |
|
Уникальные природные объекты России. 2ч |
||
Заповедники Омской области. Красная книга России. |
Экскурсия по заповедникам нашей области. (виртуальная) |
|
Что дает наш край стране. 2ч |
||
Памятники истории и культуры. |
Экскурсия по памятным местам, фотографирование, создание коллажа. |
|
Культурное наследие Омской области. 2ч |
||
Известные писатели, поэты Омской области. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть? |
Встреча с интересными людьми города. Анкетирование.
|
|
Традиции, обряды, ритуалы земли родной. 2ч |
||
Годовой цикл христианских праздников Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице) |
Знакомство с праздниками, традициями, обрядами. Разыгрывание игр, песен, хороводов.
|
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Наша Родина – Россия 3ч. |
||
1 |
Россия - страна, в которой мы живём, народы - населяющие Россию. |
1 |
2 |
Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России. |
1 |
3 |
Конституция - основной закон страны. |
1 |
Государственные символы 3ч. |
||
4 |
Что такое государственные символы? |
1 |
5 |
Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации. |
1
|
6 |
Декларация о правах ребёнка. |
1 |
Страницы истории родного края. 3ч. |
||
7 |
Исследователи и путешественники нашего края. |
1 |
8 |
Коренное население Омской области. |
1 |
9 |
Первые города области. |
1 |
Символы Омской области 3ч. |
||
10 |
Гербы Омской области и города Омска. |
1 |
11 |
Герб города и области. |
1 |
12 |
Герб города и области. |
1 |
Я и моя семья 3ч. |
||
13 |
Семейные традиции; мои родители; моя родословная. |
1 |
14 |
Мое имя. Что оно означает? |
1 |
15 |
Мои обязанности в семье; семейные праздники. |
1 |
Моя школа – моя судьба 3ч. |
||
16 |
Традиции и история своей школы. |
1 |
17 |
Права и обязанности школьника и взаимоотношения в классе. |
1 |
18 |
Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. |
1 |
С любовью к городу 4ч. |
||
19 |
Что я знаю о своем районе, городе . |
1 |
20 |
Архитектура города Омска. |
1 |
21 |
Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в общественных местах. |
1
|
22 |
Памятные места в городе Омске. |
1 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны 2ч. |
||
23 |
Омская Крепость. |
1 |
24 |
Экскурсия в «Омскую Крепость». |
1 |
В гармонии с природой 2ч. |
||
25 |
Территория и географическое положение области. |
1 |
26 |
Растительный и животный мир (экскурсия в городской парк). |
1 |
Уникальные природные объекты России 2ч. |
||
27 |
Заповедники Калининградской области. |
1 |
28 |
Красная книга России. |
1 |
Что дает наш край стране 2ч. |
||
29 |
Памятники истории и культуры. |
1 |
30 |
Экскурсия по памятным местам. |
1 |
Культура Омской области 2ч. |
||
31 |
Известные писатели, поэты Омской области. |
1 |
32 |
Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть? |
1 |
Традиции, обряды, ритуалы земли родной 2ч |
||
33 |
Годовой цикл христианских праздников Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. |
1
|
34 |
Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). |
1 |
Методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации программы кружка внеурочной деятельности «Дети России - Мы» материально-техническое обеспечение предмета включает:
Учебные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) и др.;
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Вежливость и этикет», «Правила дорожного движения», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Речевой этикет», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний, Пазлы. Денежные единицы России (муляж), Герб России, флаг – символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка и др.
Интерактивная доска, принтер, ноутбук.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Связь программы кружка внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Учебно-методический материал для проведения занятий необходимо:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Дети России - мы» необходимы следующие принадлежности:
· спортивный инвентарь;
Из материалов потребуются:
· подборка видеофрагментов;
· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
· компьютер, принтер, сканер, ИД;
· набор ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по валеологии.
Литературы
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/08_ФГОС_УО_22.-11-20141.pd
Литература для учителя:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2015.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2014. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2014-2017. №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2013. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации, обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2013. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2014. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2015. 41 с.
9. Дитюк Е.П. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста «Азбука нравственности» [Текст] / сост. Е.П. Дитюк. - Омск:, 2021.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.