Детская инициатива в ДОУ
Оценка 4.9

Детская инициатива в ДОУ

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
4 кл—7 кл
24.01.2022
Детская  инициатива   в  ДОУ
в материале описывается детская инициатива в ДОУ и методы, приемы ее формирования
Детская инициатива.docx

Поддержка   инициативы  детей  в  различных  видах детской  деятельности , взаимодействие  взрослых  с  детьми на  основе  технологий программы «Вдохновение»

       Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

     Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Какой  он? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит  и решает игровые проблемные ситуации.

      Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума. 

         Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, мы  педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике мы  применяем различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в центре  природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

   В  своей  работе активно используем методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы

 

Методы и приемы

Аспекты развития

Игровая деятельность.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности,

самостоятельности дошкольников.

Продуктивные       виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе  продуктивной  деятельности  формируем такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.


Познавательно       - исследовательская

деятельность.

Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей.

1.           Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия

и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Мы  завели ритуал планирования самостоятельной деятельности.  Во время этого ритуала дети в   «карте   выбора» делают предпочтения центров  активности по интересам,где фиксируют,  чем бы они хотели заниматься во второй половине дня.

Игровые развивающие технологии.

Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности  взрослого  и  ребенка,  а  также

самостоятельной деятельности.

Метод «проектов».

   Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

   Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным  средством  воздействия  на

личность ребенка.

     В своей работе мы  используем технологию проектной деятельности, которая, актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

 

Создание                и

своевременное обновление

развивающей предметно- пространственной среды.

РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая        обязательной       совместной

деятельности.

Групповой сбор «Детский  совет»

  Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

 

    Во время проведения таких форм работы с детьми создаем условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

        Детская инициатива  выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

    Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

      В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

 


 


 

Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности , взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохновение»

Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности , взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохновение»

Игровая деятельность. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно

Игровая деятельность. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно

Метод «проектов». Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую…

Метод «проектов». Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую…

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы…

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы…

Детская инициатива в ДОУ

Детская  инициатива   в  ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022