Детский апперцептивный тест (ДАТ)
Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.
Известно, что ТАТ — прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.
Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.
Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.
Природа и цель теста
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.
ДАТ содержит 10 рисунков (смотри приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 3—10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».
ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.
Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах; воображении ребенка при видении их вместе в постели.
Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых — отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.
Руководство
Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования.
Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри |на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит.
В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.
Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа.
Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам.
В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности.
Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4.
Стимульный материал (смотри приложение)
11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации.
Описание и типичные ответы к картинкам
Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица.
Ответы вращаются вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказание, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фрустрацией.
Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком. Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с мед-кон ком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них па и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (на-4мер, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки — падение ребенка, обуславливающее возникновение страха.
Рисунок 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле. В правом нем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда — опасно властен.
Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто 6ерётся в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, благодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые — идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу.
Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, а в ее кармане — кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде — кенгуренок постарше.
Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что армирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.
Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу — детская кровать с двумя маленькими медвежатами.
В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения.
Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок б дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна.
Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись.
Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр — символ агрессии.
Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней.
Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения г семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит читать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).
Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь оспенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кровать, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате.
Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.
Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации, регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.
Рисунок 11. Бегущие лисята.
Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.
Интерпретация ДАТ
При интерпретации лучше придерживаться основных принципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации.
Опорные положения. Главная тема
Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их развития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голоде главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения своих потребностей.
Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у других. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребенка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов.
При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали и т. д. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фобии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае — о нарушении правила и уходе от наказания.
Главный герой
Герой — фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифицировать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а потом другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т.е. каким он выбирает героя — сильным или слабым.
В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может ввести к невротизации.
Самоопределение
Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким хотел бы видеть, свое тело, воображает себя красивым, большим, властным.
Главные потребности и побуждения героя
Потребности могут быть выражены:
· В потребностях героя через рассказы испытуемого.
· В рассказе о поведении героя.
· В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуемого.
· В описании образа жизни героя.
При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что:
· Обязательно сравнение актуальной картины с клинической, изучением объективных реальных жизненных обстоятельств.
· Возможно проявление замещающей природы фантазии.
· Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка.
· Возможность «временной игры» дошкольника.
Исключение фигуры или обстоятельства
Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигнорированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждебны, либо противоречивы.
Концепция среды
Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознательным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на основе образа прошлого. Обычно 2—3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доминирование, дружелюбие, боязливость и т. д.
Идентификация
Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто играет позитивную роль в их взаимоотношениях.
Представление фигур
Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, поддержке и других взаимоотношениях.
При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.