МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Проект в номинации № 10 «Первые шаги»
Тема проекта:
КАК РАЗГАДАТЬ РЕБУС?
|
Автор проекта:
Гончаров Петр Игоревич
Класс 2 А
Научный руководитель проекта:
Медуница Татьяна Николаевна
СОШ №3
учитель начальных классов
|
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. История появления ребусов………...................................................................4
ГЛАВА 2. Правила разгадывания детских ребусов …………………………………...…6
ГЛАВА 3. Полезно ли разгадывать ребусы?......................................................................18
Заключение………………………………………………………………………………....19
Литература…………………………………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Однажды на уроке учительница предложила нам разгадать несколько ребусов. Это было интересно, мне очень хотелось разгадать ребус первым. Но, к сожалению, ничего не получилось. И без помощи учителя мы не смогли справиться с этим заданием. Интересно подумал я, а есть ли правила, которые помогут разгадать ребус? И решил найти ответ на этот вопрос. Так появился мой проект.
Цель проекта – узнать, как разгадать ребус.
Задачи проекта:
1. Выяснить когда появились ребусы;
2. Полезно ли разгадывать ребусы;
3. Какие правила разгадывания ребусов существуют.
ГЛАВА 1. История появления ребусов
Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так:
i ♥ u (произноситься на английском языке "I Love You" - "Я тебя люблю"). Таким образом, в современном понимании, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Чаще всего ребусы используют в качестве развлечения.
Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы, с целью передать в них какую – либо информацию.
Само слово "ребус" (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus" ("Не словами, а при помощи вещей") и оставили из нее только последнее слово - rebus.
Идея
использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во
Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления,
содержащие пасквили, которыми комедианты ежегодно потешали народ во время
карнавала, высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. В ХVI в., когда
забавы эти были запрещены администрацией, характер ребуса изменился. Ребусом
стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и
первые рисованные ребусы.
В начале XVI века
ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал
сборник ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году. Впрочем,
лишь во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных
картинках, в других странах это мало кого тогда заинтересовало.
Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее. Например, работа флорентийского гравера и художника
Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального медальона
под названием "Ребус на удачу".
Английский писатель и математик Чарльз
Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых
популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране
чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в
многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих
письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов
картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких
загадочных писем нужна была смекалка, и это очень нравилось детям.
Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться
в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых
открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции,
выпустили целую серию фаянсовых тарелок, на лицевой стороне которых был
изображён ребус, а на обороте - разгадка.
В Россию ребусы попали лишь к
середине XIX века. Впервые слова, зашифрованные в картинках, предметах и
буквах, появились на страницах популярного журнала "Иллюстрация" в
1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником
И. Волковым в журнале "Нива". Позднее этим занятием увлеклись многие
дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. В
1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих
увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей,
психологии, различные новости со всего света. За верно угаданные загадки,
ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был
очень популярным и просуществовал 20 лет.
В 1937 годом при Советской власти Ленинградская полиграфическая
фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата
раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы"
(составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали,
кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам
были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой
совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ".
В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую
и юношескую аудиторию.
С началом телевизионной эры на Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29
марта 1965 года американский телеканал "ABC" запускается 30-ти
минутное телешоу "The Rebus
Game" с Джеком Линклеттером. Участникам предлагается разгадать
зашифрованные при помощи ребусов слова. За
каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным
призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских
долларов.
ГЛАВА 2. Правила разгадывания детских ребусов
Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.
РЕБУСЫ С КАРТИНКАМИ
ребус 1
ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО
ребус 2
СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ
Картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.
ребус 3
ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА
Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».
ребус 4
Перевёрнутый НОС = СОН
Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
ребус 5
КОЛБА + СА = КОЛБАСА
ребус 6
Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ
РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ
Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, количество букв, которые нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.
ребус 7
ВОЛК - К =
ВОЛ
ребус 8
ГАМАК - ГА = МАК
ребус 9
БАРАБАН - БА - АН = РАБ
Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.
ребус 10
КОМОД - КО, читаем справа налево = ДОМ
РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ
Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.
ребус 11
ОРЁЛ = ОСЁЛ
ребус 12
БАБОЧКА - БА = БОЧКА
ребус 13
КОРОВА = КОРОНА
Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».
ребус 14
НЕУЧ
Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.
ребус 15
Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ
ребус 16
Цифра СТО + буква Л = СТОЛ
Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.
ребус 17
РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА
ребус 18
Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА
ребус 19
Буква Р + ОДИН + АРКА = РОДИНКА
ребус 20
ПОВАР + цифра ДВА + ЛЕС = ПОДВАЛ
Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.
ребус 21
ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ
Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.
ребус 22
СОСНА = НАСОС
ребус 23
МАЛЯР = МАРЛЯ
Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.
ребус 24
АЛЛИГАТОР = ГИТАРА
Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.
ребус 25
ПАЛАТКА = ПАЛКА
Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.
ребус 26
ЗАМОК = МАЗОК
Могут также использоваться и римские цифры.
ребус 27
Сорок А = СОРОКА
Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).
ребус 28
З делим на К = ЗНАК
ребус 29
Пол буквы Е = ПОЛЕ
Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ".
ребус 30
И не
Й = ИНЕЙ
РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ
ПОД БУКВОЙ»
Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.
ребус 31
В букве О буква З = ВОЗ
ребус 32
Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН
Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА".
ребус 33
За буквой Л буква П = ЗАЛП
Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА", "НАД", "ПОД".
ребус 34
На
букве С
буква Т
= НАСТ
Если какая-либо буква сложена из других букв, название читается с прибавлением "ИЗ".
ребус 35
Из букв Б буква А = ИЗБА
Если по какой-либо букве разбросаны другие, то читают с прибавлением "ПО".
ребус 36
По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ
Применяются
и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.
Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с
прибавлением "У". Аналогично могут использоваться предлоги "С",
"ОТ", "К", "ПО", и другие.
ребус 37
Буква Л у буквы К = ЛУК
ребус 38
От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК
Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для
указания соответствующей замены букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог "К".
ребус 39
К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ
ГЛАВА 3. Полезно ли разгадывать ребусы?
А есть ли польза в разгадывании ребусов? Несомненно! Разгадывание ребусов имеет массу полезного.
Во-первых, у детей тренируется логика мышления. Ведь по картинкам, по их части, из набора букв, нужно составить слово.
Во-вторых, у детей развивается нестандартное мышление. Иногда ребусы так составлены, что значение картинок можно трактовать по-разному. И нужно сильно постараться при составлении слова.
В- третьих, ребусы помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы; тренируют зрительную память, правописание;
В-четвертых, ребусы дарят детям прекрасное настроение. Согласитесь, это очень важно, когда ребенок занимается увлекающим его делом.
А если немного не получается разгадать, то на помощь придут мама или папа. А это еще одна польза – семейное занятие, которое сближает семью и дарит массу прекрасного времени.
Заключение
Проделанная работа помогла мне сделать следующие выводы:
1). Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей;
2). Идея использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции;
3). Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях;
4).Разгадывание ребусов – это не праздное занятие, оно имеет массу полезного! Развивается мышление, логика, пополняется словарный запас.
Кроме того, я узнал, что существуют правила разгадывания ребусов и изучил их. Думаю, что теперь разгадать ребус будет для меня нетрудно!
Литература:
1) http://umnie-roditeli.ru/rebusy
2) http://maminovse.ru/detskie-rebusy
3) http://maminovse.ru/detskie-rebusy-
4) http://rebus1.com/
5) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.