Диагностическая работа по математике (сентябрь, 2016г)
Цель: проверить достижение выпускниками общеобразовательных классов основной школы уровня обязательной подготовки по курсу математики 5-9 классов, а также умение решать задания более высокого уровня по сравнению с обязательными.
Участники исследования: обучающиеся I курса СМТ, отделение квалифицированных рабочих и служащих.
Время проведения: сентябрь, на выполнение диагностической работы отводится 120 минут.
Для проведения проверки была составлена работа в двух вариантах.
Работа состоит из двух частей:
основная часть (задания 1-6) ориентирована на проверку достижения требований к обязательной подготовке учащихся по курсу алгебры 7-9 классов.
Содержание этих заданий было направлено на проверку следующих умений:
- находить значения числовых выражений
- выполнять тождественные преобразования целых и дробных выражений, степеней с целым показателем, применять формулы сокращенного умножения
- выполнять разложение на множители и использовать этот прием при сокращении дробей
- решать линейные и квадратные уравнения
- решать линейные неравенства
- решать системы линейных уравнений
дополнительная часть (задания 7-8) ориентирована на проверку более высокого уровня овладения математическим материалом.
Содержание этих заданий было направлено на проверку следующих умений:
- находить область определения функции
- решать дробно-рациональные неравенства
- решать текстовую задачу
Оценка работы осуществляется по следующим критериям:
- зачет, при правильном выполнении не менее 4 заданий
- незачет, при правильном выполнении менее 4 заданий
Содержание работы
I вариант |
II вариант |
|
|
|
|
1. б) Упростить алгебраическое выражение |
|
|
|
|
|
|
|
3. Решить линейное уравнение |
|
|
|
4. Решить квадратное уравнение |
|
|
|
5. Решить линейное неравенство |
|
|
|
6. Решить систему линейных уравнений |
|
|
|
7. Решите дробно-рациональное неравенство |
|
|
|
8. Решите текстовую задачу |
|
Из города А в город В, расстояние между которыми 120 км, выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого на 3км/ч больше скорости второго, поэтому он прибыл в город В на 2 ч раньше. Определите скорости велосипедистов. |
Из пунктов А и В одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго, поэтому он прибыл в пункт В на 1 ч раньше, чем второй в пункт А. найдите скорости пешеходов, если расстояние между пунктами А и В равно 20 км. |
Анализ диагностической работы по математике
Распределение выполненных заданий можно представить в таблице.
|
|
Номер задания |
|||||||
Группа |
Кол-во об-ся, выполнявших работу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ДМ-13 |
13 |
46% |
46% |
62% |
54% |
46% |
23% |
0% |
0% |
СП-13 |
10 |
0% |
60% |
60% |
50% |
40% |
0% |
0% |
0% |
ПК-13 |
14 |
29% |
50% |
71% |
50% |
29% |
14% |
14% |
7% |
итого: |
37 |
25% |
52% |
64% |
51% |
38% |
12% |
5% |
2% |
|
Задания направлены на проверку умений |
Упрощать алгебраические выражения, применять формул сокращенного умножения, выполнять действия над числами |
Применять свойства степени с целым показателем |
Решать линейное уравнение, применять правила раскрытия скобок |
Решать квадратное уравнение |
Решать линейное неравенство |
Решать систему линейных уравнений |
Находить область определения функции, решать дробно-рациональное неравенство |
Решать текстовую задачу |
Результаты работы показали, что основная часть обучающихся приступали к выполнению заданий базового уровня (№№ 1-6). В действительности основная часть проверенных работ содержала не более 3 верно выполненных заданий. К заданиям повышенного уровня сложности приступили 4 обучающихся из гр. ПК-13. Двое из которых справились с заданием №7, направленное на проверку нахождения области определения функции и один обучающийся предложил верное решение текстовой задачи. К сожалению, матрица ответов не дает возможности увидеть с каким количеством заданий справился каждый испытуемый.
Итоги выполнения основной части работы позволяют сделать вывод о том, что обязательная алгебраическая подготовка обучающихся имеет существенные пробелы. Основная часть обучающихся приступила к выполнению заданий №№ 2-4, однако лишь 50%-65% обучающихся правильно выполнили задания, направленные на проверку умений применять свойства степени, решать линейные и квадратные уравнения. Невысокий процент правильных ответов свидетельствует о низкой математической грамотности, в частности неумении выполнять действия над числами, раскрывать скобки, применять формулу корней квадратного уравнения, формулы сокращенного умножения. Данные пробелы в знаниях повлекли за собой неверные ответы, при верном алгоритме решения задания в заданиях №№ 1,3,4,5. 62% обучающихся затрудняются в решении линейных неравенств, ни один из испытуемых не приступил к решению системы линейных неравенств. 88% обучающихся не смогли правильно (чаще не приступили) решить систему линейных уравнений.
Результаты диагностической работы позволяют выявить затруднения у обучающихся и спланировать работу, направленную на поиск и применение приемов и методов корректировки пробелов в знаниях по математике. А также организовать образовательное пространство в зоне ближайшего развития обучающихся, с целью развития потенциальных возможностей каждого обучающегося и успешного освоения общеобразовательного курса математики 10-11 классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.