Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
docx
классное руководство +2
1 кл—4 кл
06.11.2017
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие, динамику УУД у каждого обучающегося.
Диагностика личностных универсальных учебных
действий в начальной школе.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Блоки личностных УУД:
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
3.Нравственноэтическое оценивание
Самоопределение
Осознавать себя гражданином России
Испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину
Отстаивать
демократические
гуманные
порядки
и
препятствовать их нарушению
Стремиться к взаимопониманию с представителями иных
культур, мировоззрений, народов и стран
Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и
стран
Осуществлять дела, полезные другим людям
Смыслообразование
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Формирования
достижения
мотивов
и
социального
признания
Мотива,
потребность
значимой и социально – оцениваемой деятельности
Нравственноэтическое оценивание
реализующего
Уважение истории и культуры всех народов, развитие
в
социально
–
толерантности
Ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков, развитие этических чувств – как регуляторов морального
поведения
Знание основных моральных норм
Развитие
к сотрудничеству и дружбе
Развитие
доброжелательности,
эмпатии и сопереживания,
готовности
эмоционально
–
нравственной отзывчивости
жизни
Формирование установки на здоровый и безопасный образ
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств
на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культуры
Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать
разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом
для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных
действий является диагностика.
Результаты диагностики дают возможность учителю:
скорректировать собственную деятельность и содержание
образовательного процесса;
определить, насколько эффективно используется потенциал
учебников, заложенные в них средства получения личностных результатов;
увидеть возможности реализации индивидуального подхода к
развитию каждого обучающегося.
неоднократное проведение диагностики даёт возможность
отслеживать развитие, динамику УУД у каждого обучающегося.
Требования к диагностике личностных УУД
адекватность методик целям и задачам исследования;
теоретическая обоснованность диагностической направленности
методик;
адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и
уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям
оцениваемых групп учащихся;
валидность и надежность применяемых методик;
профессиональная компетентность и специальная подготовленность
лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных),
обработку и интерпретацию результатов;
этические стандарты деятельности психологов.
Информация по данным результатам неперсофиницированна, не
передается посторонним, не может оглашаться на публичных выступлениях с
использованием конкретных данных детей. Не должно быть доступа к ней
кроме учителя, родителя и администрации. Диагностические методики
«Лесенка» Щур В.Г
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог
показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие дети, на второй
ступеньке чуть чуть лучше, на третьей – еще получше и т.д., а вот на верхней
ступеньке стоят самые лучшие дети. Оцените сами себя, на какую ступеньку
вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша
учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 13 ступени – низкая самооценка; низкий
уровень.
47 ступени – адекватная самооценка; высокий уровень(правильный)
810 ступени – завышенная самооценка, средний уровень
Методика определения эмоциональной самооценки (авт.
А.В.Захаров)
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков( 8
штук) – это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном
кружке. В первом находятся самые лучшие люди, в последнем самые худшие.
Ключ:
Нормой для ребенка является указание на третий четвертый круг
слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего
«Я образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый второй круг завышенная самооценка. При
указании на круги далее четвёртого заниженная самооценка Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных
предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со
школьниками 1—4х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на
установление смысла учебной деятельности для учащегося.
1.
2.
Тебе нравится в школе?
нравится
не очень
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в
школу или тебе часто хочется остаться дома?
3.
иду с радостью
бывает поразному
чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в
школу или остался дома?
4.
5.
6.
7.
пошел бы в школу
не знаю
остался бы дома
Тебе нравится, когда у вас отменяют какиенибудь уроки?
не нравится
бывает поразному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
не хотел бы
хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не хотел бы
не знаю
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
не хотел бы
точно не знаю
хотел бы
У тебя в классе много друзей?
много
мало
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
8.
9.
10.
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
1.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень
школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием
высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять
все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем
указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. (Высокий
уровень)
0 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные
2.
показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является
средней нормой.(Средний уровень)
3.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно
благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы
общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками,
иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких
детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало
привлекает. (Средний уровень)
4.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные
школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На
уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии
неустойчивой адаптации к школе.( Низкий уровень) 5.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация.(Низкий уровень) Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не
справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками,
во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная
Н.В. Кулешовой.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и
ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на
улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты
поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Незнаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и
накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Незнаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да 6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь
учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в
поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или
женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке
класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (1216 баллов): такие дети отличаются наличием
высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и
потребности других людей, направленность их личности – на себя или на
потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в
пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют
всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают,
если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются
принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (611 баллов):
такие дети достаточно
благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к
реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них
характерно стремление к межличностной конформности и сохранению
хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в
меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных
норм, знают нравственные качества школьников. Низкий уровень (05 баллов):
школьники посещают школу
неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета
интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные
нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают
проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславская Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим
коллективизм,
некоторые нравственные качества (самокритичность,
самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и
ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения,
содержащие рассуждения на тему морали.
1.
2.
3.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и
скучным, я обычно…
4.
5.
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения
хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
6.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Обработка
данных:
степень
нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
определяем
сформированности
балл Неправильное представление о нравственных нормах и
1.
2.
3.
нравственных качествах.
балла
Правильное,
но
недостаточно
четкое и полное
представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла Полное и четкое представление о нравственных нормах и
нравственных качествах.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Высокий уровень (1318 баллов)
Средний уровень (712 баллов)
Низкий уровень (06 баллов)
Литература
1.
Аверина Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших
школьников // Начальная школа, 2005, №11. С. 6871.
2.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании //
Педагогика, 2005, №2. С. 6768.
3.
Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма
Матер, 2006. 4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно
нравственного образования в современных условиях // Стандарты и
мониторинг в образовании, 2003, №3. С. 912 5.
Как
проектировать
действия
начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова.М.: Просвещение, 2008.
универсальные
учебные
в
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.