ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8
Контроль знаний
dot
математика +1
1 кл—4 кл
25.11.2018
В статье раскрывается сущность контрольно -оценочной деятельности учащихся начальных классов в игре, что способствует повышению мотивации и интереса к учению, помогает в увлекательной форме проверить знания учащихся. В статье приведены примеры игр для проверки знаний по математике и предмету "Человек и мир" на разных этапах урока.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО.dot
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Почебыт Лариса Эдвардовна,
учитель начальных классов,
ГУО «Учебнопедагогический комплекс
Субочский детский садсредняя школа»
"У ребенка есть страсть к игре, ее надо
удовлетворять." А.С. Макаренко
Использование дидактических игр даёт возможность разнообразить
задания, поддерживать интерес к изучаемому материалу, проверить знания
детей и закрепить нормы поведения и взаимоотношений с людьми,
развивать умение работать в коллективе, внимательность, память.
Игра как средство контроля
имеет свои достоинства. В игре
знания становятся средством (цель победа); проявляется ответственность
каждого перед членами команды за свою подготовку, а это прекрасный
стимул освоения знаний и умений по предмету; необходимость мгновенно
дать ответ на вопрос; необходимость следить за ходом игры и быть
готовым дать ответ за своего товарища; букет эмоций.
Игра это место демонстрации успеха (и неуспеха то же).
Особенностью проводимых
мною игр является то, что их можно
использовать для проверки знаний по любому предмету и его любому
разделу; дает учителю представление об уровне знаний и умений учеников;
побуждает
материала;
усвоению
к
учеников
имеет абсолютно объективную систему судейства.
При закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом
через десяток часто используют игру “Поймай рыбку”. На доске висит
1 таблица на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке
записан один из примеров. Двое учащихся выходят к доске и по команде
начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в
тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики
сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее
количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим
рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10
можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”. Учитель раздает
пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне
которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за
партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные
цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро
определить на конверте номер дома(найти значение выражения) и разнести
письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с
цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме проверить
таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что
еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их
быть более четкими, собранными, быстрыми.
Можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый
добежит до финиша ?” Каждый получает карточку с заданием задачей.
Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого
ученика разная. В каждом виде изучения вычислений можно использовать
игровые формы. Например, такие игры: ромашка; магические квадраты;
занимательные рамки; составим поезд; лестница; угадай число; почтовый
ящик; магазин; угадай слово; радисты ; молчанка; назови соседа.
2 Эффективной для формирования вычислительных навыков,
постижения секретов взаимосвязи между компонентами и результатами
действий является игра "Задумай число". Когда ученики работают в
парах либо в экипажах, то учитель выступает в роли консультанта, а дети
взаимообучаются и самообучаются, учатся сотрудничать и рефлексировать.
Естественно, программу задает учитель моделями, ориентируясь на те
задачи, которые стоят на данном этапе усвоения материала, постепенно
усложняя задание.
Урокигра для проверки знаний по теме "Ориентация в пространстве".
Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит
назвать большое количество предметов в любом названном учителем
направлении слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс
разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы,
расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла
назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В
процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд,
что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций.
Дидактические игры подбираются учителем с учётом темы урока.
При изучении в 1 классе темы “Осенние плоды и овощи” для проверки
знаний можно использовать игру «Светлица темница». Расположить на
наборном полотне на желтой полосе овощи, которые растут в «светлице»
( огурец, кабачок, горох, помидоры и т.д.), а те которые растут в «темнице»
(картошка, редиска, свекла, морковь и т. Д.) на черной полосе.
Часто использую с целью проверки знаний игровые задания
индивидуального характера: "Найди лишнее слово", "Назови одним
словом", "Плюс и минус", "Экологический футбол".Эти задания
выполняются всеми учениками одновременно (либо поочередно), что дает
3 возможность проверить знания, выявить пробелы, выставить отметки сразу
всему классу.
С I класса можно проводить игры "Кто это?", "Что это?" и "Угадайка".
Дети по описанию признаков или действий узнают предмет. В 3 и 4 классе
можно использовать зачет ( в форме КВН, соревнования и т д.). Эта
форма также может быть использована для контроля знаний учащихся. Она
дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала,
но и показывает реальные возможности учащихся, способствует
самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает
ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее
предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап
самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами,
статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки
Он дает возможность учителю использовать
учебного труда.
индивидуальный подход к учащимся, а им свободно располагать
временем, отведенным на усвоение темы.
"Живая газета". Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с
заранее подготовленными заданиями сообщениями по типу "одной
строкой". Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме,
Самый любопытный и
используя дополнительную литературу.
малоизвестный факт оценивается.
Для повторения и проверки знаний учащихся кроссворд одна из самых
удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С
него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его
можно использовать как средство для закрепления нового материала, как
домашнее задание и для повторения. Ребус один из игровых способов
текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более
сложный вариант игры. Для закрепления и повторения материала на уроке
4 можно использовать такую игровую проверку знаний как викторина.
Проверка носит соревновательный характер, поэтому интерес и внимание
очень высокие. Такая форма контроля позволяет развивать речь учащихся,
активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения
учебного материала.
Широко используются для контроля знаний учащихся и задания –
тесты. Олимпиада наиболее глубокая форма проверки знаний учащихся.
Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме,
но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою
работу.
Каждый вид игрового задания определяется содержанием изучаемого
материала. При этом необходимо обязательно выделить те знания, умения и
навыки, которые требуется сформировать у учащихся. Место и роль
задания в учебном процессе определяет учитель.
Список литературы
1. Антипова М.Б. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1
классе: метод. рекомендации для учителей – Мн.:Издво «Пачатковая
школа», 2005. 192 с.
2. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике; 1,2
класс, пособие для учителя.2е изд. –М: Просвещение, 1989. 47с., 63с.
3. Максимук Н.М. Дидактические игры для шестилеток. Метод. Пособие
для учителя. Мн.. Нар. Асвета,1991. 72с.
4. Хацкевіч Р.П. Чароўная скарбонка: Пазакл. работа па матэматыцы:
Метад. дапам. для настаўніка. – Мн.: ЗАТ “Бервіта”, 1997. – 144 с.
5 6
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.