Дидактические игры
для старшего дошкольного возраста
с использованием конструктора «Йохокуб»
Игра «Йохотетрис»
Название игры: «Йохотетрис»
Цель игры: формирование математических представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире
Возрастная группа: старшая группа
- формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.);
- поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;
- учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- формировать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
-развивать умение планировать процесс возведения постройки;
- развивать способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях;
- развивать познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- воспитывать у детей интерес к:
· игровой воображаемой ситуации, включающей принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей;
· нормам игровой деятельности (правилам, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщению игровой деятельности игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями;
· вовлечению в игровую деятельность всех детей.
• сформирован устойчивый интерес к конструированию из Йохокуба, умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.
• сформированы представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.
• развита способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях.
Для формирования алгоритма создания игры были сформулированы следующие этапы разработки модели:
1. Технологический этап (изготовление изделия).
2. Заключительный этап (испытание готового изделия).
Для игры дети, с помощью педагога, сконструировали и изготовили детали. Детям было предложено сначала из плоских геометрических фигу(4шт.) выложить варианты геометрических фигур, затем повторить это с Йохокубиками. Когда возможные комбинации были получены, кубы соединили скобами и раскрасили.
Заключительный этап (испытание готового изделия).
1 этап. Возраст детей 3-5 лет. Форма работы: индивидуальная или подгрупповая. Участники игры совместно с педагогом или индивидуально складывают по типу игры «тетрис» элементарные геометрические фигуры. Затем декорируют их с помощью элементов детского дизайна.
2. этап. Возраст детей 5 - 7 лет. Форма работы: подгрупповая.
Участники игры, совместно с педагогом или индивидуально, используя предложенные схемы (по желанию) создают из элементов картонного конструктора объекты. Затем декорируют их с помощью элементов детского дизайна.
3 этап. Возраст детей 6 - 7 лет. Форма работы: подгрупповая. Участники игры индивидуально, по собственному замыслу самостоятельно скрепляют разрозненные элементы, создавая из них новые. Затем создают из элементов картонного конструктора объекты, необходимые для осуществления основных видов деятельности, свойственной ребенку дошкольного возраста. Затем декорируют их с помощью элементов детского дизайна, в зависимости от замысла.
|
|
|
Тема игры: дидактическая игра «4-ый лишний с применением технологии Йохокуб»
Цель игры: закреплять умение находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ. Возрастная группа: 3-7 лет
Задачи:
-развитие словесно-логического мышления, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие steams навыков (умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.);
- умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей;
-умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.; интеграция в собственную сюжетно- ролевую игру; создание игрового пространства);
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;
- умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность кречетворчеству, способность к сюжетосложению.
Ожидаемый образовательный результат игры: дети научатся аргументировать свой ответ, используя распространенное предложение, обобщать и классифицировать предметы окружающего мира.
Описание хода игры: Ребенок бросает кубик, на котором прикреплены картинки, относящиеся к одной группе предметов, а одна из картинок относится к другой группе.
![]() |
Игра «Все наоборот»
Тема игры: «Все наоборот».
Цель игры: Создание условий для формирования и закрепления двигательных умений дошкольников через освоение новых способов деятельности посредством использования конструктора Йохокуб на занятиях по физической культуре.
Возрастная группа: 5-6 лет.
1. Развивать STEAMS навыки: умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации.
2. Совершенствовать умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, речевой, двигательной).
3. Учить выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей.
4. Развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи.
5. Способствовать развитию двигательных умений и навыков.
РППС: Оборудование творческой мастерской «Конструкторское бюро» (конструктор
«Йохокуб»).
Спортивное оборудование: комплект вертикальных стоек.
Ожидаемый образовательный результат игры: повышение двигательной активности, развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции.
Используя словесную инструкцию педагога, дети рассчитали необходимое количество деталей для создания куба – вертушки. Затем собрали изделие, воспользовавшись для скрепления деталей конструктора, соединительными скобами. На грани большого куба наклеили картинки со схематическим изображением фигуры человека. Куб – вертушку установили на вертикальную стойку.
Инструктор по физической культуре изменяет положение куба. Дети выполняют движения – наоборот, заданные на предметных картинках.
Тема игры: «Фразовый конструктор»
Цель игры: расширение лексических категорий, совершенствование грамматического строя.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Задачи: развитие steams навыков ( умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.); умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.; интеграция в собственную сюжетно-ролевую игру; создание игрового пространства); умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность к речетворчеству, способность к сюжетосложению. Актуализация, уточнение и пополнение словаря существительных, глаголов. Усвоение лексической сочетаемости слов. Усвоение значений предлогов, упражнение в их правильном употреблении. Построение и распространение фразы. Дифференциация значений глаголов "шить-вязать", "мыть-стирать", "чистить-резать.
*формируются навыки связной речи с опорой на наглядный материал,
*развивается лексико – грамматический строй речи,
*пополняется словарный запас,
*развивается память, внимание, мышление, мелкая моторика, слуховой, тактильный и обонятельный анализаторы.
Перед началом игры следует рассмотреть с ребенком картинки на кубиках, назвать их.
ИГРА 1
Понадобится два кубика: один со схематичными изображениями действий, другой с субъектами действий (членами семьи или домашними питомцами).
Взрослый ставит кубик с изображением действия и просит ребенка подобрать подходящий субъект. Например, плавает – кто? Рыба, мама, папа и т.д.
Взрослый ставит кубик с изображением действующего лица (человека или домашнего питомца) и просит ребенка подобрать подходящий предикат. Например, это хомяк. Что делает хомяк? Ест, бегает, прячется и т.д.
Бросаем оба кубика и составляем фразу «субъект + предикат», используя слова - названия выпавших картинок. Оцениваем, возможно ли это в реальности. Например, хомяк летает, мама читает и т.д.
ИГРА 2
Понадобится несколько кубиков: со схематичными изображениями действий, с субъектами действий, с предметным словарем.
Берем два кубика и составляем фразу «субъект + предикат», используя слова - названия выпавших картинок. Затем берем подходящий третий кубик, выбираем на нем нужное изображение и распространяем предложение дополнением.
Взрослый ставит два кубика: субъект и объект действия, предлагает ребенку подобрать нужный предикат. Например: «мама», «варежки». Что делает мама? Ребенок находит нужный глагол, добавляет кубик с его изображением между двумя другими, произносит фразу: Мама вяжет варежки.
ИГРА 3 - с предлогами
Понадобится несколько кубиков: со схематичными изображениями действий, с субъектами действий, с предметным словарем, с предлогами.
Совмещаем сразу несколько кубиков «мама», «сидит», «на», «диван». Произносим фразу, показывая ребенку на каждое слово. Просим повторить. Затем меняем последнюю картинку, ребенок проговаривает новое предложение. Затем можно заменить изображение субъекта, изображение предиката. Ребенок моделирует и произносит фразы.
Если цель занятия – закрепление значений предлогов, упражнение в их правильном использовании, то заменять будем схему предлога (манипуляции проводятся с одним или двумя кубиками со схемами предлогов). Ребенку предъявляются изображения объекта, предиката и субъекта. Необходимо выбрать подходящий предлог и произнести фразу.
Взрослый предъявляет ребенку всю цепочку из 4-х кубиков, но с ошибкой. Ребенок должен определить, какое изображение выбрано ошибочно, заменить его на правильный вариант, произнести фразу. Например, «мама», «сидит»,
«под», «диван» - заменяем схему предлога; «мама», «сидит», «на», «стол» -
заменяем слово «стол».
Примечания
1. Дифференциация значений глаголов "шить-вязать", "мыть-стирать", "чистить-резать» проводится с использованием дополнительных кубиков (они так и подписаны). С кубиком «дополнительно действия» используются кубики
«дополнительно предметы 1», «дополнительно предметы 2», а также другие кубики с изображением предметов.
2. При закреплении предлога «между» используем картинки «тапки», «варежки» (существительные в форме множественного числа) или карточку с буквой И из любой разрезной азбуки (союз И) и любые подходящие изображения предметов.

Цель игры: развитие STEAMS навыков детей старшего дошкольного возраста по формированию и развитию связной стороны речи у детей, имеющих речевое недоразвитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме.
2. Совершенствовать умения детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних и диких животных, используя схемы – модели ЙОХОКУБА.
3. Учить строить распространённые предложения.
4. Учить распространять простое двусоставное предложение в форме винительного, дательного и творительного падежа.
5. Учить отвечать на вопросы, распространёнными предложениями опираясь на схемы – модели.
6. Совершенствование грамматического строя (согласование имён прилагательных с именами существительными).
7. Развивать словесно - логическое мышление, память, зрительное восприятие.
Улучшение диагностических показателей в развитии связной речи.
Дети изучают ЙОХОКУБ в плоскостной форме и в объёмной. Изготовление кубов с детьми. Педагог предлагает отправиться в гости к дедушке и бабушке в деревню. Занятие по составлению описательного рассказа начинается с рассматривания домашних животных, сенсорного обследования, восприятия предмета в целом, определения характерных особенностей их внешнего вида и особенности их жизни. Для этого педагог использует сюжетный макет «Деревенский дворик», который позволяет обеспечить более целостное восприятие детьми предполагаемых объектов описания.
Тема игры: «Пудель Артемон»
Цель игры: уточнять и расширять представления детей о профессиях.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Задачи: развитие steams навыков: умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой, игровой, познавательно-исследовательской); умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей; умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: модель, игра); умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления.
РППС: данная модель собаки, состоящая из объёмных фигур конструктора ЙОХОКУБ (куб, призма, колесо), пополнила зону познавательной активности.
Ожидаемый образовательный результат игры: повышение интереса детей дошкольного возраста к изучению темы «Профессии» посредством использования конструктора ЙОХОКУБ.
У собаки на голове цилиндр, на котором расположены карточки с профессиями и три ряда подвижных кубиков. Ребёнок выбирает карточку с профессией и составляет рассказ по схеме:
1 ряд – место работы;
2 ряд – что делает
3 Ряд – что нужно для работы

Цель: расширить кругозор детей по экологическому воспитанию. Возрастная группа: подготовительная
- развитие STEAMS-навыков: умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой, игровой); умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления;
- формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в схемах- описания животных, растений и грибов и находить по этим схемам соответствующие объекты.
Ожидаемый образовательный результат игры: повышение интереса детей старшего дошкольного возраста в изучении животных и растений Красной книги России посредством использования конструктора Yohocube.
Для формирования алгоритма создания игры были сформулированы следующие этапы разработки модели:
1. Технологический этап (изготовление изделия).
2. Заключительный этап (анализ модели собаки и испытание готового изделия).
Начальным действием данного этапа является расчёт необходимого количества деталей для создания модели собаки. Было принято совместное решение использовать в изделии некоторые детали конструктора Йохокуб (куб, призма, колесо и соединительные скобы).
Позже были найдены схемы описания животных, растений и грибов, а также изображения животных, растений и грибов с различных по цвету страниц Красной книги России. Все цветные материалы были распечатаны на принтере. Затем дети совместно с воспитателем разрезали изображения на фрагменты, размером с грани Йохокуба.
Следующим шагом изготовления изделия стала сборка деталей, необходимых для создания модели собаки.
Основным действием на данном этапе является сборка изделия. Для скрепления объёмных деталей конструктора использовались соединительные скобы. Во время процесса сборки модели собаки дети применяли различные виды креплений в зависимости от расположения той или иной детали в изделии. Сначала были собраны конструкции с тремя подвижными кубиками, на которые впоследствии были приклеены цветные изображения схем-описаний и объектов Красной книги. Затем была создана собака. В последнюю очередь изделие было задекорировано. У собаки появились глаза, нос и язык.
На заключительном этапе было проведено испытание готового изделия. Модель собаки разработано не только с целью развития игровой деятельности, но и с целью повышения интереса детей дошкольного возраста к экологическим проблемам нашей страны.
У собаки имеется 3 ряда подвижных кубиков. Верхние два ряда представляют собой цветные страницы Красной книги России.
Эти ряды предназначены для знакомства детей с животными и растениями соответствующих страниц Красной книги.
Нижний ряд направлен на развитие у детей логических способностей и мыслительной деятельности. В нем представлены 4 схемы-описания:
- животных;
- птиц;
- растений;
- грибов.
Игрокам предлагается выполнить следующие алгоритмы действий:
I вариант
1. По заданным воспитателем или другим ребёнком параметрам схемы-описания определить, о ком будет идти речь (о животном или птице, или растении, или грибе).
2. Найти этот объект на верхних двух рядах
II вариант
1. По словесному описанию найти объект на верхних рядах.
2. Составить схему и рассказ к найденному объекту.
Таким образом, игра «Пёс Барбос-задай вопрос» сможет сформировать у детей дошкольного возраста интерес к дальнейшему изучению редких и исчезающих представителей флоры и фауны нашей страны.
Цель: повышение познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная группа: группа детей 5 – 6 лет.
Задачи для детей:
1. Развивать STEAMS навыки: умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации.
2. Совершенствовать умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, речевой).
3. Учить выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла.
4. Развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи.
5. Способствовать развитию умения придумывать техническое решение поставленной задачи.
6. Повышение познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
7. Обучение дошкольников умению обобщать полученные знания посредством речевого выражения.
Ожидаемый образовательный результат игры: развитие речевых навыков, познавательной деятельности по лексической теме.
Детям предлагается выбрать слово – предмет. Например, слово – предмет – весна (по лексической теме «Ранняя весна»).
1. Весна.
2. Ранняя, теплая.
3. Идет, спешит, опаздывает.
4. Весна дарит людям тепло.
5. Радость.
При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Цель игры: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве
Возрастная группа: 5-6 лет
Образовательные: совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.
Воспитательные: поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Повышение интереса детей дошкольного возраста к изучению ориентировки в пространстве посредством использования конструктора Йохокуб.
ОПИСАНИЕ хода игры: вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги,
затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.
Перед началом сборки модели Жирафа было принято решение о конструкции модели с тремя подвижными рядами кубиков. Данный вариант конструкции оказался наиболее эффективным для изучения детьми ориентировки в пространстве.
Необходимо было также предусмотреть возможность участия детей в создании изделия. Это является основным критерием, которым следует руководствоваться в процессе разработки игры. Произвели расчёт необходимого количества деталей для создания модели жирафа. Позже были найдены картинки по теме. Все цветные материалы были распечатаны на принтере. Затем дети совместно с воспитателем разрезали изображения на фрагменты, размером с грани Йохокуба. Следующим шагом изготовления изделия стала сборка деталей, необходимых для создания модели жирафа. Дети отлично справились и собрали объёмные детали конструктора по линии сгиба разверток деталей. Но на некоторых этапах сборки была необходима помощь воспитателя. Для скрепления объёмных деталей конструктора использовались соединительные скобы. Вовремя процесса сборки модели жирафа дети применяли различные виды креплений в зависимости от расположения той или иной детали в изделии. Сначала были собраны конструкции с тремя подвижными кубиками, на которые впоследствии были приклеены цветные изображения- картинки. Затем был создан жираф. В последнюю очередь изделие было задекорировано. У жирафа появились глаза, нос, пятна. После было испытание готового изделия. Модель жирафа является уникальной в своём роде. Изделие разработано не только с целью развития игровой деятельности, но и с целью повышения интереса детей дошкольного возраста к изучению ориентировки в пространстве.
Цель игры: мотивировать детей к развитию речевых, коммуникативных навыков и совершенствование грамматического строя.
Возрастная группа: 5-6 лет
Обучающие: формировать умение составлять предложения (небольшие рассказы) по карточкам. Обучать навыку составления простых и предложных предложений. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
Развивающие: развивать и обогащать связную речь. Развивать умение рассказывать полно и выразительно. Развивать воображение.
Воспитательные: воспитывать желание поделиться впечатлениями со сверстниками взрослыми, умение слушать рассказчика.
Исследовать возможности Йохокуба. Изучить свойства картона.
Научиться собирать и соединять кубы, призмы.
Моделировать продукт будущей деятельности (жираф).
Выстраивание алгоритма действий в соответствии с выбранной задачей. Развивать творческие способности через оформление итогового продукта. Способность к речевому творчеству.
Развитие пространственного мышления (расположение ног, шеи, хвоста), геометрического (конструирование куба, треугольной призмы, втулки), алгоритмического мышления (умение выстраивать алгоритм действий при участии в игре), развивается комбинаторика, дети учатся размышлять, сколько комбинаций можно составить из данных объектов. Речевое развитие (составление предложения или рассказа), коммуникация (при вариации командной или парной игры). Элементарная инженерно-техническая активность детей.
Развитие речевых навыков, познавательной деятельности по теме.
ОПИСАНИЕ хода игры: Детям предлагается выбрать определённую картинку в одном ряду, затем он вращает и подбирает остальные картинки по смыслу (например, тучка – солнышко- радуга). Как только ребенок справляется с этим заданием, он переходит к основному – составление предложения. Затем переходит ко второму и третьему ряду. Следующие задание: составь рассказ из этих предложений. Игровое steams пособие
«Йохо-Жираф» направлено на совершенствование речевых навыков, а также познавательных процессов. Предполагает решение множества воспитательных и образовательных задач. Активно используется детьми старшего дошкольного возраста в свободной и непосредственной образовательной деятельности. Не ограничивает фантазию педагогов при определении темы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.