Дидактический материал по русскому языку
Оценка 4.6

Дидактический материал по русскому языку

Оценка 4.6
Карточки-задания
doc
русский язык
4 кл
07.10.2019
Дидактический материал по русскому языку
1.Сколько предложений в тексте. Обозначь конец предложения . Поставь пропущенные буквы. Улыбнулось ласковое со.нце затих дож.ь быстро прошла гр.за тёмная туч. ушла дал.ше с д.рев.ев падают т.жёлые капли ч.десную песенку запел жаворонок Задания: Найди в тексте имена существительные, прилагательные , глаголы. 2.Работа с текстом. Волшебная осень парков. Чуть-чуть сыровато. Листья неохотно отрываются и летят вниз. Долго-долго падают кленовые листья. Как хорошо! Хочется сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Детишки снуют под ногами, ссорятся из-за самых красивых осенних листьев. В руках у ребят букеты из ярких листочков клёна. Кажется, листья падают беззвучно. Кажется , их полёт сопровождает тихая музыка. Один лист, второй, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, провожает глазами листья. Рядом женщина с зонтиком. В руках у неё книга, но она не читает. Она слушает музыкальный хоровод. Правда, здорово! Задания: Подобрать заголовок к тексту. Озаглавь каждый абзац. В каких предложениях содержится восхищение автора красотой осеннего парка? В каком предложении содержится основная мысль текста? Перескажи текст.
карточки.11.doc
 Карточка 1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. На   п..лях   р..ботают   к..мбайны   идёт   уборка   хлеба   нашлось   дело   и   р..бятам   после   к..мбайна остаются на поле к..л..ски. Ходят  р..бятишки по полю к..л..сок к к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.   Карточка   2.  Списать   текст.   Вставить   пропущенные   буквы.   Расставить   нужные   знаки   в   конце предложений. К осени на з..мле столько всего выросло Едут по д..рогам грузовики с жёлтой к..ртошкой, с красной м..рковью, с белой к..пустой Уже увезли с полей зерно, из с..дов – ябл..ки Чем бы ещё ос..ни уд..вить людей  Карточка 3. Списать текст, ставя нужные знаки в конце предложений. Указать вид предложения по цели высказывания. Что ж вы заскучали, тёмные леса Что ж вы замолчали, птичьи голоса Улетайте, птицы, от метелей­вьюг Мне пора учиться, вам пора на юг Самостоятельная работа. Составить   из   данных   слов   предложения.   Озаглавить   текст.   Подчеркнуть   в   каждом   предложении грамматическую основу. Жили, летом, братья, пасеке, на. Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать. Мальчики, из, носили, ручья, воду. Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый. Изучали, пчёл, повадки, ребята. Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к. Составление рассказа по опорным словосочетаниям. ЛИСА Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисятки, заботливо ухаживала,   согревала   их,   прорезались   вскоре,   любили   играть,   весело   резвились,   грелись   на   солнышке, внимательно следила, заботливая мать.  Карточка 1. Сделать разбор предложения. Из­за тучи выглянуло на секунду неяркое солнце.   Карточка   2.  Определить   вид   текста,   озаглавить   его.   Списать,   вставить   пропущенные   буквы, подчеркнуть грамматическую основу первого предложения. В..сной   выл..тела   из   убежища   бабочка­траурница.   Пригл..дитесь   к   ней.   Ее   крылья   имеют б..рхатистую   поверхность   и   тёмно­бурую   окра..ку.   По   кр..ям   –   светло­ж..лтая   кайма,   а   перед   ней неб..льшие голубые пятны..ки, которые придают крыльям очен.. н..рядный вид.  Карточка 3. Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить, определить его вид. В каждом предложении подчеркнуть главные члены. Устроили, на, танцы, журавли, болоте; птицы, в, собрались, кружок; на, подпрыгивали, ногах, они, длинных, кружились, и; журавли, хлопали, другие, крыльями;          Карточка 1. 1) Указать, без какой части не может существовать слово: приставка, корень, суффикс, окончание. 2)   Отметить   лишнее   слово   в   группе   однокоренных:  хлеб,   хлебный,   хлебнуть,   хлебушек,   хлебороб, хлебница. Разобрать слова по составу.  Карточка 2. 1) Вписать нужные слова. Часть слова, которая является общей для родственных слов, называется ___________________________. Родственные слова называют также _____________________. 2) В группе родственных слов найти и подчеркнуть лишние:  мышка, мышь, мышонок, смышлёный, мышеловка. Родственные слова разобрать по составу.  Карточка 3. 1) Среди данных однокоренных слов найти и подчеркнуть лишние: чайник, чай, чайная, чайка, чайничек, чаёк, отчаянный. 2) Записать слова в два столбика соответственно схемам: зима, зимний, дорожка, весна, домишко, лужок, слово, корзинка, озеро, ключик, страна.  Карточка 4. 1)   Найти   лишнее   среди   однокоренных   слов:  ледяной,   ледник,   ледок,   следы,   ледышка,   лёд, обледенелый. 2) Записать слова в два столбика по схемам: золото, стрелок, бросок, океаны, столик, письмо, дружок, майский, доброта, берёза, осень. 1.         Прочитайте слова, выделите группы родственных слов, запишите, выделите корень:  ходить, звонок, задворки, ходьба, звонкий, лесник, дворник, лесники, походный, у лесника, двор, переход, звон. – Какие слова вы не записали? Почему?   – Как доказать, что это формы одного и того же слова?   – Какая   часть в слове образует новую форму этого слова? – Вернёмся к группам однокоренных слов, которые у вас получились. Определите, какая часть слова изменяет основу, образует новое слово. Выделите ее. 2.                          Формулирование правила по схеме.  Карточка 1. 1) Вписать нужные слова. Приставка – это часть слова, которая стоит _______________ и служит для ______________________. 2) В группе однокоренных слов подчеркнуть лишнее: жалость, жалоба, жалкий, ужалить, жалеет, жало, пожалеть, жалко, жалостливый.  Карточка 2. 1)   Часть   слова,   которая   стоит   перед   корнем   и   служит   для   образования   новых   слов   называется ____________________________. В слове обозначается знаком ________________. 2)   Найти   в   данной   группе   слов   слова   с   приставками.   Приставки   выделить:  принести,   катать, рассмеяться, научить, печь, спрятать, смех, воробей, снежок, вырастить, заснеженный.  Карточка 3. 1) Приставка – это часть слова, которая стоит _____________ и служит для _____________________. 2)   В   данной   группе   слов   найти   слова   с   приставкой     выделить   ее:  сломать,   спрыгнуть,   слово, слепить, смех, сделать, снежок, сбегать, спелый.  Карточка 4. 1)   Часть   слова,   которая   стоит   после   корня   и   служит   для   образования   новых   слов   называется _______________________. В слове эту часть обозначают так: ____________________. 2) В данной группе слов найти слова с суффиксом   выделить его: чайка, прогулка, свечка, чашка, записка, дочка, риск, песок, дорожка.  Карточка 5. 1) Суффикс – это часть слова, которая стоит ______________ и служит для _____________________. 2)  В  данной  группе   слов   найти  слова  с  суффиксом     выделить  его:  листок,  молоко,  дружок, бережок, урок, петушок, крокодил, сынок, пушок, сок.  Карточка 6. 1) Найти слова с суффиксом   выделить его: замочек, щека, кусочек, аптека, смекалка, уголочек, молоточек, горошек. 2) Данные слова распределить в 2 столбика по схемам: выход, посадка, рассада, проход, вылет, примерка, записка, заплыв, присыпка.  Прочитайте слова, с которыми работаем сегодня: – Определите количество слогов,  поставьте ударение в словах.  Какие орфограммы можно выделить для запоминания? – Объясните, откуда взялась непроизносимая согласная в корне первого слова. (Для этого вспомните, как оно образовалось в русском языке). – Объясните значение слова «прекрасный». Можно ли поставить в один ряд с ним слово «красный»?            г..ра –                                    кни..ка –                              со..нце –  гóры,  горный                       книжек,  книжечка            солнышко                     Распределительный диктант. 1. Записать слова в три столбика (с безударной гласной, с парной согласной, с непроизносимой согласной в корне), подчеркнуть орфограмму: бедняк,   боец,   газетка,   низкий,   свистнул,   водичка,   доблестный,   девчонка,   далёкий,   тростник, рулетка, закуска, граница, лапки, капустный, сюрприз, поздно, сердце. 2. Взаимопроверка в парах   Карточка   1.  К   данным   словам   подобрать   проверочные,   выделить   корни:  см..шной,   т..хонько, покр..снел, ч..стота, н..чевал, п..стреют, в..ренье, взгл..нул, прив..зил, м..сной.  Карточка 2. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Выполнить разбор слов по составу. На крутом б..регу р..ки начинается с..сновый2 бор. К..чается под ветром высокая2 тр..ва. Г..няются над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками2 по сухим кочкам сп..шат2 хл..потливые муравьи.  Карточка 3. Вставить, где это необходимо, непроизносимую согласную, записать проверочное слово. Мес..ность, пас..бище, вес..ник, интерес..ный, доблес..ный, опас..ный, чес..ный, звез..ный, чудес..ный, прекрас..ный.  Карточка 4. Списать, вставить пропущенные буквы. Поставить нужные знаки в конце предложений. Поз..няя   осень,   гр..чи   ул..тели  (Н.   Некрасов).   Здра..ствуй,   со..нце   да   утро   в..сёлое  (И.   Никитин). Моро.. и со..нце! День чудес..ный  (А. Пушкин). Здра..ствуй, князь ты мой прекрас..ный! Что ж ты тих, как день ненас..ный? (А. Пушкин.) С окрес..ных гор уже сн..га сб..жали мутными руч..ями (А. Пушкин).  Карточка 5. Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова. Конфе..ка, кру..ка, маршру..ка, ло..кий, опт..ка, пило..ка, мину..ка, доро..ка, девя..ка, ни..кий, кре..кий, крова..ка,запи..ка. В проверяемых словах выделить суффиксы.   Прочитайте слова: аллея, коллектив, пассажир. – Что интересного заметили?  На какое правило эти слова?  Можно ли проверить их написание? Почему? Разгадывание кроссворда. 1. Комната для занятий в школе.  2. Асфальтированная скоростная дорога. 3. Название нашего государства.  4. Небольшое прозаическое произведение.   5. Название языка, на котором мы говорим. 6. Человек,  совершающий  поездку  в  каком­либо  виде  транспорта.  – Запишите эти слова в тетрадь, подчеркнув двойные согласные.   Карточка   1.  Записать   словосочетания,   вставить   пропущенные   буквы,   отмеченные   слова   разобрать   по составу, подчеркнуть двойные согласные. Килограмм яблок, сонный2  лес, классный2  журнал, кре..кие вожжи, коллекция лист..ев, длинная2 лес..ница,   субботний2  вечер,   интерес..ный   рассказ2,   б..рёзовая2  аллея,   школьный2  утренник,   скорос..ное2 шоссе, чугунные2 рельсы.  Карточка 2. Записать пословицы, подчеркнуть двойные согласные, разобрать по составу отмеченные слова. Бездонную2 бочку водой не наполнить. Воз рассыпал, а два собрал. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Длинная2  нитка – ленивая2   швея. Русский в словах горд, в делах твёрд. Поддельное2 золото темнеет. Легко привыкнуть – трудно расставаться     Работа со словами. Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я. – Прочитайте слова.  Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово.  Запишите слова в тетрадь. Подготовьтесь к объяснению. – Что необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке?      – Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь. Объявление,   отъезд,   гостья,   вход,   угощенье,   объём,   изгородь,   подъёмный,   въезд,   мытьё,   варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял.   Проверьте в парах.   Карточка 1.  Списать текст, вставить нужную букву. Выделить в словах с разделительным  ъ  приставки, подчеркнуть гласную, с которой начинается корень. Волк ужасно раз..ярён – С..есть ежа не может он. Еж, хотя он и с..едобен, Для с..еден..я неудобен: С..ёжась, выставил иголки – Об..егорил злого волка.  Карточка 2. Списать. Вставить в слова (где это необходимо) разделительный ъ или ь. С..ёмка,   об..ход,   л..ётся,   от..езд,   об..едки,   в..юнок,   вз..ерошил,   с..пуск,   об..явление,   раз..единить, в..юга, с..ёжился.  Карточка 3. Списать, вставив, где нужно, разделительный  ъ или ь. В..ётся,   с..прыгнул,   с..едобные,   под..ехал,   с..ел,   терпен..е,   руж..ё,   под..езд,   об..ятия,   раз..ярённые, вз..летел, ненаст..е, мурав..и Дана схема слова:  . Нужно подобрать к ней подходящие слова. Записка,   описка,   подсказка,   завязка,   походка,   находка,   загадка,   отгадка,   разгадка,   разведка, подкладка, закладка, подружка, погрузка, покраска, перебежка, пробежка, загрузка, усмешка, насмешка и др.   Карточка 1.  От слов  носить, кричать, плясать, тащить  с помощью приставок  по­, за­, на­, вы­, пере­ образовать слова (какие возможно). Приставки выделить.  Карточка 2. Списать текст. Найти слова с приставками, выделить приставки, подчеркнуть предлоги. Быстрые   чёрные   птички   с   белыми   грудками   и   длинными2  хвостами   летают   в   воздухе.   Они подлетают к карнизу дома, мастерят что­то, улетают, опять прилетают. Ласточки лепят из глины гнездо4. Полетит птичка на берег реки, принесёт в клюве кусочек глины, прилепит к стене и полетит за другим.   Карточка 3.  Списать слова, вставить пропущенные буквы, выделить приставки:  з..тянул, н..колол, о..дохнул, п..р..вернул, н..ливал, п..хвалил, по..держал, ..тдавал, ..тбил, з..плясал, по..ставил, н..строил.

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019