Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96» г. Перми
Дидактическое пособие
«Лэпбук «Занимательная математика»»
Автор-разработчик: Уткина Елена Леонидовна, воспитатель
|
Пермь, 2023
Дидактическое пособие
«Лэпбук «Занимательная математика»»
При организации работы группы комбинированной направленности возникает проблема осуществления социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. Для решения этой проблемы необходимо создавать условия для разнообразного общения детей и совместной деятельности.
Методическая разработка «Лэпбук «Занимательная математика»» поможет создать условия и для развития познавательной мотивации детей (в том числе с ЗПР), и для повышения активного интереса детей (в том числе с ЗПР) к участию в совместной деятельности.
Возрастная адресность. Дидактическое пособие «Лэпбук «Занимательная математика»» предназначено для работы с детьми 6-7 лет в комбинированной группе (в том числе с детьми с ЗПР).
Цель лэпбука. Создание условий для развития познавательной активности и познавательной мотивации детей в занимательно-игровой форме средствами специально подобранных дидактических игр и упражнений по ФЭМП. Создание условий для повышения активного интереса детей с ЗПР к участию в совместной деятельности и развития коммуникативных навыков.
Осваиваемое детьми содержание.
Дидактические игры и упражнения, представленные в лэпбуке «Занимательная математика» способствуют решению следующих задач:
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- закреплять представление о количественном составе числа (в пределах 5;
- упражнять в умении составлять задачи с опорой на наглядность;
- развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей;
- совершенствовать пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
Составляющие лэпбука.
Внутренний разворот лэпбука представлен яркими пластиковыми папками с дидактическими пособиями и играми (рисунок 1).
В папке «Поиграем-посчитаем»
(рисунок 2) размещены карточки-картинки с заданиями на счет.
Примерные задания:
- Сосчитай, сколько здесь предметов?
- Чего больше?
- Чего меньше? и т.д.
- Сколько мышат на картинке? Скажи, где спрятались мышата, используя слова «под», «над», «в».
- Расскажи, как составлено число 5? и т. д.
В папке «Что сначала, что потом?» (рисунок 3) находятся игры на закрепление ориентировки детей во времени. Дети учатся на конкретных примерах устанавливать последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).
Далее «Для самых внимательных» (рисунок 4) предлагаются задания на логику. Картинки на карточках располагаются в определенном порядке. Задание:
- Подумай, какой элемент ряда будет следующим.
Задания в папке «Реши задачу» (рисунок 5) способствуют умению составлять, анализировать и решать простые арифметические задачи.
Внизу расположена папка «Головоломки» (рисунок 6). Материал: карточки с картинками - лабиринтами. Цель таких заданий - поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход.
Описание возможностей использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
В совместной деятельности:
- во время НОД как сюрпризный момент,
- подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми для закрепления материала.
В самостоятельной деятельности детей:
- в сюжетно-ролевой игре «Школа».
Результативность использования лэпбука.
Позитивный опыт старшей группы подтверждает эффективность использования лэпбука «Занимательная математика».
Результат.
- Повышение познавательной активности и инициативности детей.
- Отмечено эффективное усвоение материала детьми с ЗПР.
- Повышение активного интереса детей с ЗПР к участию в совместной деятельности во время самостоятельных игр.
Литература
1. Неверова, Ю. В. Развивающие занятия для детей от 3 до 7 лет: конспекты занятий ; демонстрационный и раздаточный материал : учебное пособие / Ю. В. Неверова, Е. В. Иванова. - Москва : Издательство ВЛАДОС, 2019. - 223 с. - (Серия: «Развивающее обучение»). - ISBN 978-5-00136-009-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1084866
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
3. Современные технологии дошкольного образования : учебное пособие / под ред. Л.М. Захаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 251 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1023275. - ISBN 978-5-16-108491-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1023275
4. ttp://pedlib.ru/Books/6/0257/6_0257-63.shtml#book_page_top
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.