Дифференциация звуков Ж-З в слогах, словах, предложениях.

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 25.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект логопедического занятия.
Иконка файла материала Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте.docx

Дата_24.02.25г____________                                                                                         Класс___2Е___

 

Тема: Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте

Цель: Дифференцировать звуки З-Ж.

Планируемые результаты:

Предметные: Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж; развитие навыка словообразования; закрепление правописания жи -ши ; улучшение  навыка чтения. 

Метапредметные:  развитие внимания и памяти; совершенствовать фонематическое восприятие; совершенствование мелкой моторики рук, улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.

Личностные: создание эмоционального контакта между учениками.

Оборудование:предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, , слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы.

Ход урока.
1. Организационный момент. 

 Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся 
Широко нам улыбнулся.
А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.
Вот и краска с банкой рядом 
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
2. Сообщение темы занятия. 
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки: 
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц) 
Сижу - молчу, 
Ползу - молчу, 
А кок только я взлечу, 
Тогда вдоволь пожужжу. (жук) 
- Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях. 
3.Сопоставление звуков по артикуляции. 
3.Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.

2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.

Что  общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)

Чем они отличаются?

·         при произнесении звука [згубы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами,  струя воздуха сильная, холодная.

·         при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.

·         Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.

 Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

 

- Выделение звуков на слух. 
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.


3. Дифференциация в слогах.
Речевая зарядка. 
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа 
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда 
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово. 
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

- Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ 
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

4. Дифференциация в словах. 
Игровое упражнение. «Запомни и повтори». 
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАМОК
ЖУК – ДОЖДИК – ВАЗА

Игра «Измени слово».
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал


 

Игра «Назови ласково». 
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

5. ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел. 
6. Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнение 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжит, цветок, над.
2. пиджак, висит, вешалке, На.
3. Женя, зеленый, У, зонт.
Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

7. Итог урока.

 

- Молодцы! А сейчас давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?

- звук Ж у нас согласный, всегда твердый. При произнесении губы округлены, язычок у нас в верху за передними зубами. Струя теплая, плавная. Звук Ж графически обозначается буквой Ж.

- звук З у нас тоже согласный, бывает твердым и мягким. При произнесении, губы у нас в улыбке, язычок внизу за передними нижними зубами. Струя холодная, прерывистая.

 

 

 


Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______,

 

лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ 
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. Жук, жужжит, цветком, над.

__________________________________
2. Пиджак, висит, вешалке, на.

_________________________________


4. Жени, зонт, У, желтый.

 

_______________________________________________

Упражнение 3. Скажите по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они_________

 

 

 

 

Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______,

 

лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ 
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. Жук, жужжит, цветком, над.

__________________________
2. Пиджак, висит, вешалке, на.

 

_________________________________
4. Женя, зонт, У, желтый.

 

___________________________________________

Упражнение 3. Скажите по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________