Дата_24.02.25г____________ Класс___2Е___
Тема: Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте
Цель: Дифференцировать звуки З-Ж.
Планируемые результаты:
Предметные: Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж; развитие навыка словообразования; закрепление правописания жи -ши ; улучшение навыка чтения.
Метапредметные: развитие внимания и памяти; совершенствовать фонематическое восприятие; совершенствование мелкой моторики рук, улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
Личностные: создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование:предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, , слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Артикуляционная
гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.
А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.
Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
2.
Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны
отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится.
(заяц)
Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)
- Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З
] в слогах, словах, предложениях.
3.Сопоставление
звуков по артикуляции.
3.Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на
положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить
характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.
Что общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)
Чем они отличаются?
· при произнесении звука [з] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
· при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
· Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.
Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).
-
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть
звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи,
животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики,
железо.
3.
Дифференциация в слогах.
Речевая
зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же
интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное
задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно
вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА
или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______,
бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.
- Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот,
моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.
4.
Дифференциация в словах.
Игровое
упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАМОК
ЖУК – ДОЖДИК – ВАЗА
Игра
«Измени слово».
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал
Игра
«Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..
5. ФИЗМИНУТКА.
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.
6.
Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнение 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения.
Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжит, цветок, над.
2. пиджак, висит, вешалке, На.
3. Женя, зеленый, У, зонт.
- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________
7.
Итог урока.
- Молодцы! А сейчас давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?
- звук Ж у нас согласный, всегда твердый. При произнесении губы округлены, язычок у нас в верху за передними зубами. Струя теплая, плавная. Звук Ж графически обозначается буквой Ж.
- звук З у нас тоже согласный, бывает твердым и мягким. При
произнесении, губы у нас в улыбке, язычок внизу за передними нижними зубами.
Струя холодная, прерывистая.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______,
бир______, ко______,
лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.
ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____,
________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.
Упражнение
2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. Жук, жужжит, цветком, над.
__________________________________
2. Пиджак, висит, вешалке, на.
_________________________________
4. Жени, зонт, У, желтый.
_______________________________________________
Упражнение
3. Скажите по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они_________
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______,
бир______, ко______,
лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.
ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____,
________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.
Упражнение
2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. Жук, жужжит, цветком, над.
__________________________
2. Пиджак, висит, вешалке, на.
_________________________________
4. Женя, зонт, У, желтый.
___________________________________________
Упражнение
3. Скажите по образцу.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.