5 класс
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»
ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 4 класса.
Время: 45 минут
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе», М.: Просвещение, 2008 г.)
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф. и 2 пунктуац.
1 орфограф. и 3 пунктуац.
0 орфограф. и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф. и 4 пунктуац.
3 орфограф. и 5 пунктуац.
0 орфограф. и 7 пунктуац.
«2» - 5 орфограф. и 9 пунктуац.
6 орфограф. и 8 пунктуац.
7 орфограф. и 7 пунктуац.
8 орфограф. и 6 пунктуац.
ЛЕТНЯЯ ГРОЗА.
.
Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)
(По Б. Тимофееву.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1в. Затих старый бор, приготовился к бою.
2в. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
2. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. Потемнело, сильный, полем.
2в. Набежали, летняя, лесом.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2
ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ».
ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М. : Просвещение. 2008г.)
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. ( По В. Астафьеву.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. РАЗОБРАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
1в. Далёкий горизонт, выглянуло из-за туч.
2в. В голубом просвете, громко закричал.
2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.
2в. Редкие капли дождя падали на землю.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3
ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА».
ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения данной темы.
ЗИМНИЙ ЛЕС.
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.
Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Всё ещё зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош снег в зимнем уборе! (94 слова.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – вьюга 2в.- листья
2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ГДЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4 ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА».
ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М. : Просвещение . 2008г. )
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.(82 слова.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ
1 в. Метель, отважный.
2 в. Холод, большой.
2. ПОДОБРАТЬ АНТОНИМЫ К СЛОВАМ
1в. Рано, далёкий. 2в. Светло, длинный.
3. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй.
2в. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5
ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».
ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.
( Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М.: Просвещение. 2008 г. )
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ
1в. Утренний, пробежал, ветерок.
2в. Послышался, деревьев, хриплый.
2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. Утренний ветерок пробежал по лесу.
2в. Вдруг послышался шорох гальки.
3. ВСТАВИТЬ В СЛОВА ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ВЫДЕЛИТЬ ОРФОГРАММУ
1в. Синиц..н, ц..кнуть, лекц..я, ш..рох, ш..лк, р..сти, р..сток, подр..сла, предл..гать, прил..жить.
2в. Ц..ркуль, на ц..почках, дикц..я, капюш..н, ш..пот, р..стение, отр..сль, зар..сли, сл..жение, прил..гать.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 6
ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».
ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе» М.: Просвещение. 2008 г.).
О МИХАИЛЕ ПРИШВИНЕ.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги? (92 слова.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. В Сибири 2в. К деревне
2. ЗАПИСАТЬ 3 ПРИМЕРА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ
1в. – только множественного числа
2в. - только единственного числа
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 7 ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения учащимися данной темы.
(Текст взят из «Сборника диктантов по орфографии и пунктуации». М.: Дрофа. 2008 г)
ЯГОДНЫЕ АДРЕСА.
Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.
Адрес черники и брусники узнай у лохматых и хмурых елей. Это обычная ягода для елового бора. Только в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.
Малине нужна самая лучшая лесная земля. Поэтому она заселяет гари, забирается в овраги.
Адрес клюквы - болото, где хозяином зелёный мох - сфагнум.
Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время созревания ягод. Земляника - в июне, черника, голубика, костяника, малина - в июле, брусника - в августе. (89 слов.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. - у лесных (пней) 2в. - для елового (бора)
2в. НАЙТИ В ТЕКСТЕ 5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ВЫДЕЛИТЬ У НИХ ОКОНЧАНИЕ И ОБОЗНАЧИТЬ ПАДЕЖ.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ».
В ЛЕСУ.
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорога. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы решаем углубиться в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зазеленел, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (98 слов.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. ВЫПИСАТЬ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА
1в. - несовершенного вида 2в. - совершенного вида
2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА
1в. - спускаются, зазеленел, пушистыми, дорожка
2в. - углубиться, посмотришь, горьковатой, тропка
3. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.
2в. Среди деревьев идёт полная талой воды дорога.
5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 9 ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ».
ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данному разделу.
( Текст взят методического пособия Г.А.Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе. » М.: Просвещение. 2008г)
День кончается. Солнце уже спускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины.
Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (93слова.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. - заблестели 2в. - опускается
2. ОПРЕДИЛИТЬ ВИД, ВРЕМЯ И ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ
1в. - рисовал, напишут, буду читать, решаем
2в. - пела, увидят, будет лепить, учат
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
ЗА КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС».
ЦЕЛЬ: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся за курс 5 класса.
ВРЕМЯ: 45 минут.
(Текст взят из «Сборника диктантов по русскому языку» Г. А. Богдановой, М.: Просвещение.
2001 г.)
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф. и 2 пунктуац.
1 орфограф. и 3 пунктуац.
0 орфограф. и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф. и 4 пунктуац.
3 орфограф. и 5 пунктуац.
0 орфограф. и 7 пунктуац.
«2» - 5 орфограф. и 9 пунктуац.
6 орфограф. и 8 пунктуац.
7 орфограф. и 7 пунктуац.
8 орфограф. и 6 пунктуац.
ДУБ.
Дуб - удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зелёный, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью.
Когда наступает мороз, листья на дубе свёртываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму.
Молния ударит в него, и всё равно весной распустятся на нём зелёные листочки.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч, зимует летучая мышь.
Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова).
(По Г. Снегирёву.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ
1в. – распускается, дубовой, листочки.
2в. – наступает, летучая, трубочки.
2.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – дуб 2в. – лес
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.