Диктанты по русскому языку 4 класс
"Начальная школа 21 века":
1 четверть:
Поздняя осень
На дворе октябрь.
Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые
кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между
грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами,
словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует
осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Петька
В заповеднике жил Петька. Это
была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял
печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал
Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал
клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и
воткнул в песчаный домик.
(58 слов)
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
2 четверть:
В саду
Поздней осенью я
посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода.
Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были
целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду
разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и
весной. Легко и спокойно было на сердце.
(65 слов)
Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
Грамматическое задание:
1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они
устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц
дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить
друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил
мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке
стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и
прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти
рябинки.
(85 слов)
Грамматическое задание (на выбор учителя):
1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Солнце
Выплыло из-за леса
солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в
каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб
пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес
глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли
ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над
лесом светит солнце.
(69 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.