Дипломная работа
Оценка 4.7

Дипломная работа

Оценка 4.7
Документация
doc
социальная работа
11 кл +1
05.06.2020
Дипломная работа
Рубцова Еа диплом.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми

ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

 

Тема: Возможности коучинговой технологии в социальной коррекции детско - родительских отношений в условиях образовательной организации



Выполнила: Сельницкая Елизавета Владимировна С-42                

фамилия имя отчество                группа

   39.02.01 Социальная работа                                                                             

наименование специальности

 

Руководитель: Чупикова Нина Николаевна, преподаватель колледжа

фамилия имя отчество, должность

 

Защита состоялась: «___»____ 2020г.

Оценка: ____(___________________)

 

                                               Соликамск, 2020           

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.  Теоретические аспекты коучинговой технологии в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации ………………………………………………

1.1. Характеристика детско – родительских отношений на разных возрастных этапах….......……………………………………………………….. 

1.2. Основы  социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации……………………………………….

1.3.  Коучинговая технология как   инновационная форма  социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации ……………………………………………………………………..

Глава 2. Разработка социального проекта коуч - студии   для  восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”………………………………………………………………………….

2.1. Социологическое исследование востребованности проекта коуч - студии для восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”

2.2 Описание социального проекта коуч - студия «Мы сможем вместе»

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают, как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений. Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям.

Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э.Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

Таким образом, анализ работ специалистов позволяет выявить следующие характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.

   Нормативно-правовыми основами социальной работы с рассматриваемой категорией детей и их семей выступают следующие:

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)   

- Конституция Российской Федерации.

- Семейный  кодекс Российской Федерации. 

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 - ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

      В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

 Исходя из всего вышеизложенного, темой нашего исследования является«Возможности коучинговой технологии в социальной коррекции детско - родительских отношений в условиях образовательной организации  ».

Объект  исследования:  социальная коррекция детско-родительских отношений 

Предмет  исследования:  коучинговая технология в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Цель исследования: теоретическое обоснование возможности  коучинговой технологии в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации и разработка  проекта коуч — студии «Мы сможем вместе!»

  Задачи:

1.                 Изучить социально-психологическую литературу по теме исследования.

2.                 Дать характеристику особенностей детско — родительских отношений.

3.                 Раскрыть  основы социальной коррекции детско — родительских отношений.

4.                 Изучить коучинговую технологию как   инновационную форму  социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

5.                 Охарактеризовать особенности организации коуч- студии как инновационной формы социальной коррекции в работе с детьми и их родителями.

6.                 Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации коуч — студии «Мы сможем вместе» для детей и их родителей в условиях образовательного учреждения.

7.                 Разработать социальный проект коуч — студия «Мы сможем вместе!» для детей и их родителей.

Методы исследования: изучение социально-психологической и нормативно-правовой литературы по теме исследования, систематизация изученного.

Нормативно-правовую основу исследования составили нормативно-правовые документы 

Теоретическую основу исследования работы Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы детско — родительских отношений, система социальной помощи детям и их родителям, имеющие проблемы в отношениях.

Практическая значимость исследования определяется разработкой социального проекта коуч — студия для детей и их родителей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

                                                                                                 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические аспекты коучинговой технологии в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

1.1. Характеристика особенностей детско – родительских отношений на разных возрастных этапах  

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

- репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;

- воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

- хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

- духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

- социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально – психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь всё более эмоционально – психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. [6, с. 384]

Социализирующий функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поскольку ограничимся несколькими аспектами.

Во – первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во – вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни — это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В – третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что развитие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В – четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В – пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В – шестых, семья играет важную роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации её членов, возможные аспекты и способы того и другого.

В зависимости от количества детей, семья бывает:

- инфертильной или бездетной;

- малодетной;

- среднедетной;

- многодетной.

По типу воспитания детей социологи выделяют такие виды семей:     - авторитарная, где указания родителей не обсуждаются, а наказания обжалованию не подлежат.

- либеральная или анархическая, где для детей царит вседозволенность, а родителям свойственна инфантильность.

- демократическая, где царит равенство и уважение между всеми членами семьи.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состояние позитивно – социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. [9, c.434-436]

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний.

   Таким образом, качество детско – родительских отношений зависит от многих факторов, и оказывают значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основы  социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Социальная коррекция — система целенаправленных, специально организованных мероприятий на основе принципов межведомственного и междисциплинарного подходов, направленных на исправление деформированных социальных функций семьи (воспитательной, коммуникативной, хозяйственно-экономической и др.), личности (гражданина, семьянина, труженика, потребителя), либо стагнацию негативных (девиантных) процессов у группы/личности.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях: восстановление; компенсирование; стимулирование; исправление. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

Компенсирование заключается в усилении тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.

Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.

Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

К основным методам социальной коррекции можно отнести:

— информационно-коррекционную беседу;

— психологические тренинги коррекционной направленности;

— аутотренинги;

— психодраму;

— метод психологического дебрифинга;

— психолого-медико-педагогический консилиум;

— компенсационный метод;

— метод коррекционного погружения в атмосферу семьи (коллектива) и др.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 

- преемственность  обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

- соблюдение интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- системность  обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка с родителями.

- непрерывность  гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- вариативность  предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- рекомендательный характер оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей. Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период освоения уровня основного общего образования, имеет четкую структуру и включает несколько разделов

 В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и специальные принципы общей и специальной педагогики. Общедидактические принципы включают принцип научности; соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; соответствия дидактического процесса закономерностям учения; доступности и прочности овладения содержанием обучения; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя; принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути; комплексности).

Цель программы коррекционной работы — разработать систему комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с детско — родительскими проблемами. 

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях.

Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта (семьи как целостной системы), которые преобладали до появления отклонения, дисфункции(кризиса семьи, переживания экстремальной ситуации, миграции, изменение социального статуса т.д.)

Компенсирование заключается в усилении тех свойств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений (после тяжелой утраты члена семьи, появления больного или нового члена семьи, развода и т.п.).

Стимулирование направлено на активизацию благоприятного психологического климата в семье, формирование определенных ценностных ориентации, установок членов семьи, создание положительного психологического климата, отношений эмоциональной близости в семье (в случае если диагностируется материнская депривация, попустительство в воспитании из-за большой занятости, конфликтность).

Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств отдельных членов семьи на положительные (девиации членов семьи).

 

Исходя из определенных критериев, коррекционную работу с семьей можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии семьи (острый супружеский конфликт, конфликт детско-родительских отношений, психологическая травматизация членов семьи и др.) которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию в работе с семьей:

- поведенческих аспектов членов семьи;

- межличностных отношений: супружеских, коллективных; детско-родительских отношений; межпоколенных.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

- индивидуальную с отдельными членами семьи;

- групповую:

- в закрытой естественной группе - конкретная семья

- в открытой группе для семей-клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально - групповую).

4. По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

5. По продолжительности:

- короткую(тренинг семьи)

- длительную (сопровождение семьи);

- сверхдлительную (психотерапия семьи).

7. По масштабу решаемых задач различают коррекцию:

- общую;

- частную;

 -специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекдионного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями членов семьи,

Под частной коррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для различного возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе с членами семьи, а также специально разработанные системы коррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Целенаправленное воздействие на семью-клиента осуществляется через коррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Таким образом, социальная коррекция детско — родительских отношений как технология социальной работы, прежде всего, направлена на устранение проблем внутрисемейных  отношений, коррекцию психологических, педагогических и социальных установок, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Коучинговая технология как инновационная форма    социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Коучинг (от англ. coaching – обучение, тренировка) – технология, включающая тренинговые упражнения, обучающие новым способам мышления и поведения, которые могут быть успешны только в процессе взаимодействия с обучающимися. Коучинг сегодня – новое направление в педагогике. Ранее такое явление отождествлялось с понятиями «бизнес», «психотерапия», «психоанализ» или «психология». Сегодня же использование коучинговых техник как педагогических технологий открывает новые перспективы в современном образовании, в их основе лежит постановка и максимально быстрое достижение запланированных задач путем мобилизации внутреннего потенциала коуча и обучающегося, освоения передовых стратегий получения результата [2, 3].

Тенденции развития современного общества являются глубоким основанием для системной инновационной деятельности педагога, что требует изменения системы знаний о формах и видах педагогической деятельности. Инновационная педагогическая деятельность начинается с переосмысления уже сформированной и устоявшейся системы ценностей личности педагога. Очевидно, что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования неизбежно требует от педагога совершенствования его профессиональных компетенций, четкой педагогической позиции, сформированных профессионально-личностных качеств.

 На сегодняшний день значение полноценного общения взрослого и ребенка велико. Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является оказание им психологической поддержки в вопросах формирования благоприятного психологического климата в семье.

Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Часто не все в жизни получается так, как хотелось бы, обстоятельства часто оказываются сильнее нас. В минуты неудач ребенку особенно необходима поддержка близких. Иногда ошибки и промахи ребенка вызывают у родителей досаду и раздражение, они торопятся отругать или наказать ребенка, но это не научит его противостоять жизненным трудностям.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Чтобы родители сами могли понять, что им надо делать, определили способы, с помощью которых они могут достичь желаемого и сами наметили этапы достижения цели.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении детско-родительских отношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Правильными взаимоотношениями считаются такие, в которых взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает его при неудачах.

 Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви. Вы узнаете о том, как устанавливать границы, как оказывать поддержку и развивать самостоятельность, каковы стратегии эффективной коммуникации. 

 «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться» (Овчарова Р.В.).

Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.

В большинстве своем задания и игры тренингов по детско-родительским отношениям являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.

Таким образом, коучинг детско-родительских отношений актуален:

- когда вы чувствуете, что назрели изменения и возникли новые вызовы в воспитании. Когда есть ощущения, что в ваш арсенал родителя хочется добавить новые инструменты. Когда вы готовы улучить ваши навыки общения и слушания, умение договариваться  и сотрудничать, творить и развиваться вместе. Этот вид коучинга может вам оказать поддержку, если вы обнаружили, что ребенок убегает в мир Интернета и компьютерных игр.

- современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Технология коучинг, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их.  Предложенные психологические  упражнения и техники помогут  родителям дошкольников общаться со своим ребенком, узнавать друг друга с разных сторон, определять проблемы и решать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка социального проекта коуч - студии для восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”.

2.1. Социологическое исследование востребованности проекта коуч - студии для восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”

Разработку проекта предваряло социологическое исследование, позволяющее оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы и жителей города Соликамск.

Цель: обоснование необходимости разработки социального проекта коуч – студии по восстановлению детско – родительских отношений.

Задачи:

1.Подобрать диагностический инструментарий для проведения социологического исследования

2.Дать оценку готовности участия целевой группы в разработанном проекте

3.Определить уровень социальной заинтересованности жителей города, специалистов, работающих с семьей в необходимости разработки социального проекта.

4.Проанализировать результаты проведенного опроса для разработки проекта с учетом предпочтений и ожиданий целевой группы и целевой аудитории.

Для решения поставленных задач были проведены социологический Интернет-опрос жителей города Соликамска, беседа со специалистами, работающими с семьями, анкетирование детей и родителей – целевой группы социального проекта.

Анализ и интерпретация результатов исследования.

В социологическом Интернет-опросе жителям города было предложено ответить на 8 вопросов. Количество опрошенных составило 30 человек в возрасте от 16 до 45 лет, из них мужчин -6, женщин -24. Участникам опроса предлагалось ответить на вопросы о целесообразности разработки и реализации проекта.

 

1)Как вы считаете, какие факторы влияют на характер детско – родительских отношений?


Как мы видим на диаграмме, респонденты считают, что нравственно – эмоциональная сфера в семье оказывает определяющее влияние на характер детско - родительских отношений. Именно поэтому следует создавать благоприятную атмосферу в семье, взаимодействовать на основе конструктивного подхода, где-то и компромисса.

2) Какие на ваш взгляд бывают проблемы детско – родительских отношений?

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что воспитательная неуверенность родителей – является главной проблемой детско – родительских отношений. Решение этой проблемы требует профессиональной помощи поддержки, в том числе в формате включения семьи в проектную деятельность.

3)   Коуч – студия – это метод тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает достичь жизненной цели. Как вы считаете, будет ли коуч – студия помогать в восстановление детско – родительских отношений на базе школы?

На данной диаграмме видно, что подавляющее большинство респондентов считает, что коуч – студия будет помогать в восстановлении детско – родительских отношений на базе школы, где каждый ее участник научится управлять своим эмоционально-психологическим состоянием, научится эмпатическому слушанию.

4)Будет ли коуч – студия на базе школы актуальна в нашем городе?

Из данной диаграммы можно сделать вывод, что респонденты считают коуч – студию на базе школы актуальной, интересной и современной формой обучения бесконфликтному общению.

5) Если возникнет проблемы в детско – родительских отношениях, обратитесь ли вы в коуч – студию?

На данной диаграмме видно, что более 50% респондентов готовы обратиться в коуч – студию для восстановления детско – родительских отношений. Это еще раз доказывает, что сегодня многие готовы обращаться за профессиональной помощью в разрешении и предупреждении социально-психологических проблем.

6) Готовы ли вы оказать благотворительную помощь в реализации проекта?

 

На диаграмме мы видим, что большая часть респондентов готовы оказать информационную поддержку проекту, что уже немало, поскольку проблема детско-родительских отношений будет понятна подавляющему большинству жителей города, прежде всего взрослые будут задумываться о необходимости выстраивания взаимодействия со своими детьми.

Анкета для целевой группы

Уважаемый респондент!

Я являюсь студенткой 4 курса специальности социальная работа. Провожу исследование на тему «Коуч – студия по восстановлению детско – родительских отношений» с целью обоснования необходимости разработки социального проекта. Просим вас открыто и честно отвечать на поставленные вопросы. Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Прочитав вопрос, выберите вариант ответа, который наиболее отражает вашу позицию.

 

1.Существует ли у вас проблема в детско – родительских отношениях?

1.                 

А) Да часто возникают проблемы

 

Б) да, но редко возникают проблемы

 

В) проблем нет

2.  Если у вас возникает проблемы, как вы её решаете?

             А) Пытаюсь решим своими силами

              Б) Обращаюсь к друзьям, знакомым за помощью.

              В) Обращаюсь к специалистам, работающие с семьями

              Г) Ничего не делаю

 3.   Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

   А) Семейный психолог

    Б) Социальный педагог школы

     В) Специалист по социальной работе

4. Будете ли вы участвовать в проекте, если вам предложат?

       А) Да я приму участие

         Б) нет я не буду принимать участие

          В) Мне всё равно

 5. В какой роли вы будете принимать участие в реализации проекта?

    А) В роли волонтера

     Б) В роли целевой группы

     В) Не приму участие

Спасибо за участие!

 

Анкета для детей.

1.Бывают ли у вас  проблемы в отношениях с родителями?

А) Да бывают

Б) нет, не бывают

В)Затрудняюсь ответить

2.  Если у вас возникает проблемы, как вы её решаете?

       А) Пытаюсь решим своими силами

        Б) Обращаюсь к друзьям, знакомым за помощью.

        В) Обращаюсь к специалистам, работающие с семьями

         Г) Ничего не делаю

3.   Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

   А) Семейный психолог

    Б) Социальный педагог школы

     В) Специалист по социальной работе

4. Будете ли вы участвовать в проекте, если вам предложат?

       А) Да я приму участие

         Б) нет я не буду принимать участие

          В) Мне всё равно

 5. В какой роли вы будете принимать участие в реализации проекта?

    А) В роли волонтера

     Б) В роли целевой группы

     В) Не приму участие

Спасибо за участие!

 

2.2 Описание социального проекта коуч - студия «Мы сможем вместе»

Настоящий социальный проект реализуется на базе Муниципальной автономной общеобразовательным учреждением «основная общеобразовательная школа 4». Сокращенное наименование Школы МАОУ «ООШ 4»

Цель социального проекта: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика и коррекция неблагополучных отношений.

Задачи социального проекта:

1.  Диагностика и анализ конфликтности учащихся и их родителей.

2. Способствовать установлению эмоционально-доверительных отношений в семье

3. Формирование демократического стиля воспитания

4.  Развитие коммуникативных навыков всех членов семьи.

5.  Психолого педагогическое сопровождение учащихся и их родителей, находящихся в конфликтных ситуациях, проведение совместных мероприятий.

6. Повторная диагностика и проведение сравнительного анализа.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Конфликт между поколениями, живущими под одной крышей, предопределен и неизбежен. Весь вопрос в том, в какой форме он проходит. В гармоничной семье умные уравновешенные родители сумели выстроить отношения, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, запять какое-то место в обществе.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым и вялотекущим, хроническим. Если конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, родители и дети наносят друг другу психологические травмы, что в дальнейшем делает примирение маловероятным. Происходит разрыв связей между детьми и родителями.

Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

Для восстановления детско родительских отношений будет создана коуч студия «Мы сможем вместе», которая поможет выявить причины конфликтов между детьми и родителями.

Срок реализации проекта рассчитан на 1 год, данный проект несет долговременный характер. Реализуем проект, появится новые студии для восстановления детско родительских отношений. И будем гордиться своим поступком. Данный социальный проект будет располагаться в  МАОУ «ООШ 4»

Контроль за проектом:

- Определение хода выполнения и окончательного завершения запланированных действий к проекту.

- Выявление проблем и необходимых изменений, которые позволяют вносить изменения в проект до того, как они станут слишком серьезными.

- Обеспечить именно такое завершение, как было обещано.

Кабинеты будут обустроены необходимой техникой  для проведение необходимых мероприятий коучинга. Общим помещением для членов группы является актовый зал метражом 30 кв. метров, где проводятся собрания, отмечаются праздники. Актовый зал оснащен телевизором, видео- и аудиоаппаратурой с наушниками.

На Подготовительном этапе будут реализованы следующие мероприятия:

Формирование целевой группы, Анкетирование населения, информация в Средства Массовой Информации (СМИ)-данная информация будет размещаться регулярно, создание сайта для проведения различных опросников и анкет для различных категорий населения, подготовка и распечатка буклетов –данная форма позволит познакомить население с данным социальным проектом. Особое внимание уделим работе с рекламой. Напишем о социальном проекте в газету «Наш Соликамск», пригласим корреспондентов, выпустим листовки. Для этого понадобится принтер и канцелярские товары. Для предпринимателей разошлем письма, выполненные на компьютере, с просьбой откликнуться на решения задач проекта. заключение договора с партнерами и со спонсорами проекта, проведение организационных собраний с целевой группой, проведение

обучающих семинаров со специалистами, заключение договора для аренды кабинетов.

На основном этапе идет воплощение данного проекта.

Непосредственно участниками проекта станут семьи с детьми у которых возникали проблемы в детско родительских отношениях.

В соответствии с реализацией основных целей и задач проекта «Коуч студия по восстановлению детско родительских отношений» к работе привлекаются специалисты различных служб и ведомств: учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, спорта и молодежной политики, правоохранительные органы.

Организация занятий: набираются 3 группы с детьми и их родителями, в группу входят 5 семей. Цикл занятий включает в себя 15 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1час. 30 минут. С 1 по 10 занятие совместные для родителей и

детей, 11 - 14 занятие только с участием родителей, 15 занятие совместное завершающее.

На данном этапе будут реализованы следующие мероприятия:

работа интернет сайта «Мы сможем вместе!» на данном сайте будет размещена вся информация о создание коуч студии для детей и их родителей. Проведение игровых семейных досуговых программ студентами-волонтёрами; Прежде всего создается волонтерский отряд, для которого приобрести униформу. Аренда помещения для проведения индивидуальных и групповых бесед, тренингов, проведения мероприятий для детей и их родителей. Для культурно-массовых мероприятий, таких как чаепитие, мы привлекаем спонсорскую помощь в лице предпринимателей и администрация города Соликамск. Для создания летописи коуч - студии «Мы сможем вместе!», нужно приобрести фотоаппарат, видеокамеру и видеомагнитофон, для просмотра снятых фильмов и художественных фильмов.

На заключительном этапе: подведение итогов, проведение повторного анкетирования с целевой аудиторией, с остальной частью населения и со специалистами, проводящие работу с детьми и их родителями. На заключительном этапе будет подготовка финансового расхода на данный социальный проект, отчет грантодателю по проекту.

Полная стоимость проекта: 339 480 рублей.

Имеется: 53 940 рублей.

Запрашиваемые средства: 285 540 рублей.

 

 

Заключение

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью  специалистов по социальной работе.

К семьям «группы риска» относятся малообеспеченные семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, неблагополучные семьи с различными формами зависимости, а также семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерно постоянное нарастание кризисных явлений. Основной целью работы с семьями является коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми, а также повышение их социальной адаптации.

Таким образом, проанализировав роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование ребенка.

В семейном кодексе Российской Федерации отмечается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Социальная коррекция детско родительских отношений как технология социальной работы, прежде всего, направлена на устранение проблем внутрисемейных  отношений, коррекцию психологических, педагогических и социальных установок, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Инновационной формой работы по социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях общеобразовательного учреждения стала коучинговая технология. Коучинг    - это  метод консультирования и тренинга , который  базируется на принципах позитивного родительства, позволяющий выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви. Поэтому создание коуч студии «Мы сможем вместе» для восстановления детско родительских отношений является значимым .

Настоящая работа имеет теоретическую и практическую значимость. Систематизированный теоретический материал, разработанный социальный проект может быть использован в работе специалистов  по социальной коррекции детско – родительских отношений в условиях образовательного учреждения

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями от 30 июня 2008 г).

3. Федеральный  закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ   "О государственной  социальной помощи»

4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5.  Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики».

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: - 608 с.

8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 608 с.

9. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668 с

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Содержание Введение Глава 1

Содержание Введение Глава 1

Введение Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения

Введение Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения

А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая…

А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая…

Исходя из всего вышеизложенного, темой нашего исследования является«

Исходя из всего вышеизложенного, темой нашего исследования является«

Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации коуч — студии «Мы сможем вместе» для детей и их родителей в условиях образовательного учреждения

Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации коуч — студии «Мы сможем вместе» для детей и их родителей в условиях образовательного учреждения

Глава 1. Теоретические аспекты коучинговой технологии в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации 1

Глава 1. Теоретические аспекты коучинговой технологии в социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации 1

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально – психологических функций

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально – психологических функций

Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши

Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши

В – шестых, семья играет важную роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на…

В – шестых, семья играет важную роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на…

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников

Основы социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Основы социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: - преемственность обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует…

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: - преемственность обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует…

Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период освоения уровня основного общего образования, имеет четкую структуру и включает несколько разделов

Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период освоения уровня основного общего образования, имеет четкую структуру и включает несколько разделов

Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности;…

Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности;…

Исходя из определенных критериев, коррекционную работу с семьей можно классифицировать

Исходя из определенных критериев, коррекционную работу с семьей можно классифицировать

По наличию программ: - программированную; - импровизированную

По наличию программ: - программированную; - импровизированную

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов

К оучинговая технология как инновационная форма социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

К оучинговая технология как инновационная форма социальной коррекции детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического…

Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического…

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви

Таким образом, коучинг детско-родительских отношений актуален: - когда вы чувствуете, что назрели изменения и возникли новые вызовы в воспитании

Таким образом, коучинг детско-родительских отношений актуален: - когда вы чувствуете, что назрели изменения и возникли новые вызовы в воспитании

Глава 2. Разработка социального проекта коуч - студии для восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”

Глава 2. Разработка социального проекта коуч - студии для восстановления детско - родительских отношений “Мы сможем вместе!”

Для решения поставленных задач были проведены социологический

Для решения поставленных задач были проведены социологический

Какие на ваш взгляд бывают проблемы детско – родительских отношений?

Какие на ваш взгляд бывают проблемы детско – родительских отношений?

На данной диаграмме видно, что подавляющее большинство респондентов считает, что коуч – студия будет помогать в восстановлении детско – родительских отношений на базе школы, где…

На данной диаграмме видно, что подавляющее большинство респондентов считает, что коуч – студия будет помогать в восстановлении детско – родительских отношений на базе школы, где…

На данной диаграмме видно, что более 50% респондентов готовы обратиться в коуч – студию для восстановления детско – родительских отношений

На данной диаграмме видно, что более 50% респондентов готовы обратиться в коуч – студию для восстановления детско – родительских отношений

Анкета для целевой группы Уважаемый респондент!

Анкета для целевой группы Уважаемый респондент!

Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

Г) Ничего не делаю 3. Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

Г) Ничего не делаю 3. Как вы считаете, кто вам может помочь в решении проблем детско – родительских отношений?

Диагностика и анализ конфликтности учащихся и их родителей

Диагностика и анализ конфликтности учащихся и их родителей

В семье , где у родителей преобладают такие черты , как раздражительность , авторитарность , неспособность понять и принять другого человека , конфликт из скрытой…

В семье , где у родителей преобладают такие черты , как раздражительность , авторитарность , неспособность понять и принять другого человека , конфликт из скрытой…

Определение хода выполнения и окончательного завершения запланированных действий к проекту

Определение хода выполнения и окончательного завершения запланированных действий к проекту

Непосредственно участниками проекта станут семьи с детьми у которых возникали проблемы в детско – родительских отношениях

Непосредственно участниками проекта станут семьи с детьми у которых возникали проблемы в детско – родительских отношениях

На заключительном этапе : подведение итогов , проведение повторного анкетирования с целевой аудиторией , с остальной частью населения и со специалистами , проводящие работу с…

На заключительном этапе : подведение итогов , проведение повторного анкетирования с целевой аудиторией , с остальной частью населения и со специалистами , проводящие работу с…

Таким образом , проанализировав роль семьи , как фактор развития ребенка , мы видим , что семья является тем социальным институтом , той ячейкой общества…

Таким образом , проанализировав роль семьи , как фактор развития ребенка , мы видим , что семья является тем социальным институтом , той ячейкой общества…

Список литературы 1. Конституция

Список литературы 1. Конституция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2020