Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"
Оценка 5

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
информатика +2
Взрослым
29.01.2017
Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"
Презентация
ДИПЛОМ 2015 год.docx
1 Содержание Введение……………………………………………………………………….. ГЛАВА 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ……………………. 1.1 Понятийный аппарат компьютерных технологий…………………... 1.2 Дидактический принципы применения компьютерных технологий в практике преподавания ОБЖ……………………………………………. 1.3. Опыт применения компьютерных технологий в обучении правилам дорожного  движения…………………………………………………………… 1.4. Использование современных компьютерных технологий на уроках  ОБЖ…………………………………………………………………………… … ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 2.1. Методы  исследования……………………………………………………... 2.3. Организация исследования………………………………………………. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ  ОБСУЖДЕНИЕ…. 2 3.1. Анализ использования информационно­коммуникационных  технологий в урочной деятельности по основам безопасности  жизнедеятельности…………………………………………………………… … 3.2. Методика подбора и использования специальных тестовых  упражнений в обучении и совершенствовании использования  информационных  технологий………………………………………………….. 3.3. Результаты педагогического эксперимента их анализ и  обсуждение…. Выводы………………………………………………………………………… …... Литература……………………………………………………………………… …. Приложения…………………………………………………………………… …… Введение 3 Актуальность. Современные условия развития общества требуют от  школы не только эффективного обучения и воспитания детей, но и  адаптации к окружающей действительности.. Повышается опасность  пребывания ребёнка на улице. Зачастую школьник не может  сориентироваться на улицах и принять правильное решение о дальнейших  действиях. В связи с этим первостепенной задачей становится подготовка  школьника к умению грамотно применять полученные на практике знания.  Для этого в школах в  курс ОБЖ введены темы по изучению правил  дорожного движения. В то же время наблюдается все большее увеличение влияния интерактивных технологий на школьников. Современный ребёнок с б льшим  ό удовольствием посмотрит телевизор, чем обратится к  книге. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных телепрограмм,  гораздо легче воспримет информацию, предложенную на уроке с помощью  медиасредств. В этой связи учителю ОБЖ  необходимо научить каждого ученика за  короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать  в практической деятельности огромное количество информации. Очень  важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок заинтересованно,  активно  и с увлечением работал на занятии, видел плоды своего труда, мог  их оценить и применить на практике в повседневной жизни. Стоит подчеркнуть, что современный учитель обладает сегодня   различными способами подачи учебного материала. Среди них выделяют  словесно­наглядные формы и методы обучения с использованием  компьютерных технологий. 4 Любая педагогическая технология – это информационная технология, так  как основу технологического процесса обучения составляет получение и  преобразование информации. При этом компьютер не заменяет учителя, а  лишь дополняет его.  При проектировании занятия учитель может  использовать различные  программные продукты: готовые электронные пособия для изучения правил дорожного движения, ориентированные на различные возрастные группы  учащихся. Цель: Обосновать и экспериментально проверить правильность и  эффективность использования компьютерных технологий на уроках ОБЖ  при изучении темы.  Задачи:    1) Исследовать и изучить теоретический материал по использованию  информационно­коммуникативных технологий на уроках;    2) Изучить влияние использования информационно­коммуникативных  технологий при изучении тем: на уровень знаний школьников    3) Выявить эффективность применения информационно­ коммуникативных технологий для формирования познавательной  активности Объект исследования: познавательная активность учащихся на уроках  ОБЖ. Предмет исследования: компьютерные технологии в преподавании  предмета ОБЖ. 5 Гипотеза. Мы предполагаем, что использование компьютерных технологий  при изучении темы «Опасные ситуации техногенного характера» позволит  повысить уровень знаний учащихся по безопасности дорожного движения,  уровень познавательной активности и интереса к предмету. Теоретическая и практическая значимость. Обобщены теоретические  сведения по использованию КТ. Разработана система уроков по теме  «Опасные ситуации техногенного характера» с использованием КТ подбора и использования специальных тестовых заданий в обучении учащихся  правилам дорожного движения. Результаты экспериментального  исследования могут быть использованы в практической деятельности  учителями ОБЖ в общеобразовательных школах.  Структура и объём работы. Выпускная квалификационной работа состоит  из введения, трёх глав, выводов, списка литературы () и приложений.  Работа выполнена на …. страницах компьютерного текста и включает  …..таблиц. ГЛАВА 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 1.3 Понятийный аппарат компьютерных технологий     Совершенствование технологий обучение занимает одно из первых мест  среди многочисленных новых направлений развития образования,  привлекающих в последние два­три десятилетия особое внимание  исследователей проблем высшей школы. Информационно­компьютерные  технологии приводят к интенсификации всех уровней учебно­  воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и  качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение 6 побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию  познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт  использования современных средств обработки информации. Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что технологии обучения лежат в основе определения образовательной  политики всех развитых стран мира. Еще в 1970 г. на конференции  ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы развития высшей школы, они  впервые были признаны в качестве научной дисциплины, являющейся, как  справедливо утверждают многие исследователи, составным элементом  дидактики. В докладе "Учиться, чтобы быть", опубликованном этой  организацией в 1972 г., технологии обучения определяются как движущая  сила модернизации образовательного процесса. В последние годы этой проблеме большое внимание уделяется и в  России. Согласно Положению о Государственном комитете Российской  Федерации по высшему образованию, инновационная политика в области  технологий обучения является одной из приоритетных его функций. В  решении коллегии Госкомвуза России от 6 апреля 1994 г. "О технологиях  обучения в высшей школе" прямо указано, что в условиях структурно­ содержательной реформы высшего образования значительно возрастает  роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых  технологий обучения в вузовскую практику. Такое внимание к этому направлению реформы высшего образования  объясняется тем, что все попытки ученых найти научно­педагогическую  формулу, основанную на принципах классической традиционной дидактики и способную преодолеть все трудности, с которыми встречаются вузовские  преподаватели, не увенчались пока успехом. Сегодня необходимо привести  существующие теории обучения в соответствие с требованиями 7 современной педагогической практики, придать им более операциональный  и инструментальный характер с точки зрения современных целей и задач  подготовки специалистов. Естественными следует считать попытки исследователей раскрыть  сущность понятия "технология обучения" в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", так как первое является производным от  второго. Содержание первоначального понятия "технология" включает: ­во­первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого  получается готовая продукция; ­во­вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования. В соответствии с этим, в известном американском докладе "To  Learning", опубликованном в 1970 г. в Нью­Йорке и Лондоне, впервые  даются два определения данной дефиниции: в первом­технология обучения  характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения)  между людьми, возникших в результате информационной революции и  используемых в дидактике, во втором­технологии обучения  рассматриваются как нечто более значительное, чем просто совокупность  педагогических методов и средств. В технических науках под технологией понимается способ  реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его  на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций,  которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью  достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор  действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной 8 главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной  технологии, а операция­это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть  конкретного процесса. Технология (технологический процесс) характеризуется следующими  тремя признаками: ­ Разделение процесса на взаимосвязанные этапы ­ Координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на  достижение искомого результата (цели); ­Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и  операций, что является непременным и решающим условием достижения  результатов, адекватных поставленной цели . Любая научно обоснованная технология является промежуточным  звеном между определенной наукой и соответствующим производством.  Общеизвестная истина о необходимости такого промежуточного звена, к  сожалению, совершенно игнорируется в системе образования. Любому  ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на  производстве, минуя их технологизацию. Между тем, в сотнях работ по  проблемам образования, а также в официальных документах речь идет о  непосредственном внедрении результатов исследований (в том числе и  лабораторных) в практику обучения, хотя сделать это в принципе не  возможно. Между теорией и практикой должен быть ряд промежуточных  звеньев и одно из них ­технология обучения. Она представляет собой как  бы проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и  слушателей. 9 Большинство исследователей сходятся так же на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного  процесса с учетом целей обучения. Так, например, В.П.Беспалько  определяет ее как "содержательную технику реализации учебно­ воспитательного процесса", а точка зрения Н.Ф.Талызиной заключается в  том, что в настоящее время современная технология обучения состоит в  определении наиболее рациональных способов достижения поставленных  целей. Дж.Брунер предлагает рассматривает ее в качестве своеобразного  инструмента дидактической работы. Таким образом, технологический  подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс,  отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ,  образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В соответствии с этим в нем выделяются следующие этапы: постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных  целей с ориентацией на достижение результатов; подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в  соответствии с учебными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на  достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов Основой последовательной ориентации обучения на цели является  оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса  является последовательная ориентация его на гарантированное достижение  четко определенных дидактических целей. 10 В нашей стране термины "педагогическая технология" и "технология  обучения" появились в 1963 году, однако вплоть до недавнего времени эти  понятия не получали широкого распространения. Вместе с тем, учебный  процесс как в масштабе отдельного знания, так и полного цикла обучения  опирается на технологию как процесс овладения соответствующим  объемом знаний, навыков и умений с целью использования их в  практической деятельности. В ряде исследований по данной проблематике названные термины  часто отождествляются. Это не совсем правильно, так как первое из  рассматриваемых понятий является более общим и органично поглощает в  себе второе. Следует справедливо согласиться с В.П.Беспалько в том, что  "педагогическая технология­это описание (проект) всего процесса  формирования личности обучаемого", а не только его дидактическая  составляющая. Однако, в представленном ниже анализе, с целью обобщения существующих взглядов на проблему технологизации обучения, обе эти  дефиниции будут рассматриваться как условно равнозначные. При этом  следует учитывать, что в тех случаях когда речь будет идти о  педагогической технологии, в первую очередь следует иметь в виду такую  ее составляющую как технология обучения. Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблем  технологий обучения внесли В.П.Беспалько, А.Я.Савельев, Н.Ф.Талызина,  О.П.Околелов, Ю.Г.Татур, Н.Ф.Маслова и другие. Одни авторы  рассматривают педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивая при этом, что она всегда  существует в любом учебно­воспитательном процессе и в этом отношении  развивает классическую дидактику. Другие исследователи рассматривают  технологии обучения как "способ реализации содержания обучения,  предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему 11 форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее  эффективное достижение поставленных целей". Третьи под технологией  обучения понимают целостную совокупность разнокачественных процедур  (дидактических, психологических, общепедагогических и др.),  обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения,  которые призваны осуществить требуемые изменения (вплоть до  возникновения новых) форм поведения и деятельности обучаемых. Обобщая сказанное можно утверждать, что педагогическая  технология представляет собой системную целостность методов и средств,  направленных на гарантированное достижение дидактических целей,  развитие личности обучаемого, и через это­на формирование его  интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов. В чем же заключается дидактическая сущность и назначение  педагогической технологии? Структурное описание ответа на этот вопрос  находим в работе В.П.Беспалько "Слагаемые педагогической технологии".  "Во­первых, в предварительном проектировании учебно­воспитательного  процесса и последующего воспроизведения проекта в аудитории в  контексте "дидактическая задача" и "технология обучения". Во­вторых,  педагогическая технология предлагает проект дидактического процесса,  определяющий структуру и содержание учебно­познавательной  деятельности обучаемого. В третьих, важнейшая центральная проблема  педагогической технологии­процесс целеобразования, рассматриваемый в  двух аспектах: диагностического целеобразования и объективного  контроля качества обученности (достижения целей) и развития личности  обучаемого. В четвертых, важный принцип разработки и практической  реализации педагогической технологии­принцип структурной и  содержательной целостности. Суть его в достижении гармоничного  взаимодействия всех компонентов педагогической системы как по 12 горизонтали, так и по вертикали на весь период обучения. При этом  недопустимо внесение изменений в один из компонентов системы, не  затрагивая других. И, наконец, организационные формы педагогической  технологии, выбор которых диктуется вполне определенными и  закономерными связями элементов в педагогической системе и которые  следует понимать как необходимое начало дидактического процесса". Таким образом технология обучения ­ есть последовательность (не  обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в  совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в  педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей  обучения и воспитания. Процедуры, из которых она складывается, вообще  говоря, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально  описывающего путь достижения того или иного требуемого  педагогического результата. Скорее эти процедуры следует рассматривать  как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности  движение субъекта обучения к заданным целям. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам  технологии обучения позволил выделить наряду с общими наиболее  существенные ее признаки: диагностическое целеобразование,  результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость,  целостность, управляемость, корректируемость, визуализация. Кратко  раскроем их содержание. Диагностическое целеобразование и результативность предполагают  гарантированное достижение целей и эффективности всего процесса  обучения. Следует уточнить, что цель поставлена диагностично, если: ­дано настолько точное описание формулируемого качества, что его можно  безошибочно дифференцировать от любых других качеств; 13 ­имеется способ, "инструмент" для однозначного выделения  диагностируемого качества; ­возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе  данных контроля; ­существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты  измерений. Экономичность выражает качество технологии обучения,  обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда  преподавателя и достижение запланированных дидактических результатов. Следующая группа признаков (алгоритмизированность, проектируемость,  целостность и управляемость) отражают различные стороны идеи  воспроизводимости технологий обучения. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной  оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкое  целеполагание. В этом смысле признаки корректируемости,  диагностического целеобразования и результативности взаимосвязаны и  дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной  аудиовизуальной и электронно­вычислительной техники, а также  конструирования и применения различных дидактических материалов и  оригинальных наглядных пособий. Может возникнуть уместный вопрос: указанные признаки в той или  иной мере присущи и таким категориям как педагогическая, дидактическая и методическая системы. В чем между ними разница? Технология обучения  является составной (процессуальной) частью дидактической и  методической системы. Так, например, если методическая система 14 отвечает на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?, то технология  обучения, прежде всего, отвечает на вопрос как учить с одним  существенным дополнением: как учить результативно. Анализ позволил выделить три основные функции технологии  обучения: описательную, объяснительную и проектировочную.  Описательная раскрывает существенные аспекты практического процесса  обучения и делает это достаточно точно. Пользуясь соответствующим  инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое  описание этого процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить  эффективность различных компонентов обучения (например,  эффективность различных методов) и определить оптимальные их  комбинации. Что касается проектировочной функции, то она  осуществляется при описании процесса обучения на всех уровнях, включая  уровень педагогической реализации. Таким образом, можно утверждать,  что реализм педагогической системы в ее технологичности, то есть  воспроизводимости на практике. Резюмируя сказанное, предлагается следующий алгоритм  образовательной концепции на основе использования технологии обучения: . описание конечных целей (цели) системы образования; . описание в диагностичных показателях промежуточных целей; обоснованное конструирование содержания обучения; . рекомендация стандартных технологий обучения, гарантирующих  достижение поставленных целей и обеспеченных методиками объективного  контроля качества обучения; . описание организационных форм и условий обучения. 15 Опираясь на приведенный выше анализ, раскроем дидактическую  сущность педагогической категории "Информационная технология  обучения". В научной и научно­методической литературе, посвященной  проблемам информатизации высшего профессионального образования  (работы Б.С.Гершунского, А.Л.Денисовой, С.Р.Домановой, А.Н.Тихонова,  Г.А.Козловой, И.В.Марусевой, И.В.Роберт, Ю.М.Цевенкова,  Е.Ю.Семеновой и др.), часто встречаются такие однопорядковые  синонимические выражения как "новые информационные технологии",  "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические  технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой  области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись. Приход в вузы новые аппаратных и программных средств,  наращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахронизма  понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под  последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они  характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами,  которые она содержит: ∙техническая среда (вид используемой техники для решения основных  задач); ∙программная среда (набор программных средств для реализации ИТО); ∙предметная среда (содержание конкретной предметной области науки,  техники, знания); 16 ∙методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка  эффективности и др.). Следуя данной терминологии, некоторые исследователи предлагают  рассматривать ИТО как совокупность электронных средств и способов их  функционирования, используемых для реализации обучающей  деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные,  программные и информационные компоненты, а также способы их  применения, которых указываются в методическом обеспечении ИТО. Существуют и другие подходы к оценке сущности и места ИТО в  образовательном процессе. Так, в справочной литературе информационная  технология обучения (computerized teaching technology) определена как  совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также  методик, регламентирующих их использование в обучении . Л.В.Луцевич  определяет ИТО как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки,  передачи, распространения информации, создания вычислительных и  программных средств информатики. Более широкая трактовка этого термина приведена М.И.Жалдаковым в . Он предлагает понимать под ИТО совокупность методов и технических  средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и  представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их  возможности по управлению техническими и социальными процессами. Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызин рассматривают информационную  технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ  различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль  знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее  содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно 17 и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в  которых находят применение средства информатизации образования. Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в  настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению  ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический  процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых  (встраеваемых) в системы обучения принципиально новых средств и  методов обработки данных (методов обучения), представляющих  целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение  информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими  затратами и в соответствии с закономерностями познавательной  деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании  определенной технической среды обучения в которой ключевое место  занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в  первом случае речь идет о информационных технологиях обучения (как  процессе обучения), а во втором случае о применении информационных  технологий в обучении (как использование информационных средств в  обучении). Далее в монографии основное внимание будет уделено исследованию  ИТО, относящихся к первой группе технологий. Большинство из них уже  сегодня активно используются в учебном процессе ряда вузов России. В научно­методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии (НИТ). Это достаточно широкое  понятие для различных практических приложений. Прилагательное "новое"  в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально  отличающийся от предшествующего направления технического развития.  Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что кардинально 18 изменяет содержание различных видов деятельности в организациях,  учебных заведениях, быту и т.д. Используя современные обучающие средства и инструментальные  среды, можно создать прекрасно оформленные программные продукты, не  вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно  говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения,  о переносе информации с бумажных носителей в компьютерный вариант и  т.д. Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только  в том случае, если: ∙ она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии  (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования,  целостность); ∙ она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или  практически решены; Средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает  компьютерная и информационная техника. 1.2 Дидактический принципы применения компьютерных технологий в практике преподавания ОБЖ В последнее время появились новые перспективы в преподавании  ОБЖ в школе. Этот предмет действительно нужный и полезный. Ведь  каждый человек должен знать, как ему действовать и что делать в случае  ЧС. Если ранее позиции предмета сохраняли субъекты Федерации за счет  регионального компонента, то теперь ситуация меняется к лучшему и на  федеральном уровне. 19 Приказом Министерства образования и науки РФ ОБЖ включен в  перечень образовательных предметов, по которым проводится  всероссийская олимпиада школьников. Сегодня можно с уверенностью  констатировать возрастающий интерес учащихся к ОБЖ, особенно  практическим занятиям, к участию в различных соревнованиях, сборах, на  которых школьники закрепляют практические навыки здорового образа  жизни, подготовки по основам военной службы, безопасного поведения на  дороге, выполнения правил пожарной безопасности и действий в условиях  ЧС.  Решение современных проблем образования невозможно без  постепенной замены традиционных технологий обучения на новые  информационные развивающиеся педагогические технологии и , в данном  случае, на информационно­коммуникативные, компьютерные технологии.  Возрастает объем информации, которую нужно дать обучаемому за 45  минут учебного времени, все труднее держать внимание учащихся.  Поэтому сегодня не обойтись без ИКТ, видео и электронного  помощника – компьютера. При действующей сетке часов и большом  дефиците времени (например: за один урок в 10 классе по программе надо  дать понятия и о ядерном, и химическом, и бактериологическом оружии и  способах защиты от них) для учителя может представлять трудность  необходимость вести урок в быстром темпе, мотивировать свои речевые  действия, сочетать индивидуальные формы работы с групповыми и др. Давайте рассмотрим возможности информационно­коммуникативных технологий при изучении предмета ОБЖ.  Применение на уроке уникальных возможностей современных  компьютеров и телекоммуникаций и является компьютерной технологией, 20 т.е. процессом подготовки и передачи информации обучаемому.  Компьютерные средства обучения и называют интерактивными, т.к. они  обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя,  помогают вступать в диалог, помогают управляемости: в любой момент  возможна коррекция учителем процесса обучения, помогают оптимальному сочетанию индивидуальной и групповой работе с учащимися.  Свою задачу как преподавателя ОБЖ я вижу в том, чтобы создавать  условия практического овладения культурой безопасного поведения  каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, чтобы  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе  изучения ОБЖ. Использование новых информационных технологий,  Интернет­ ресурсов помогает реализовать личностно­ориентированный  подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и культурную  идентификацию обучения с учетом способностей детей, их уровня  подготовки и склонностей. А разнообразие тем, видов деятельности,  красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный  интерес у учащихся. 1.3. Опыт применения компьютерных технологий в обучении правилам дорожного движения Компьютерные технологии  позволяют  сделать подачу  дидактического материала, направленного на обучение детей школьного  возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице  максимально удобной и наглядной, что повышает  интерес к обучению и  позволяет устранить пробелы в образовательном процессе. 21 Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами  дорожного движения как раз позволяет сделать совместную деятельность с  детьми  нетрадиционной, яркой, насыщенной,    приводит к необходимости  использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные  приемы и методы в обучении. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации  теряют свой внешний вид.  С помощью сканера и компьютера можно  изменить вид многим иллюстрациям, книгам, используя их при разработке  мультимедийных презентаций  впрограмме  PowerPoint. Презентации  создаются в доступной форме для детей школьного возраста,   с учетом их  возрастных особенностей. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с  детьми помогают добиться поставленных целей.          Они включают в себя:   занимательные вопросы. Например: «Найди трех пешеходов, которые  опасно ведут себя на улице»;  анимационные картинки;     проблемные ситуации, в которых дети помогают   героям, попавшим   в трудную ситуацию и нуждающимся в помощи. Например: «Помоги  Колобку перейти через проезжую часть» . Темы   презентаций  охватывают большой объем программного материала  по изучению правил дорожного движения:  виды транспортных средств, их классификация. Например: Игра  «Четвертый лишний»; 22  группы дорожных знаков;  причины ДТП;  участники дорожного движения;  сведения о дороге и ее главных составных частях. Хорошими помощниками  при обучении детей правилам дорожного  движения также служат компьютерные игры. Их использование  позволяет не только обогащать знания, применять   компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями,  находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать  креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора  способствует оптимизации перехода от наглядно­образного к абстрактному мышлению. В работе так же используем интерактивную, которая позволяет  показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на  обычной доске.  Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет  сделать обучение детей правилам дорожного движения   красочнее,  интереснее и более информативнее. Действия преподавателя на доске завораживают детей, и даже  школьники с низким уровнем развития увлеченно наблюдают за процессом.  Интерактивная доска позволяет вовлечь  всех детей группы в интересную  деятельность, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в  процесс усвоения знаний. 23 Важно понимать, что использование только информационно­  коммуникационных технологий в обучении детей школьного возраста ПДД  не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование  ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с  компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки к занятию.  Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к  желаемому результату.  При использовании компьютерных технологий, обязательным условием  является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:  максимальная одноразовая  длительность работы не должна  превышать: 10­15минут в день                в течение одного дня допускается проведение не более одного  занятия с использованием компьютера.  рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера: ­ первая половина дня – оптимальна ­вторая половина дня – допустима  рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 13­16   лет– 3 раза в неделю.  рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник,  среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый.  в целях профилактики зрительного утомления целесообразно  проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно 24 – эмоционального напряжения  можно использовать обычные  физические упражнения. Обратимся к постулатам Федерации Интернет Образования, которые  гласят:   Современному образованию – современные учителя;   Современным учителям – современные знания;   Современные знания – через Интернет­технологии. Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои    требования к работе с информацией. Уроки “Основ безопасности  жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных  предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом  аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ  заключаются в следующем:   Свободный поиск Интернет­ресурсов по заданной теме;   Изучение конкретного Интернет­ресурса по методическим указаниям  учителя;   Использование Интернет­ресурса в качестве дидактического средства на  уроке ОБЖ;   Создание специализированного сайта.  Таким образом, Всемирная компьютерная сеть Интернет имеет  огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ. Информационные технологии позволяют 25 реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального  подхода к обучению. На занятии учитель дает возможность каждому  обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что  позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме.  Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень  самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных  профессиональных навыков, и конечно, соответствует социальному заказу,  который государство предъявляет к школе.  Мультимедийные технологии открывают возможности  преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению  рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность  использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения  значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с  отработкой умений и навыков. Главная цель учителя, работающего по  компьютерной технологии в преподавании ОБЖ – это эффективный прием  преодоления сложности изучения материала путем опоры на активизацию  формирования умений и навыков учащихся, развитие умственного  мышления и воображения. Компьютерная задача по ОБЖ – это  эффективный прием преодоления сложности изучения материала путем  опоры на активизацию видов энергии учащихся.  Во­первых, компьютерная задача по ОБЖ реализует продуктивную  модель обучения. Другими словами, изучение материала, происходит не  ради знакомства с самим материалом (с возможной последующей оценкой  глубины этого знакомства через ответы на вопросы), как в репродуктивной  модели, а ради решения определенной задачи. 26 Во – вторых, интерактивное обучение способствует вовлечению всех  учащихся в процесс познания, дает возможность понимать и  рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Этим создаются  условия, при которых ученик чувствует свою успешность,  интеллектуальную состоятельность и, что делает продуктивным сам  процесс обучения. В практике обучения школьников ОБЖ (безопасной  жизнедеятельности) наблюдаются как знание в  ориентированный, так и  личностно – ориентированный подход. Курс ОБЖ предусматривает не  только усвоение теоретических знаний, но и формирование определенных  умений и навыков поведения школьника при чрезвычайных ситуациях  природного, социального, техногенного характера. При первом из  названных подходов наблюдается академизм содержания обучения,  преобладание деятельности учителя над деятельностью учащихся, наличие  негативного стимулирования. В случае реализации личностно –  ориентированного подхода обеспечивается практический аспект  изучаемого материала, приоритет положительного стимулирования.  Практические работы в ходе урока ОБЖ в будущем помогут учащимся  преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях,  принять единственно правильное решение, которое позволит свести к  минимуму травмы и гибель людей, материальные потери, защитить себя. 1.4. Использование современных компьютерных технологий на  уроках ОБЖ Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог. В   специальной   литературе   представлены   несколько   классификаций педагогических   технологий   —   В.Г.Гульчевской,   В.П.Беспалько, В.Т.Фоменко   и   др.   В   наиболее   обобщенном   виде   все   известные   в 27 педагогической   науке   и   практике   технологии   систематизировал Г.К.Селевко.    организации и управления познавательной деятельностью. Наиболее   актуальной   в   школе   является   классификация  по   типу   В.П.Беспалько   предложена   такая   классификация   педагогических систем   (технологий).   Взаимодействие   учителя   с   учеником   (управление) может   быть   разомкнутым   (неконтролируемая   и   некорректируемая деятельность   учащихся),   цикличным   (с   контролем,   самоконтролем   и взаимоконтролем),   рассеянным   (фронтальным)   или   направленным (индивидуальным) или автоматизированным   (с   помощью   учебных   средств).   Сочетание   этих (вербальным)    ручным     и,   наконец, признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько — дидактических систем): ­   классическое   лекционное   обучение  (управление   —   разомкнутое, рассеянное, ручное); ­   обучение   с   помощью   аудиовизуальных   технических   средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); ­ система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);   ­ обучение с помощью учебной книги  (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа; ­   система   «малых   групп»  (цикличное,   рассеянное,   ручное) ­групповые, дифференцированные способы обучения; ­   компьютерное   обучение  (цикличное,   рассеянное,   автома­ тизированное); ­   система   «Репетитор»  (цикличное,   направленное,   ручное)   — индивидуальное обучение; 28 ­   «программное   обучение»  (цикличное,   направленное,   авто­ матизированное),   для   которого   имеется   заранее   составленная программа. В   практике   обычно   выступают   различные   комбинации   этих «монодидактических»   систем,   самыми   распространенными   из   которых являются: ­   традиционная   классическая   классно­урочная   система, представляющая   комбинацию   лекционного   способа   изложения   и самостоятельной работы с книгой (дидахография); ­ современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; ­ групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет   возможность   обмениваться   информацией   со   всей   группой,   а также   уделять   внимание   отдельным   учащимся   в   качестве репетитора; ­   программированное   обучение,   основывающееся   на   адаптивном программном   управлении   с   частичным   использованием   всех остальных видов. Для   решения   современных   психолого­педагогических   задач необходимо   на   первый   план   выдвинуть   развивающую   функцию, направленную   на   становление   личности   ученика,   раскрытие   его индивидуальных способностей. Переход на новые технологии обеспечивает воспитание человека, заинтересованного в самообучении, в саморазвитии. Развитие   умственной   о   творческой   активности   школьников   в   процессе усвоения   знаний   становится   важным   условием   их   психологической подготовки к труду, как к умственному, так и физическому. Через развитие этой   активности   происходит   становление   важных   качеств   личности: ответственности   за   свой   труд,   умения   себя   организовать,   умения критически осмыслить и оценить. Для проведения эксперимента, преимущественно была использована 29 технология: ­ компьютерное обучение; Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   использовать     в   своей работе   данных   технологий   нужно,   т.к.   они   имеют   определённые преимущества, а также необходимо всегда помнить, что выбор технологии остаётся за педагогом и зависит от его творчества. Технология «компьютерное обучение»  достаточно универсальна, так  как может использоваться  как при наличии небольшого числа компьютеров в школе (в административной части, в библиотеке, в учительской), на  начальном этапе развития информационной среды школы, так и при  высоком уровне технического оснащения. Она в наименьшей, видится, степени зависит от уровня ИКТ­ компетентности педагога, потому что он может выбрать удобный для себя  режим работы, уровень используемых программных. Минимальные требования к техническому оснащению этой модели  таковы: операционная система, в том числе  мультимедиа проигрыватель,  почтовый клиент, браузер, файловый менеджер; антивирусная программа;  интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,  программу разработки презентаций и электронные таблицы; звуковой  редактор; простой редактор Web­страниц. Желательны, хоть и не  обязательны,  программа­архиватор, растровый и векторный графические  редакторы; для продвинутого уровня необходимы система управления  базами данных; геоинформационная система; система автоматизированного 30 проектирования; виртуальные компьютерные лаборатории; программа­ переводчик; система оптического распознавания текста; система  программирования; (входит в состав операционных систем или др.);  программа интерактивного общения.  Очевидно, что при использовании этой модели учителем  интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с  ИКТ зависит от уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться конкретный урок). Тексты учебника, диапозитивы и слайды,  транспаранты и плакаты,  интерактивные правила, таблицы,  демонстрационные карточки, изобразительный и иллюстративный материал, звукозаписи, кино­, теле­, видеофрагменты и целые видеоуроки,  упражнения и задания, тренажеры и практикумы, тестовые системы – все  эти средства обучения представлены сегодня в электронном формате в  составе открытых коллекций и могут быть с успехом использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. При данной модели компьютер может выступать как инструмент  обучения; в этом случае учащиеся работают со специальными программами (тестами, гипертекстами, интерактивными заданиями индивидуального и  группового характера). А может выступать в качестве инструмента  деятельности учащихся; тогда ученики сами с помощью определенного  программного обеспечения создают некий учебный продукт (например,  электронные творческие работы,  текстовые или мультимедиа сочинения,  исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории,  проекты).  Поэтому при данной модели желательными являются различные  инструменты для работы с информационными объектами (редакторы),  среды для моделирования и проектирования, наборы тестов, коллекции

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"

Дипломная работа "Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017