«Триптих» переводится с греческого как «сложенный втрое» - произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин, статуй и других, объединённых общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом.
Впервые оно стало использоваться для обозначения произведений искусства в Средневековье. Именно тогда в европейских соборах алтари стали оформлять композициями, состоящими из трех частей, объединенных общим замыслом. Такое решение, во-первых, позволяло украсить собой алтарь во всю его ширину, а во-вторых, предоставляло более широкое поле для воплощения идеи его создателя.
Перед нами «Урбинский диптих» кисти Пьеро делла Франческо, который считается одним из шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения. Обратите внимание на композицию, объединяющую два полотна: линия горизонта, обращенные друг к другу профильные портреты.
Пьеро Делла Франческа , Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72. Уффици
Идея «двух и трех частей» была с успехом перенята художниками и широко используется в современном искусстве. На слайде работа современного автора Хакимова Марина «Ромео и Джульетта» Диптих повторяет идею и композицию предыдущего автора.
Сергей Васильевич Волков «Старый трамвай» 1999, композиционное строение повторяется, но в холстах показано разное время года и потому цветовой строй иной.
Итак, что объединяет работы в диптихе и триптихе?
1. Тема, замысел, идея;
2. колорит, материал и техника выполнения;
3. стилевое единство.
4. И самое главное грамотное композиционное построение. Сюда входит схема композиции, т.е. как она построена. Могут объединяться общей линией горизонта, обращением друг к другу или к центру композиции героев .
Все части должны выглядить, как единая композиция.
Несмотря на общее единство, каждая из частей диптиха и триптиха в отдельности может существовать как самостоятельная композиция, имеет свой сюжет.
Например, известная картина Павла Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха.
Здесь представлена знаменитая серия Клода Моне «Собор в Руане», серия состоит из тридцати полотен. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.
Клода Моне захватывают водные пейзажи, и он всё чаще рисует пруд с кувшинками из собственного сада. В 1900 году в галерее Дюран-Рюэля были выставлены десять полотен серии «Пруд с кувшинками». Девять лет спустя та же галерея вмещала уже сорок восемь картин серии «Кувшинки». Моне считалэту серию главными, итоговыми работами своего творчества.
Таким образом, серия работ имеет общую тематику, но не имеет общего композиционного строения и может насчитывать в себе десятки тематических композиций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.