Тема № 5 Дирижерские жесты.
Дирижерский жест – движения рук, корпуса или головы дирижера, а также его мимика, передающее исполнителям конкретный музыкальный образ.
Тактовая схема – это замкнутый цикл движений рук дирижера (жестов исполнительской организации) в определенной последовательности и определенном направлении, позволяющий организовать исполнение одного такта музыкального произведения. Количество движений (жестов исполнительской организации), организующих исполнение одного такта зависит от количества в нем счетных долей.
Замах
Замахом называется первая часть полного жеста исполнительской организации. Он предупреждает исполнителей о моменте возникновения звучания, о темпе, динамике, исполнительском штрихе и о характере исполнения.
Стремление
Стремлением называется вторая часть полного жеста исполнительской организации, предваряющая момент возникновения звучания и подтверждающая характер этого звучания, выраженный в замахе. Назначение стремления – дать возможность музыкантам обдумать задачи, поставленные перед ними дирижером в замахе, и завершить изложение сведений о темпе, динамике, исполнительском штрихе и характере предстоящего исполнения.
Точка
Точка является третьей частью полного жеста исполнительской организации и фиксирует момент начала счетной доли. В случае, когда в организации звучания используется полный жест, то момент прихода кисти в точку совпадает с моментом начала звучания, при отсутствии замаха звучание возникает после импульсивно выполненной точки.
Отражение
Отражение – четвертая часть полного жеста исполнительской организации. Она выполняет две функции: организует звуковедение текущей доли и выполняет функцию междольного замаха, подготавливая к звучанию следующую долю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.