Дисциплина «Технологии управления образовательной организацией»
Выполнила: Карманова Татьяна Александровна, учитель.
МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова
Проект №2. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.
Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.
Анализируя деятельность МКОУ-Верх-Алеусской СОШ имени Героя Советского Союза на современном этапе, можно сделать вывод об имеющем место кризисе перехода на ФГОС. Для учреждения характерны следующие риски:
- в педагогическом коллективе преобладаюттрадиционные устаревшие подходы к образовательному процессу, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС;
- учреждением на современном этапе руководит новый руководитель, который имеет недостаточно опыта деятельности в условиях ФГОС ;
- в учреждении присутствует вакансия учитель математики;
- при обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни учреждения, а также при переходе на ФГОС;
- в учреждении имеются систематически проводимые мероприятия, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.;
- оборудование и инвентарь учреждения не соответствует современным требованиям СанПин;
- риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;
- финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития
В данной ситуации имеется трудность в принятии оптимальных решения. Можно говорить о том, что большинство стратегических для учреждения решений принимаются в условиях неопределенности и риска.
Пути решения задачшкольного учреждения можно проследить в следующих направлениях:
- улучшение законодательства, разрабока нормативно – правовых актов учреждения;
- повышение уровня образования руководителя;
- повышение квалификации педагогов ОУ, использование самоменеджмента;
- оптимизация структуры управления ОУ.
Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью, являются организационными решениями. Данные решения могут бытьзапрограммированными, так и незапрограммированными. Следует учитывать, что любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.
Необходимо учитывать, что процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.
Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.
Рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.
Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.
При данных условиях необходимо соблюдать требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
- своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
- обеспеченность ресурсами;
- ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).
Также необходимо учитывать классификацию управленческих решений:
- По степени влияния на будущее организации (стратегические, тактические);
- По масштабам (глобальные, локальные);
- По продолжительности периода реализации (долглсрочные. среднесрочные, краткосрочные);
- По направленности воздействия (внешние, внутренние);
- По обязательности выполнения (директивные, рекомендательные, ориентирующие);
- По функциональному назначению (регулирующие, координирующие, контролирующие)
- По широте охвата (общие, специальные)
- По степени запрограммированности (запрограммированные. незапрогромированные)
- По сфере реализации (научные исследования, финансово- экономическая, хозяйственная, педагогичсекая деятельность.Работа с кадрами);
- По способам принятия (интуитивные, адаптивные, рациональные).
При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Важное место при этом занимает прием экспертной оценки, т.е.проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании значения вероятности.
Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.
При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом.
Исследование риска целесообразно проводить в следующей последовательности:
- выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;
- анализ выявленных факторов;
- оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность;
- установка допустимого уровня риска;
- анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;
- разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.
После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском.
При принятии управленческих решений применяем основные приемы:
- избежание риска — уклонения от мероприятия, связанного с риском;
- снижение степени риска — уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.
Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска в сфере экономических вопросов учреждения:
- диверсификация;
- получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
- лимитирование за счет установления предельных сумм расходов,закупок;
- самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;
- страхование.
Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.
Разрабатываем этапы рационального решения проблем:
1. Диагоностика проблемы;
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения;
3. Определние альтернатив;
4. Оценка альтернатив;
5. Выбор альтернативы;
6. Реализация;
7. Обратная связь.
При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска принимаем во внимание имеющиеся ресурсы школьного учреждения:
- сплоченность и работоспособностьколлектива;
- авторитет директора;
- действующий Управляющий совет учреждения;
- внедрение современных образовательных технологий;
- желание профессионального состава педагогов обучаться новым подходам в условиях перехода на ФГОС;
- отлаженная работа пищеблока;
- просветительская работа педагогов, медицинской сестры на темы здоровьясбережения;
- привлечение социального партнерства в работу учреждения, сотрудничество с ТОС;
- педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, проходят аттестацию;
- Педагоги пользуются школьными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.