Цель: диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Стимульные материалы: руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок.
Процедура проведения: тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Руководство к тесту
Вводное задание (рис.1-3)
(Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1–3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.
Инструкция; «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
баллы |
интерпретация |
7 |
Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории. |
5 |
Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории. |
3 |
Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям. |
2 |
Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга. |
0 |
Ребенок не смог составить рассказ |
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет (см. Приложение 2, рис. 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
1) «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2) Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
3) Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
балл |
интерпретация |
8 |
Правильное полное воспроизведение всех трех частей |
5 |
Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части |
3 |
Воспроизведение смысла четверостишия своими словами |
2 |
Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена. |
0 |
Набор бессмысленных слов или полный отказ. |
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).
балл |
интерпретация |
5 |
Счет без моторных компонентов |
4 |
Беззвучное проговаривание (движение губ). |
3 |
Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы |
2 |
Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним |
1 |
Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их |
0 |
Отказ отвечать |
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.
Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин.
Инструкция: «Вот три корзины. Эта – (показывают) корзина для фруктов, эта – (показывают) для овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».
Состоит из двух частей.
1) Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:
Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»
Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
2) Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.
балл |
интерпретация |
6 |
правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания |
По 1 |
за каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов |
0 |
при отсутствии решения или неверном результате |
Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.
У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.
Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»
У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый.
За каждое правильное объяснение – один балл.
3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.
Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
Оценка результатов:
балл |
интерпретация |
2 |
Правильное решение без помощи. |
1 |
Правильное решение с помощью |
0 |
Решения нет |
Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.
Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.
Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.
Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.
Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».
балл |
интерпретация |
6 |
Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца |
3 |
Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм |
2 |
Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать |
0 |
Рисунок совсем не похож на образец, каракули |
Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке».
балл |
интерпретация |
а) Разговорная речь |
|
2 |
Беглая речь без запинок |
1 |
Достаточно беглая речь, но есть паузы |
0 |
Речь запинающаяся, прерывная |
б) Построение предложений. |
|
8 |
Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы |
6 |
Сложные предложения, стереотипно используется один союз |
4 |
Преимущественно простые предложения |
1 |
Преимущественно неполные предложения |
0 |
Построение предложений нарушено. |
в) Артикуляция. |
|
2 |
Четкое произношение звуков |
1 |
Нечеткое произношение звуков |
г) Фантазия, воображение. |
|
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п. |
|
Итого |
максимальная оценка по всему заданию 13 баллов |
Таблица 1
Суммарный показатель |
Проценты |
71 |
4 |
76 |
10 |
79 |
20 |
85 |
30 |
90 |
40 |
92 |
50 |
96,5 |
60 |
99 |
70 |
102 |
80 |
108,5 |
90 |
111 |
98 |
117 |
100 |
Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2
Компоненты умственного развития |
Номера заданий |
1. Обучаемость (как способность к обучению) |
3, 8, 12 |
2. Уровень образования понятий |
1,4,13 |
3. Уровень развития речи |
1, 15 |
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) |
1, 4, 9, 13 |
5. Овладение отношениями множеств |
5, 6, 7, 8 |
6. Знание форм, их различий |
9, 11 |
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия |
2, 10, 11, 13, 14 |
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве |
14 |
9. Умение классифицировать предметы |
7,9 |
10. Память |
3, 12 |
Таблица 3
Номера заданий |
Ответы ребенка |
Примечания |
Оценки |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
15 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.