МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта
2000 года N 27/901-6
О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического
сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям
и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в
условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской
Федерации рекомендует:
- Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие
методические рекомендации:
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);
О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
- Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона
специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального
образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
- Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в
образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающегося, воспитанника и
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную
территорию (Приложение 4).
- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов
ПМПк.
Заместитель
министра
Е.Е.Чепурных
Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Приложение 1
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного
учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном
учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной
(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении
возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Приложение 2. О формах учета деятельности специалистов ПМПк
Приложение 2
- Журнал записи детей на ПМПк
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального
заключения и рекомендаций ПМПк
N п/п |
Дата, время |
Ф.И.О. ребенка |
Дата рождения (число, мес., год) |
Пол |
Инициатор обращения |
Повод обращения |
График консультиро- |
- Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:
N п/п |
Дата, время |
Ф.И.О. ребенка |
Возраст |
Пол |
Проб- |
Заключение
специалиста или коллеги- |
Рекоменда- |
Специалист или состав ПМПк |
Основные блоки:
1.
"Вкладыши": |
- График плановых заседаний ПМПк
Приложение 3. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников
Приложение 3
Количество |
Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц) |
Необходимая потребность |
||||||
Специалисты |
ставок по штату |
штатными работниками |
работниками по совместительству |
|||||
в образ. учр-ях |
в т.ч. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. |
|
- педагог-психолог |
||||||||
- учитель-дефектолог |
||||||||
- учитель-логопед |
||||||||
- социальный педагог |
||||||||
- врач (указать специальность) |
||||||||
- мед. сестра |
||||||||
- др. специалисты (указать, какие) |
||||||||
- |
||||||||
- |
||||||||
- |
||||||||
Итого: |
Приложение 4. О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК
Приложение 4
ДОГОВОР
между образовательным учреждением (в лице руководителя
образовательного учреждения) и родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника
образовательного учреждения о его психолого-медико-
педагогическом обследовании и сопровождении
Руководитель образовательного |
Родители (законные представители) |
||||
учреждения |
обучающегося, воспитанника |
||||
(указать фамилию, |
(указать фамилию, имя, отчество ребенка |
||||
и родителей (законных представителей), |
|||||
имя, отчество) |
|||||
подпись |
|||||
М.П. |
характер родственных отношений (в соответствии с паспортными данными) |
||||
подпись |
|||||
М.П. |
|||||
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. |
Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк |
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк)
образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать
уровень ПМПК: региональная, муниципальная,
др.___________________________________________________________________)
и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________________
___________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется: |
ПМПК обязуется: |
||
1. Направлять
детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в
следующих случаях: |
1. Проводить
своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в
развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально
относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах
обследования. |
||
|
|
||
(подпись) |
(подпись) |
||
|
|||
(подпись) |
|||
М.П. |
М.П. |
Текст документа сверен по:
"Дошкольное образование России
в документах и материалах",
Москва, 2001 год
http://docs.cntd.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.