МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «ЦВЕТОПИСИ» (А.Н.Лутошкин)
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений,
набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект
цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета
испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется
принцип ее использования. Шкала цветового диапазона настроений:
красный |
восторженное, активное |
оранжевый |
радостное, теплое |
желтый |
светлое, приятное |
зеленый |
спокойное, уравновешенное |
голубой |
грустное, печальное |
фиолетовый |
тревожное, неудовлетворенное |
черный |
крайне неудовлетворенное, унылое, упадочное |
белый |
трудно сказать |
Инструкция учащимся: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона
настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего
цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня».
Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного
исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в
период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение
месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребенком
настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.
Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим
образом
Оперативная цветоматрица настроений
N пп |
Ф.И.О. участника исследования |
Дата исследования |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
И т.д. |
||
1 |
Воробьева Мария Викторовна |
||||||||
2 |
Зябликов Виктор Тимофеевич |
||||||||
3 |
Петров Андрей Борисович |
||||||||
4 |
Сидорова Валентина Андреевна |
||||||||
5 |
И т.д. |
Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся
на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате
исследования.
Обработка результатов
Результаты подлежат обработке в случаях, когда проводится
самодиагностика настроений учеников проводится на каждом занятии. Цель
обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели
настроений. Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают
частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона
настроений. Чтобы сравнить настроения всех участников исследования,
подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.
Итоговая цветоматрица настроений
N пп |
Ф.И.О. участника исследования |
Дата исследования |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
И т.д. |
||
1 |
Воробьева Мария Викторовна |
к |
к |
к |
о |
ж |
к |
г |
|
2 |
Зябликов Виктор Тимофеевич |
к |
к |
о |
о |
з |
ф |
г |
|
3 |
Петров Андрей Борисович |
к |
о |
о |
о |
ф |
г |
о |
|
4 |
Сидорова Валентина Андреевна |
к |
о |
о |
ж |
з |
ж |
з |
|
5 |
И т.д. |
В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного (красный цвет), затем – радостного (оранжевый цвет), приятного (желтый цвет) и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.