Открытый классный час
«Добро творящий, творит Жизнь».
Разработала
учитель начальных классов
Рогозина И.В.
Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Конспект занятия
Песня кота Леопольда
Слайд 1
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
Слайд 2
Читает ученик
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.
- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
Слайд 3
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.
Слайд 4
Слагаемые доброты.
Как в математике вы делите числа на положительные и отрицательные, как в литературе мы характеризуем героев с разных точек зрения, также и качества людей можно разделить на две группы.
В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников.
Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете разделить качества людей на эти 2 группы:
“Жизнь наша, как сама природа,
непроста:
С жестокостью соседствует и доброта,
В сраженье мудрость с глупостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием, как тень,
Из века в век плетётся лень”
- На какие две группы вы разделили качества людей?
- Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать им.
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
Слайд 5
Читает ученик:
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Независит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
С 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью.
Традиционно в этот день в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия с участием общественных организаций инвалидов в целях привлечения внимания всего общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Сегодня мы примем участие в социальном уроке, подготовленном Минобрнауки России совместно с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Давайте посмотрим ролик про работу фонда.
Просмотр ролика «Со-единение - о фонде»
Итак, вы догадались, о каких людях сегодня на нашем уроке пойдет речь? Сегодня я хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят и не слышат.
Встречали ли вы людей, которые не видят?
Как вы догадались, что они не видят?
Кто и что помогает людям, которые не видят, передвигаться и взаимодействовать с миром? Как мы называем таких людей?
– Таких людей мы называем слепыми, слабовидящими или незрячими.
А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит?
Как выдумаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве?
Как он ориентируется? Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? – Обоняние.
Как мы можем помочь таким людям? – Можно стать добровольцем. Сопровождающим-переводчиком.
Показ ролика «Мир слепоглухих»
1. Практическое занятие
1: Определи аромат.
Участникам с завязанными глазами предлагается догадаться по запаху, какой предмет находится в руках у ведущего (напр., апельсин, чеснок).
Вспомните, в каких ситуациях вам при наличии зрения приходилось или удавалось сориентироваться на запах?
2: Взаимодействие с невидящим человеком.
Приглашаются три человека - добровольца. Их рассаживают на три стула лицом к классу. Всем троим закрываются глаза маской-очками (лучше, чтобы это были 2 мальчика и 1 девочка). Еще трое добровольцев вызываются в сторону, им тихо дается задание: подойти к указанному сидящему однокласснику и выполнить следующие действия:
1) напоить водой из стаканчика;
2) повязать платочек на голову;
3) расстегнуть ботинок на ноге.
После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того, кто воспринимал совершаемые с ним действия.
Вывод
Мы с вами попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением, чтобы ориентироваться в пространстве.
А теперь давайте подумаем, как общаются глухие? Действительно, общаются эти люди со слышащими с помощью голоса, понимают речь, считывая ее с губ, а между собой чаще всего общаются с помощью русского жестового языка (РЖЯ).
А теперь давайте подумаем: а как может жить человек, если он и не видит, и не слышит? Можете себе такое представить? – Таких людей называют слепоглухие.
Как же они могут общаться с другими людьми, если они не видят и не слышат?
Слепоглухота – двойное нарушение зрения и слуха. Как не обидеть слепоглухого человека? Как помочь слепоглухому человеку?
Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
Слайд 6
Вы знаете печатные буквы? Помните, как они выглядят? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Участникам предлагается разбиться на пары. Предлагается на ладошке написать одну печатную букву поверх другой.
Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница». Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения.
Просмотр видеоролика «Слово на ладони»
Слайд 7
А есть еще одна азбука. Она называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.
Ведущий демонстрирует табличку с даклилологией.
Слайд 8
ПРИТЧА
«Жил
в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый
человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав ее в
руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он
ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если он ответит,
что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!»
Итак, он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на
свете знаешь, так ответь же мне, жива ли бабочка?
На что мудрец ответил: «Все в твоих руках!»
Мультфильм «Просто так»
Песенка поросенка Фунтика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.