МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ДОКЛАД
ТЕМА
«Культура труда как базовая составная часть общей культуры личности»
по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин
Казетов Сергей Николаевич
2022
Культура труда как базовая составная часть общей культуры личности
Культура труда — базовая составная часть общей культуры личности, понятие емкое, многогранное, многоаспектное. Это и технологическая дисциплина, и производственная эстетика, и грамотное использование учебной и технической документации, и бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, и рациональная организация труда, и высокая самодисциплина, добросовестность, аккуратность в труде и многие другие качества, характеризующие настоящего профессионала.
Одно из важных показателей культуры труда будущих квалифицированных рабочих, специалистов - привычка и умение планировать свой труд, плановость в работе. Спланировать свой труд — значит осознать его содержание и цель, осознанно проанализировать и учесть условия предстоящей деятельности, наметить пути, способы, средства достижения цели, принять рациональное решение для выполнения своего замысла. Главное здесь в том, чтобы приучить учащихся всегда тщательно продумывать предстоящую работу, прежде чем браться за нее. Формирование этого качества у учащихся должно пронизывать весь процесс их производственного, практического профессионального обучения.
Особое значение формирование культуры труда как личностного качества имеет при подготовке в профессиональных учебных заведениях специалистов по профессиям и специальностям, связанным с работой в сфере обслуживания населения, по профессиям, содержание труда которых требует культурного, вежливого делового общения с клиентами, покупателями, посетителями учреждений, деловыми партнерами, а также коллективом сотрудников и товарищей по работе: портных, продавцов, парикмахеров, официантов, проводников, секретарей-референтов, страховых агентов, специалистов коммерческой деятельности и др. Здесь культура труда проявляется прежде всего в профессиональной этике. Формирование этого качества также является предметом практического профессионального обучения и воспитания, требует от мастера особого педагогического мастерства.
При подготовке квалифицированных специалистов обслуживающего труда находят применение ролевые игры, являющиеся разновидностью деловых игр. Они проводятся в целях приобретения и развития у учащихся навыков партнерского взаимодействия, профессионального общения с клиентами, выработки и принятия определенных решений, ведения переговоров с возможными деловыми партнерами и т. п.
Успешность формирования у учащихся основ профессионального мастерства при обучении по широкому спектру профессий во многом зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, других частей тела и инструмента в пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения; развитие глазомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»); слухового восприятия и т.д. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием «сенсомоторная культура».
Целенаправленно развивать у учащихся сенсомоторную культуру можно посредством подбора объектов учебно-производственных работ, проведения специальных упражнений по развитию различных компонентов сенсомоторной культуры (например, развитие технического слуха) с применением приборов и тренировочных приспособлений, позволяющих сопоставлять чувственные оценки с объективными значениями пространственных, слуховых, временных и других параметров — обратная связь и др.
С формированием культуры труда тесно связано воспитание у учащихся технической культуры — качества очень важного для будущего квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала. Техническая культура — это прежде всего способность, умение, привычка выполнять работу на уровне современных достижений техники и технологии с соблюдением установленных технических требований, отраслевых и государственных стандартов. Основа, база технической культуры должна закладываться уже в процессе профессиональной подготовки рабочего, специалиста в учебном заведении.
Основные пути формирования технической культуры в процессе производственного обучения — побуждение и обучение учащихся рационализировать ручной труд, применять в работе средства механизации и автоматизации, современную технику и технологию, компьютеры; обучение и приучение работать с использованием наиболее рациональных технологических режимов и параметров, максимально использовать технические возможности оборудования, применять современные контрольно-измерительные средства; систематически изучать и использовать в работе передовые трудовые приемы и способы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда при выполнении заданий.
Техническая культура
Техническая культура — это осознанное, технически обоснованное выполнение любых учебно-производственных работ на всех этапах производственного обучения, что достигается обучением учащихся эффективно применять теоретические знания для решения практических задач. Это, с одной стороны, способствует повышению качества производственного обучения, с другой — стимулирует активность учащихся при изучении материала предметов теоретического обучения. Наибольшую связь с производственным обучением имеют знания учащихся, полученные на уроках специальных предметов. Однако нужно всегда стремиться, чтобы учащиеся в процессе работы применяли и общетехнические, и общеобразовательные знания. Это способствует формированию у них взаимосвязанной системы знаний, умений и навыков.
Последние годы в практике как общеобразовательной, так и профессиональной школы все большее внимание уделяется компьютеризации учебного процесса. Применение компьютеров в процессе теоретического и производственного, практического профессионального обучения также является важным фактором технической культуры будущих квалифицированных рабочих, специалистов.
Проявлением технической культуры учащихся является их технологическая дисциплина — четкое соблюдение основных требований технологии выполнения учебно-производственных работ. Формирование у учащихся способностей и привычек к строгому овладению технологической дисциплины особенно характерно при подготовке квалифицированных рабочих, специалистов по профессиям, содержание труда которых связано с обслуживанием сложного оборудования и выполнением технологических процессов, требующих четкого исполнения установленных правил, инструкций, параметров, технических и технологических требований.
Техническая культура — это и сформированные в процессе производственного обучения способности, умения, привычки учащихся соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и профессиональной гигиены, экологических требований к процессу и продуктам труда. Достигается это овладением правил и норм охраны труда, санитарии и гигиены, экологических требований при создании или выборе учебно-материальной базы производственного обучении, созданием безопасных условий учебно-производственного труда учащихся, а также путем обучения учащихся безопасным приемам и способам труда, систематическим контролем за выполнением правил безопасности, санитарии и гигиены непосредственно в процессе производственного обучения.
Профессиональное обучение — и теоретическое, и практическое, и производственное — является важным педагогическим средством экономического воспитания и углубления экономической подготовленности учащихся. Здесь прежде всего формируется такое качество профессионального мастерства, как экономическая целесообразность их трудовой деятельности. Основными путями решения этой задачи являются:
- формирование у учащихся способностей к экономическому анализу выполняемой трудовой деятельности;
- поощрение учащихся к выбору наиболее целесообразных в экономическом отношении технологий выполнения учебно-производственных работ;
- обучение учащихся экономическим обоснованиям выполняемого трудового процесса, выполнению доступных экономических расчетов, применению наиболее выгодных в экономическом отношении трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ.
Особое значение имеет умелое и доходчивое раскрытие учащимся конкретных вопросов экономики их труда: обоснование норм времени и выработки; себестоимость продукции (услуг) и ее структура; отпускная цена изделия (работы) и ее составляющие; прибыль, получаемая учебным заведением от реализации продукции; пути повышения производительности труда и прибыли при выполнении учебно-производственных работ; роль и место каждого учащегося в повышении экономической эффективности работы учебных мастерских и т. д. Важно, чтобы учащиеся не только теоретически разобрались в экономических вопросах, но и на основе их знаний активно включались в коллективный поиск путей повышения качества, производительности, экономической эффективности своего труда, труда своей бригады, группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.