Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"
Оценка 4.8

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Оценка 4.8
docx
16.01.2020
Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"
Михайловская_доклад на конференцию.docx

 

 

 

 

 

 

Автор:  Костылева Кристина Алексеевна

Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области

Класс: 11 класс

Руководитель: Лапковская Яна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

 

Актуальность данной темы связана с повышением интереса российского общества к истории политических репрессий. Исследования истории политических репрессий в отношении священнослужителей в Омской области имеют немалую историческую ценность, так как работ, посвященных данной теме, очень мало. История Омской области XX в. была бы неполной без описания периода политических репрессий в отношении церковных служителей.

Целью данной работы является исследование истории политических репрессий в отношении священнослужителя И.И. Грибова, который проживал на территории Омской области.

Задачи:

1.     Показать статистику процессов политических репрессий священнослужителей в Омской области.

2.     Рассказать о судьбе жертвы политической репрессии на примере священнослужителя   И.И. Грибова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время  ведется много разговоров о духовном возрождении России. С этой целью строятся и восстанавливаются разрушенные храмы. Современный народ привыкает к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью. Но есть трагические моменты,  которые связаны с православной верой. Звуки колоколов, упавших храмов в 30 годы, возвестили о страшном времени. Величайшее горе обрушилось на православное духовенство, что стало начало репрессий.

На территории нашего края активная антирелигиозная пропаганда была начата с 1920 года. Было запрещено преподавание каких-либо вероучений, изымались учебники и учебные пособия на религиозную тему.  С конца 1920-х в Западно-Сибирском крае  начинается закрытие и разрушение храмов, жестоко наказываются священники. В годы сталинских репрессий более 300 священнослужителей Омской области и тысячи верующих были сосланы, замучены, расстреляны или умерли в застенках Сиблага [4, c. 14]

Илья Иванович Грибов родился 18 июня 1880 года в селе Дмитриевском Льговского уезда Курской губернии в крестьянской семье, 20 июня принял святое крещение. Как повествует метрическая книга, его отец Иван Тихонович Грибов, мать Мария Федоровна. Оба православные . Крестные родители  из того же села: крестьянин –собственник Филипп Вассильевич Игнатов и крестьянка Матрёна Хрисантовна  Игнатова. Согласна,  ревизской сказке 1858 года, поданной помещиком А.А. Нелидовым, предки Ильи Ивановича были крепостные крестьяне и проживали большой семьей: Арестарф Яковлевич Грибов, его брат Тихон с женой Марьей и детьми Максимом и Татьяной, племянник Филипп Николаевич с женой Анной и детьми Тихоном и Ириной, а также мать Арестарфа и Тихона Лукерья [ 5].

Тобольской  губернии. Здесь  же Илья Иванович женился на крестьянке Феодоре Григорьевне Небыльцовой, в браке у них родились две дочери Анна (1900) и Александра ( 1903) [2]. С 1916 по ноябрь 1918 г. служил в царской армии рядовым в 8-м этапном батальоне [3] . В 1917 г. Феодора Григорьевна умерла от тифа. Вскоре он женился на местной девушке Александре Гавриловне Власовой. В августе 1922 г. родилась дочь Капиталина, а в 1926 году – сын Николай, который умер в младенчестве.

В 1919 году деревня Коршуново стала входить в состав Евгащенской волости, а Илья Иванович поступает на работу волостным писарем. В это время в нашем крае зверствовали колчаковцы. Илья Иванович становится свидетелем жестокой расправы над  красными партизанами  в селе Евгащино. Испытав сильнейшее потрясение,  он тяжело заболел. «Водили  его в разные места, лечили- пользы никакой не было . Как –то  раз завели в церковь, и ему стало лучше» [2]

         Таким образом,  данные события поменяли мировоззрение Ильи Ивановича и отношение к новой власти.  Он становится прихожанином Евгащенской церкви , а в последствии  священником  Логиновской церкви. Сведений о роде занятий главы семьи в документах нет.  [1, л. 3]. В данное время нельзя было  прописывать в документах сведения о данной деятельности.

В дальнейшем судьба Ильи Ивановича была взята  из материалов  архивного уголовного дела № П-13518, представленного  его родственникам Управлением ФСБ России по Омской области. « В 1933 г. работал служителем культа в селе Логинвоском, и в то время Логиновским сельским Советом было дано обязательство  по мясу- поставке государству 100 кг., но я не в силах был рассчитаться с государством по обязательствам, так как жили материально плохо, вследствие чего  и был осужден  по статье 61 УК  Тарским нарсудом, приговорен к двум годам лишения свободы. Меру наказания я отбывал в Тарской тюрьме и в течении двух лет работал на лесозаготовках, освобожден  из-под стражи 10 сентября 1935 года и одновременно восстановлен в правах. После отбытия меры наказания с октября месяца 1935 года я стал работать в селе Серебряное Горьковского района омской области служителем культа» [3].

23 августа 1937 г. Илья Иванович подлежал аресту Горьковским районным отделом НКВД, а уже 17 сентября тройка вынесла приговор. Выписка из протокола заседания тройки при управлении НКВД по Омской области: « Обвиняется в том, что  является членом контрреволюционной повстанческой организации, принимал  участие  в создании контрреволюциооных групп» в сёлах для борьбы  с советской властью, проводил контрреволюционную агитацию и распространял  пораженческие нарастания о скорой войне и гибели советской власти. Постановили  Грибова Илью Ивановича расстрелять»[3]. После исследования материалов  уголовного дела была установлено, что четверо осужденных, проходивших  в рамках данного дела, были приговорены к высшей мере наказания. Данное обвинение  было сформировано на  показания 9 свидетелей, которые были допрошены по данному делу, данные лица были  приговорены к высшей мере наказания. По данному делу нет одного факта, подтверждающего  существование контрреволюционной  повстанческой организации. Доказательство  причастности основываются на фактах  приятельских отношений с бывшим царским офицером Семилейским и другими обвиняемыми  по данному делу. Так же не были обнаружены факты, которые бы подтвердили  ни одной очной ставки  членов предполагаемой повстанческой организации и свидетелей. В данном случае, три человека решили судьбу  ни в чем неповинных людей. Постановление по данному делу было вынесено на 26 день после ареста.

Из характеристики, подписанной председателем сельского Совета села Серебряное, Грибов вёл агитацию за посещение церкви, пугал все адом. В зимнее время ходил в соседние сёла, справлял религиозные обряды. Занимался сбором  денег и хлеба. Летом в соседних деревнях отправлял стариков и старух собирать деньги, хлеб, яйца. Имел связь с бывшими кулаками и подкулачниками. Через них вел свою работу против мероприятий  партии и правительства, за разложение трудовой дисциплины в колхозах [3].

 В связи с протестом прокурора омской области, в 1958 г. была проведена проверка следственного дела. В ходе данной проверки были допрошены свидетели и председатель сельского Совета. Из показаний данных свидетелей было установлено, что осужденный антисовесткой деятельностью не занимался. О том, что Грибов вёл антисоветскую агитацию, он слышал от жителей села. В чём конкретно эта агитация выражалась, не помнит. Характеристика на Грибова была составлена не на основании известных ему фактов, а по сообщениям местных жителей. Кто именно и какие факты ему сообщал, свидетель показать не смог [3].

Когда производился арест, в доме священника произошел обыск. Протокол обыска составлен от 26 августа 1937 г. Прилагается опись изъятых ценностей и документов: фотокарточек 9, разная духовная переписка и письма [3].

Если сопоставить показания от 26.08 и 27.08 резко противостоят друг другу.

Протокол допроса от 26 августа 1937 года: «Да, я имел связь с Семилейским и, безусловно, разделял  с ним контрреволюционные  взгляды, этого я не отрицаю. Но среди широких масс таких разговоров я никогда не вёл, своё  антисоветское настроение я высказывал только в узком кругу с враждебными советской власти элементами. Я никогда не вербовал, ходили ко  мне верующие только по своему желанию». А 27 августа признаётся: « Я искренне сознаюсь перед  следственными органами, что действительно  состоял в контрреволюционной группе, но меня случайно туда втянули» [3].

Сомнению подлежит  следующий факт, что обвиняемый называет имена активистов повстанческой организации в количестве 18 человек. С большинством из которых он лично не знаком, однако о каждом сообщает место жительства и социальное положение. Среди них священнослужители, бывшие кулаки, офицеры белой армии, два человека- участники Ишимского восстания [3]. Невольно напрашивается вывод, что список был составлен заранее, и внесли в него всех тех, кто  был не угоден  советской власти, всех, кто имел собственное мнение и не желал мириться с произволом. 20 сентября 1937 года приговор  в отношении священника Грибова был приведён в исполнение. Возникает вопрос, действительно ли он оговорил себя и других  в протоколе допроса, боясь наказания, или, совершенно не ведая о том, что там написано, подписал под пытками НКВД, остается неизвестным.

Таким образом, немало лишений пришлось терпеть священнику Грибову И.И.  в годы установления советской власти: запрещение проповедей, аресты, необоснованные допросы, и в конечном итоге расстрел. Вытерпевший до конца, не отступивший от своих убеждений под пытками, принявший мученическую кончину за веру Грибов И.И. не будет забыт потомками. Его подвиг будет жить в их сердцах вечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ИАОО ( Государственный исторический архив Омской области). Ф. 981. О.1. Д. 10.

2. Воспоминание Капиталины Миновны Кузнецевой, 1925 года рождения, проживающей в г. Омске. Записаны П. Богдановой ( ноябрь 2015, январь 2016).

3. ФСБ РФ Управление по Омской области Материалы архивного уголовного дела № П-13518.

4. Шангин М.С. Террор  против совести: об уничтожении духовенства и трудового крестьянства в г. Омске и области.-Омск: Омское книж. Изд-во, 1994. – 317 с.

5. Грибов Илья Иванович [Электронный ресурс]. Режим доступа.URL: http://drevo-info.ru (дата обращения: 11.04.2016).

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"

Доклад на НПК " Роль личности в истории России на примере священника И.И. Грибова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020