Ребенок и его родители обязательно должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, для того, чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Изучать права необходимо с детства и пополнять свой запас всю жизнь.
Права человека, а тем более ребенка, - это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек, в том числе и ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Мы постоянно слышим дома, в школе, на улице:
· Ты должна это делать.
· Нельзя так поступать.
· Ты не имеешь права!
У меня возникли вопросы.
Что мы обязаны делать и что не должны?
Первоначально понятия “хорошо” - “плохо”, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь.
Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.
История знает немало примеров, когда жертвами насилия становились племена и даже народы.
Чудовищные проявления жестокости к человеку во время Великой Отечественной войны заставило мировую общественность выработать совместные законы.
10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека.
10 декабря - всемирный день защиты прав человека.
5 декабря 1989 года была принята ООН (Организацией Объединённых Наций) Конвенция о правах ребенка.
Что означает слово “право”?
“Право” - это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.
Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”. Стало быть, можно сказать, что право - нечто справедливое, правильное.
Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.
Изучение II главы Конституции России «Права и свободы человека и гражданина»
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, записаны в Конституции России.
Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1996года, а с 1997 года этот праздник стал государственным.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и пожилые люди, люди любой национальности и вероисповедания. Статья 2 Конституции России провозглашает права и свободы человека.
Ребенок тоже является гражданином России, он тоже имеет права и обязанности. Такие же, как и у взрослого? Не совсем. Ребенок от взрослого отличается меньшими возможностями защищать самого себя, физической и умственной незрелостью. Поэтому он нуждается в специальной правовой защите.
Декларация прав ребёнка - международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять.
Ты живешь в семье, у тебя такие заботливые родители, такой уютный дом. Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней - самая главная в мире организация - ООН (Организация Объединенных Наций).
20 ноября 1989 года ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.
Главное право каждого человека - право на жизнь. И маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Первое право, право на жизнь (ст. 22 Конституции России), мы получили, когда родились. Об этом записано в нашем первом документе «Свидетельстве о рождении».
Ребенок имеет право на безопасное существование, на защиту от насилия.
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
Ребенок имеет право отдохнуть, повеселиться. Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка. Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну. Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем дружит его ребёнок, где бывает, как одевается. Они могут посоветовать, объяснить, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека по-своему.
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. Самым «теплым местом» для жизни является дом, семья. Мы это имеем согласно ст. 25 Конституции России.
Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными и воспитанными.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Это право записано не только в Конституции России, но и в Декларации прав ребенка. Принцип в ч.4 ст. 43 этой декларации гласит: « Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.
В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
Ребенок имеет право на свое мнение. В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается.
Никого нельзя наказывать без суда.
Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более - наказать. Это может сделать только суд. Если наши права нарушены, можно подать жалобу вышестоящему органу. В ней нужно указать, что произошло и какие права нарушены. Граждане могут обратиться в прокуратуру. Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было, где жить. Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку - сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.
Когда нам исполнится 18 лет, мы используем право избирать в органы власти (ст. 32 Конституции России).
Краткий обзор II главы Конституции России показывает, что наше государство гарантирует права на достойный образ жизни детей, на образование; ведь мы - будущее нашей страны. Мы гордимся тем, что являемся гражданами России.
Ещё с начальной школы нам рассказывали, что зафиксированные в Конституции России, можно квалифицировать на
· личные (право на жизнь, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.);
· политические (право на свободу слова);
· гражданские (избирательное право);
· социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
· культурные (право на свою национальную культуру, язык).
Таким образом: основные права и свободы, получившие своё закрепление в Конституции России, соответствуют международному перечню прав и свобод.
Гражданин любой страны имеет не только права, но и обязанности.
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь, и безусловных для выполнения.
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
1. Соблюдать законы государства.
2. Платить налоги.
3. Защищать Родину.
4. Сохранять природу.
5. Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
6. Беречь памятники культуры.
Я задумалась, какие обязанности должен выполнять ребёнок?
Обязанности детей:
- Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию России;
- Уважать права, честь и достоинство других лиц:
- Уважать государственные символы России;
- Заботиться о сохранности исторического и культурного наследия страны;
- Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Результаты работы
В результате проделанной работы мы узнали свои права и обязанности, записанные в Конституции России, ознакомились с основными правами и свободами человека и гражданина, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека.
Выводы:
1. Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.
2. Мы узнали, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.
3. Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.
4. Ребёнок и родители должны знать не только свои права, но и обязанности.
Заключение
Хорошо было бы, если бы все граждане соблюдали законы, не нарушали права и свободы рядом живущих людей, заботились о своих детях и нетрудоспособных родителях. Не было бы тогда у нас в стране детских приютов, домов престарелых.
Возможность иметь права человек получает с момента рождения. Жизнь для человека является главной ценностью. Я хочу обратиться ко всем жителям планеты словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Список использованной литературы
1. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М.: Педагогическое общество Конституция России.
3.Соколов Я.В. Граждановедение. - М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин»,2007.
4. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2007.
5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: - М.: «Вита - Пресс», 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.