Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"
Оценка 4.6

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
труд
5 кл—10 кл
13.02.2017
Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"
Наша школа № 1 по итогам 2014 - 2015 учебного года стала лауреатом республиканского конкурса «Здоровая школа - здоровые дети», то посильный вклад в решение этого вопроса вносили учителя технологии, знакомящие учащихся с разносторонней преобразовательной деятельностью людей. Эколого-валеологическая проблематика находит свое отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе, как колыбели человечества, которая несет ответственность за её охрану и рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Эколого-валеологические знания и умения — важный компонент современного общего образования. Они включены как обязательные и в учебные программы по образовательной области «Технология», целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, формирование образованной, культурной, творческой, инициативной, предприимчивой и здоровой личности, готовой к активному участию в жизни семьи, общества, в организации и работе трудовых коллективов. Содержание эколого-валеологической составляющей каждого из изучаемых в ней учебных разделов призвано способствовать воспитанию у школьников бережного, заботливого отношения к природе и природным ресурсам, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной позиции.Валеологический компонент на уроках технологии.
валеология.doc
Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии. Автор: учитель технологии и ИЗО, МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье, Анпилова Светлана Борисовна ВСТУПЛЕНИЕ Валеология как новая область научных знаний возникла на стыке наук о чело­ веке и его здоровье, и развивается на основе системного и диалектического подхода с учетом генотипа, фелотипа и онтогенеза человека. Термин «валеология» означает новая интегративная область знаний о законо­ мерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспро­ изводства здоровья человека. Не прошло и двух десятилетий после появления термина «валеология»,   как   многочисленные   дискуссии   «быть   или   не   быть»   новой   науке перешли в новое русло: «Быть, но какой?». Заслуга основоположника этой науки И.И. Брехмана была не столько в названии её, сколько в попытке по­новому взглянуть на само понятие «здоровье». Терминологическая неточность и нравственное, психическое, физическое и со­ матическое здоровье ставит вопрос о количестве «здоровий» у человека. Здоровье ­ понятие целостное. Когда клинист одного узкого профиля выносит заключение «здо­ ров», а специалист в другой медицинской области ставит тому же пациенту диагноз болезни, это уже никого не удивляет, так как существуют оправдательные термино­ логические суррогаты следующих типов: «психическое здоровье, соматическое здо­ ровье». Здоровье человека ­ это единый, целостный объект исследования в валеологии, и, каким бы ни оказался предмет исследования, любые рассуждения о здоровье правой или левой ноги в валеологии неправомочны в отрыве от целостной оценки здоровья человека. Когда врач констатирует наличие или отсутствие болезней только в пределах своей компетентности,   психолог   отстаивает   термин   «психическое   здоровье»,   а   учитель физкультуры видит путь к здоровью только «в физкультурно­оздоровительной работе», игнорируется   классический   принцип  Ювенала:  «Здоровый   разум   в   здоровом   теле   ­ великое благо». Почти   автоматически   повторяемой   догмой   во   множестве   публикаций   стало   ут­ верждение, что из множества факторов, обуславливающих текущее состояние здоровья, наиболее значимы факторы, относящиеся к образу жизни. Считается, что их удельный вес составляет 50­52%. Влияние экологическихз факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 ­25% от всех воздействий, 20% составляет наследственный (генетический) фактор   и   доля   дефектов   здравоохранения   составляет   10%.   Эти   данные   как  модель состояния здоровья  отражают многочисленные результаты исследований и составляет основу   науки   о   здоровье   ­   валеологии,  призванной   находить   способы   и   методы достижения равновесия организма. 1. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «Ничто так не содействует успеху нашей  деятельности, как крепкое здоровье; наоборот,  слабое здоровье слишком мешает ей»  Ф. Бэкон В настоящее время науке и просвещению предъявлен социальный заказ на поиск путей   сохранения   российского   этноса,   его   здоровья,   трудовой   и   валеологический достаточности.   Социальный   заказ   в   первую   очередь   адресован   педагогической   обще­ ственности,   семье,   работникам   детских   дошкольных   учреждений,   школ,   средних   и высших учебных заведений. Целесообразность этого направления работы подсказана тем, что формирование здоровья   детей   педагогическими   средствами   зависит   не   только   от   усилий   педагога­ валеолога,   но   и   от   участия   воспитателей,   учителей   всех   специальностей,   всего педагогического коллектива. Валеологическое   сопровождение   образовательного   процесса   ­   это   комплекс   ме­ роприятий валеологической службы образовательного учреждения, включающий анализ и дифференциацию образовательных маршрутов учащихся в сопоставлении с показателями успешности   и   коррекции   функционального   состояния   каждого   учащегося   с   учетом степени адаптации, работоспособности и здоровья. 1.1. Здоровая школа – здоровые дети И если наша школа № 1 по итогам 2004 ­ 2005 учебного года стала лауреатом республиканского конкурса «Здоровая школа ­ здоровые дети», то посильный вклад в решение   этого   вопроса   вносили   учителя   технологии,   знакомящие   учащихся   с   разно­ сторонней   преобразовательной   деятельностью   людей.   Эколого­валеологическая   про­ блематика находит свое отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников   представление   о   природе,   как   колыбели   человечества,   которая   несет ответственность  за её охрану и рациональное  использование  природных  ресурсов,  бе­ режное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Эколого­валеологические знания и умения — важный компонент современного общего образования. Они включены как  обязательные  и  в учебные программы  по  образовательной  области  «Технология», целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, формирование образованной, культурной, творческой, инициативной, предприимчивой и здоровой личности, готовой к активному участию в жизни семьи, общества, в организации и   работе   трудовых   коллективов.   Содержание   эколого­валеологической   составляющей каждого из изучаемых в ней учебных разделов призвано способствовать воспитанию у школьников   бережного,   заботливого   отношения   к   природе   и   природным   ресурсам,   к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной   позиции.  Важно   не   только   знать   противоречие   развития   общественного производства, возникающее при удовлетворении потребностей людей и связанные с этим эколого­валеологические проблемы, но и пути, методы и средства их решения. При   изучении   раздела   «Кулинария»   я   рассматриваю   вопросы   здорового   образа жизни,  «культуры  питания»   (умеренность,  сбалансированность,  четырехразовый  прием пищи,   разнообразие,   биологическая   полноценность).   Обращаю   внимание   учащихся   на опасность   избытка   нитратов   в   пищевых   продуктах,   попадание   в   них   радионуклидов, пестицидов   и   возможность   снижения   их   количества   путем   специальной   кулинарной обработки, а также на важность выращивания экологически чистой продукции. Сообщаю и о важности чистоты воды для приготовления пищи. Рассказываю о круговороте воды в биосфере,   о   загрязнении   природных   вод   и   его   источниках   (нефть   и   нефтепродукты, токсичные   синтетические   вещества,   тяжелые   металлы,   радиоактивные   элементы, ядохимикаты,   поступающие   с   полей,   стоки   животноводческих   ферм   и   т.д.),   видах очистки   воды   (механическая,   биологическая,   физико­химическая,   глубокая), применяемых   для   этого   промышленных   и   бытовых   фильтрах.   В   этом   же   разделе   с позиций валеологии рассматриваем негативное влияние вредных веществ, содержащихся в синтетических моющих и чистящих средствах, на здоровье человека и возможности его снижения; напоминаю о безопасных препаратах, таких как мыло, питьевая сода, соль, уксус, мел, зубная паста, бура, порошок глины. Так   как   в   разделе   «Кулинария»   мы   рассматриваем   вопросы   здорового   образа жизни,   хочется   заметить,   что   одной   из   основных   позиций   здорового   образа   жизни, оказывающей наибольшее влияние на здоровье, является питание. Здоровье человека, его характер, работоспособность зависят от пищи. Не зря говорят: «Человек есть то, что он ест».  Наука   о   питании   постоянно   развивается,   открывая   новые   подходы   к   питанию. Крупнейшие ученые, врачи­клиницисты, несмотря на то, что жили и работали в разное время   и   в   разных   странах,   на   основе   своих   исследований   считают,   что   первый, необходимый   шаг   к   здоровью   ­   это   сбалансированное   питание.   Концепция сбалансированного   питания   утверждает,   что   человек   должен   получать   с   пищей   раз­ нообразные вещества в определенных соотношениях, с тем, чтобы создать условия для её полноценного усвоения организмом. Таким образом при изучении раздела «Кулинария» ставлю следующие задачи: *Расширить знания о возможностях сохранения резервов организма посредством  питания;  * Информировать обучающихся об основах правильного питания как одного из  направлений валеологии; *Сформировать   знания   о   средствах   и   технологических   приёмах преобразования продуктов в конечный продукт, полезный для человека;  * Сформировать умения приготовления пищи с сохранением  «Живой клетки» про­ дуктов;  * Ознакомить учащихся с энергетическим потенциалом пищи; * Ознакомить с технологиями приготовления и условиями усвоения пищи из продук­ тов различного происхождения;  * Воспитывать уважение к обычаям и традициям национальной кухни;  * Формировать культуру питания. При изучении данного раздела формирую у учащихся систему знаний о значении пищи в жизнедеятельности   человека   и   взаимодействии   человека   и   природы.   При   этом акцентирую внимание на экономном, бережном обращении с водой, хлебом и другими продуктами питания, как на одном из способов охраны природы. Содержание программы предусматривает   ознакомление   учащихся   с   историческими   сведениями   формирования системы питания разных народов и возрождения национальной, материальной культуры. Кроме   того   знакомлю   учащихся   с   наиболее   простыми   и   невредными   для   здоровья способами хранения и заготовки продуктов. На практических занятиях уделяю серьезное внимание   знанию   и   соблюдению   правил   санитарии   и   гигиены,   безопасным   приемам работы. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.  Обучающиеся должны знать: *Сведения о физиологии пищеварения;  *Условия обеспечения сбалансированного питания;  * Правила культуры питания; * Основные правила приготовления пищи; * Наиболее распространенные ошибки в питании; *Принципы формирования национальной кухни;  * Влияние экологии на качество продуктов; * Виды   продуктов,   сведения   о   питательной   ценности   продуктов различного  происхождения; *Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями; *Способы горячей обработки продуктов, их преимущества и недостатки; *Технологии приготовления блюд и изменения состояния продуктов в результате их кулинарной обработки;  *Принципы подбора гарниров и пищевых добавок к мясным блюдам.  Обучающиеся должны уметь: *Осуществлять поиск необходимой информации;  *Определять питательную ценность пищи; *Соблюдать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими  жидкостями;  * Разрабатывать рецептуру блюд;  * Подбирать продукты для гарниров;  * Соблюдать правила здорового питания. Занимаясь   на   уроках   кулинарии,   учащиеся   получают   представление   о   значении питания для человека, составе пищи, о правильной обработке пищевых продуктов. Они приобретают   элементарные   навыки   приготовления   различных   блюд,   их   оформления, сервировки стола и поведения за столом. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают в повседневной жизни, некоторым дают ориентацию в выборе профессии. 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Занятия кулинарией в большей степени привлекают учащихся тем, что им самим разрешают готовить пищу, поэтому большую часть времени отвожу практической работе. Хочется также отметить, что на уроках технологии по приготовлению пищи, стараюсь развивать творческие способности учащихся. Важным отличием творческой деятельности является   то,   что   решения   поставленных   задач   ищется   в   условиях   неоднозначности исходной   информации   и   критериев   оценки   конечного   результата.   В   помощь   этому разрабатываю специальные методы, которые в состоянии освоить учащиеся. Чтобы их заинтересовать в этом, показываю им, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом. Вот некоторые из них: *Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения;  * Творческий   подход   позволяет   успешно   разрешать   противоречия, возни­ кающие в семье, коллективе, обществе, успешно адаптироваться в новых условиях; *В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике; * В   процессе   технического   творчества,   как   правило,   гармонично сочетается умственный и физический труд. Считаю,   что   учитель   призван   сформировать   и   развить   умение   учащихся   само­ стоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы, производить экономические   расчеты,   находить   оптимальный   способ   решения   поставленной   задачи, работать с технологической документацией, сервировать повседневный и праздничный стол,   правильно   пользоваться   столовыми   приборами,   поэтому   знакомлю   учащихся   с историей   появления   и   развития   кулинарии,   национальной   кухней,   режимом   питания, видами   сервировки   стола,   правилами   этикета   в   области   приема   пищи,   приглашения гостей   и   их   общения   во   время   застолья.   Изучение   природы   пищевых   продуктов,   их полезных свойств тесно связанно не только с валеологией, но также и с биологией и химией. Учащимся должны быть понятны процессы, происходящие при переработке и потреблении продуктов питания. В этой связи уделяю особое внимание межпредметным связям: показываю влияние технологии приготовления пищи на её питательную ценность (сохранению витаминов, минеральных веществ, роль белков, жиров и углеводов), процесс переваривания   пищи,   влияние   пищевого   рациона   человека   на   его   умственное   и физическое развитие, правила хранения пищевых продуктов и кулинарных блюд, на их качество.   Для   более   глубоко   понимания   учащимися   полезных   свойств   пищевых продуктов даю им исследовательские задания: подготовить доклад, реферат, выполнить творческий проект. В   практике   работы   для   формирования   знаний   и   умений   по   технологии   приго­ товления пищи наряду с демонстрацией  трудовых приемов в процессе приготовления блюд   использую   плакаты,   видеофильмы,   таблицы,   инструкционные   и   технологические карты, специальную литературу, мультимедиа. От класса к классу практические работы по приготовлению пищи усложняются. В пятом классе учащиеся осваивают процессы приготовления различного вида бутербродов, блюд из яиц, горячих напитков (чай, кофе), салатов из сырых и вареных овощей; в шестом ­   готовят   блюда   из   круп,   макаронных   изделий,   молока,   кисель,   компот;   в   седьмом   ­ полностью приготавливают обед: мясную или рыбную закуску, суп, второе блюдо из мяса или рыбы, десерт (желе, мусс, самбук); в восьмом ­ пекут изделия из различных видов теста;  в  девятом  ­  осваивают  способы  консервирования  пищевых  продуктов,  изучают элементы сбалансированного питания. В течение каждого года обучения изучаем правила пользования   различными   инструментами   и   приспособлениями,   посудой   для приготовления блюд и т.д.;   демонстрирую   трудовые   приёмы   работы   с   ножом   и другими   инструментами,   учу   пользоваться   готовыми   технологическими   картами   и составлением новых. Для более прочного овладения учащимися практическими умениями провожу   вводный,   текущий   и   заключительный   инструктажи,   это   помогает   учащимся проанализировать   и   проконтролировать   свою   работу,   не   допустить   ошибок   или   их своевременно   выявить   и   устранить.   В   девятых   классах   учащимся   предоставляется большая   самостоятельность   в   процессе   выполнения   практических   работ.   Постепенно перехожу от руководства деятельностью учащихся к консультированию, наблюдению и контролю.   При   выборе   методов   обучения   исхожу   из   задач   развития   познавательных интересов   и   способностей   учащихся.   Интерес   к   работе   у   учащихся   возникает   в   тот момент,   когда  учитель   сообщает,   какие  блюда   они  будут   учиться  готовить.   Развитие интереса   к   работе   зависит   от   творческой   атмосферы,   возникающей   в   процессе приготовления блюд, поощрения самостоятельной практической или исследовательской деятельности учащихся. 2.1. Оптимальная структура урока кулинарии Наиболее  приемлемой  структурой  организации  урока кулинарии считаю  следующую: 1. Организационный   момент:   проверка   готовности   учащихся   к   уроку, отметка   отсутствующих,   решение   проблемных   ситуаций, распределение трудовых обязанностей членов бригад; 2. Повторение изученного теоретического материала, вводный инструктаж. Оз­ накомление с ходом и приёмами работы, предупреждение типичных ошибок; 3. Практическая работа: приготовление блюда группой учащихся по технологи­ ческой   карте.   Здесь   контролирую   соблюдение   правил   безопасности   труда, санитарии   и   гигиены,   демонстрирую   приемы   работы   с   инструментами   и приспособлениями,   консультирую   и   поощряю   учащихся,   контролирую   учебное время; 4. Сервировка стола, дегустация и оценка блюда. При оценивании труда каждого учащегося принимаются во внимание: вкусовые и   эстетические   качества   блюда,   степень   самостоятельности   при   выполнении задания,   соблюдение   технологии   изготовления,   приемы   работы,   правила безопасности труда, нормы времени; 5. Изложение нового материала: может проводиться в форме беседы, рассказа или объяснения   (беседа   наиболее   способствует   развитию   мышления   учащихся).   На этом этапе урока использую большое количество наглядных материалов. Самые важные сведения фиксируем в тетради учащегося. 6. В конце урока раздаю технологические карты на приготовление блюда для сле­ дующего занятия; 7. Уборка помещения. Возможны другие формы проведения занятий: урок­игра, урок­защита творческого проекта, урок­конкурс, урок­пресс­конференция и т.д. В процессе формирования знаний, умений   и   навыков   по   обработке   пищевых   продуктов   даю   информацию   о   профессиях пищевой промышленности. Информация может быть текущей, т.е. данной во время урока и   итоговой   ­   в   виде   просмотров   видеофильмов,   встреч   с   работниками   пищевой промышленности, экскурсий. 2.2. Проектный метод основа творчества Для   развития   творческих   способностей   у   учащихся   широко   использую   метод проектов. Суть  его  состоит  в выборе  и выполнении  какого­либо  объекта труда  (дос­ тупного и посильного учащемуся) и разработки необходимой для этого документации. Учащийся   должен   знать,   что   его   учебный   проект   лишь   в   общих   чертах   отражает проектную   деятельность   в   условиях   производства.   При   выборе   проектного   задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи или общественно значимые. При этом учитываю интересы и   способности   каждого   учащегося   или   группы   учащихся,   интересы   школы.   Уровень сложности проектных заданий должен соответствовать учебной программе. Завершенный проект сопровождается пояснительной запиской, в которой в краткой форме излагается содержание   проектного   задания   и   результаты   проделанной   работы.   Каждый   проект обсуждается с коллективом учащихся, проводится защита проекта и дается ему оценка. Привожу примерные темы для выполнения учебного проекта по разделу «Кулинария» для учащихся девятых классов: 1. «Элементы сбалансированного питания в национальной кухне»; 2. «Этикет праздничного застолья»; 3. «Традиционные кушанья на столе весенних праздников»; 4. «Пища и её предназначение в жизнедеятельности человека». Таким образом, я предлагаю   не   только   учить   учащихся   разбираться   в   валеологических   аспектах, заботиться о своем здоровье, но и самостоятельно подходить к решению проблем, используя метод проекта.  Трудно не согласиться с утверждением Н.М. Амосова: «Чтобы   быть   здоровым,   нужны   собственные   усилия,   постоянные   и значительные. Заменить их нельзя ничем». Формировать у ребёнка готовность творить   собственное   здоровье,   научить   видеть   и   слышать   себя   возможно,   если рядом есть взрослые,     которые,     работая     с   детьми,     владеют   хотя     бы основами   валеологической   грамотности   и   сами,   на   собственном   примере, демонстрируют   жизнь,   идущую   по   пути   здоровья.   Поэтому   научные   знания   о формировании, сохранении и укреплении здоровья необходимы в первую очередь людям, которые посвятили себя обучению и воспитанию подрастающего поколения ­   учителям.   Сегодня   необходимо   расширять   научные   знания   о   технологиях управления здоровьем посредством обеспечения организма определенным запасом прочности   на   основе   естественных   методов   оздоровления   в   соответствии   с физиологическими процессами, происходящими в организме человека. В условиях технологической подготовки школьников в общеобразовательной школе имеется возможность   обогащения   их   общемировым   интеллектуальным   содержанием   по основам сбалансированного питания, в процессе изучения раздела «Кулинария», одной из задач которой является  подготовка будущей хозяйки дома. Результат образования ­ осознание необходимости здорового образа жизни. 2.3. Элементы сбалансированного питания в  национальной русской и башкирской кухнях Приготовление пищи ­ самая древняя сфера человеческой деятельности. Было время человеческой истории, когда человек получал свою пищу исключительно из рук природы, не переработанной. Внутренний голос подсказывал, что ему есть. Его рацион состоял из изобилия фруктов, овощей, орехов всех видов и семечек. Мы говорим: «французская, башкирская, татарская, грузинская, итальянская, русская кухня». Что нам дает право говорить   ­   национальная   кухня,   национальные   блюда,   национальные   особенности   в питании? По какому признаку или признакам мы можем со всей определенностью сказать, что   данное   блюдо   принадлежит   кухне   именно   этого   народа,   как   можно   определить национальную принадлежность того или иного блюда? Само   понятие   национальная   кухня   ­   ёмкое,   многозначное,   включает   в   себя множество   составляющих:   набор   основных   продуктов   питания,   которые   более   всего распространены у данного народа, их комбинации, способы приготовления блюд из них и то, какие кушанья, растительного  или животного происхождения, преобладает в этой национальной кухне, какие приправы, специи применяются для придания блюдам особого специфического вкуса. Национальные кухни и созданные ими вкусные и полезные блюда должны сохраниться, ибо они удобны по своим качествам человеку и могут служить будущим   поколениям.   Однако   технологические   приемы   национальной   кухни   могут изменяться и, наконец, забываться, утрачивая в конце концов подлинный национальный колорит. Вот почему необходимо собрать и оставить в наследие потомкам рецепты блюд национальной кухни, в первую очередь кухни крупнейших наций, создавших основные кулинарные  направления. Именно вокруг этих кулинарных направлений группируются национальные кухни ряда народов нашей страны. Многое в формировании той или иной национальной кухни, того или иного кулинарного направления зависит от исторических традиций,   от   природных   условий,   в   которых   живет   тот   или   иной   народ,   а   также   от основного вида хозяйственной деятельности той или иной нации в прошлом. Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. Ассортимент блюд русской кухни на рубеже XIX и XX веков стал столь разнообразен, а её влияние и популярность в Европе настолько велик, что о ней заговорили к этому времени с таким же   уважением,   как   и   о   знаменитой   французской   кухне.   Древнерусская   кухня, развивавшаяся в IX ­ X веках и достигшая наибольшего расцвета в XV ­ XVI веках, хотя становление её и охватывает огромный исторический период, характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне. В начале этого периода появился русский хлеб из кислого ржаного теста ­ некоронованный король на нашем столе, без него и теперь немыслимо русское меню. Также возникли все другие важнейшие виды русских хлебных и мучных изделий: известные нам сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т.п.   Пристрастие   к   кислому,   квасному   отразилось   и   в   создании   русских   настоящих киселей   ­   овсяного,   пшеничного   и   ржаного,   появившихся   задолго   до   современных, преимущественно ягодных киселей. Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся первоначально обрядовой, торжественной пищей. Вся эта хлебная, мучная пища разнообразилась чаще всего грибами, лесными ягодами, овощами и очень редко мясом. Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось резкое разделение   русского   стола   на   постный   (растительно­рыбно­грибной)   и   скоромный (молочно­яично­мясной).   Изолирование   одних   продуктов   от   других,   недопущение   из смешения в конечном счете привело к созданию лишь некоторых оригинальных блюд, а все меню в целом стало однообразнее, упрощеннее. Можно сказать, что больше повезло постному   столу:   поскольку   большинство   дней   в   году   от   192   до   216   в   разные   годы ­считались постными (причем эти посты соблюдались весьма строго), было естественным стремление расширить ассортимент постного стола. Отсюда изобилие в русской кухне грибных   блюд,   склонность   к   использованию   различного   растительного   сырья   ­   зерна (каши),   овощей,   лесных   ягод   и   трав   (крапивы,   сныти,   лебеды   и   др.).   Причем   такие известные с X века овощи, как капуста, репа, редька, горох, огурцы готовили и ели ­ будь то сырые, соленые, пареные, вареные или печеные ­ отдельно один от другого. Поэтому салаты и винегреты появились в России лишь в XIX веке как заимствование с Запада. Но и их первоначально делали преимущественно с одним овощем, давая соответствующее название салату: салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т.п. Каждый вид грибов ­ грузди, рыжики, опята, боровики, сморчки, печерицы (шампиньоны), солили или варили совершенно отдельно, что, кстати, практикуется поныне. То же можно сказать и  о  рыбе,  которую  употребляли   в  отварном,  вяленом,  соленом,  запеченном   и реже  в жареном виде. Таким   образом   количество   блюд   по   названиям   было   огромным,   на   все   они   по содержанию немногим отличались одно от другого. Вкусовое разнообразие достигалось, во­первых, различием тепловой и холодной обработки, а также применением различных масел, преимущественно растительных (конопляного, орехового, макового, оливкового и значительно позднее подсолнечного); во­вторых, употреблением пряностей. Из последних чаще   всего   использовались   лук,   чеснок,   хрен,   укроп,   причем   в   весьма   больших количествах, а также петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже в X ­ XI веках. В начальный период развития русской кухни складывается   и   склонность   к   употреблению   горячих   блюд,   получивших   тогда   общее название «хлебова». Наибольшее распространение приобретают такие виды хлебова, как щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие разновидности мучных супов. Что касается мяса и молока, то эти продукты употребляли сравнительно редко, причем обработка их не отличалась сложностью. Мясо, как правило, варили в щах или кашицах, молоко пили сырое, томленное или скисшее. Из молочных продуктов делали творог   и   сметану,   а   производство   сливок   и   масла   долгое   время   оставалось   почти неизвестным, по крайней мере до XV ­ XVI веков. В это время продолжается не только дальнейшая  разработка вариантов  постного и скоромного стола, но и особенно резко обозначаются различия между кухнями различных классов и сословий. В XVII веке окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом   появляются   неизвестные   в   средневековой   Руси   кальи,   похмелки,   солянки,   рас­ сольники. Обогащается и постный стол знати. Видное место на нём начинают занимать балык, черная икра, которую ели не только просоленной, но и вареной. Одновременно   появляется   стремление   к   украшательству   блюд.   Из   пищевых продуктов   сооружаются   дворцы,   фантастические   животные   гигантских   размеров. Придворные обеды превращаются в помпезный, пышный ритуал, продолжающийся  6 ­ 8 часов подряд с двух часов дня, до 10 вечера, ­ и включают в себя почти десяток перемен, каждая из которых состоит из целой серии (иногда по 2 десятка одноименных блюд, например из десятка сортов жаренной дичи или соленной рыбы, из десятка видов блинов или пирогов). Таким образом, в XVII веке русская кухня была уже чрезвычайно разнообразна по ассортименту блюд. В то же время поварское искусство в смысле умения комбинировать продукты, выявлять их вкус стояло на весьма невысоком уровне. Достаточно сказать, что по­прежнему   не   допускалось   смешивание   продуктов,   их   измельчение,   перемалывание, дробление.   Более   всего   это   относилось   к   мясному   столу.   Поэтому   русская   кухня   в противоположность французской и немецкой в течение длительного времени не знала и не желала воспринимать различные фарши, рулеты, паштеты и котлеты. Старинной русской кухне   оказались   чужды  и "   всевозможные   запеканки   и   пудинги.   Стремление   к приготовлению блюда из целого крупного куска, а в идеале из целого животного или растения сохранялось вплоть до XVII века. В 1816 году тульский помещик В.А. Левшин попытался составить первую русскую поваренную книгу, он вынужден был констатировать, что «сведения о русских блюдах почти   совсем   истребились»  и   поэтому   «нельзя   уже   теперь   представить   полного описания   русской   поварни   и   должно   удовольствоваться   только   тем,   что   еще   можно собрать из оставшегося в памяти, ибо история русской поварни никогда не была предана описанию». В результате собранные В.А. Левшиным по памяти описания блюд русской кухни не только не были точны по своей рецептуре, но и по своему ассортименту далеко не отражали всего действительного богатства блюд русского национального стола. Несмотря   на   все   изменения   и   иностранные   влияния,   её   основные   характерные черты сохранились и остались ей присущими до настоящего времени. Большую роль за русским столом играл хлеб. За щами или другим первым жидким блюдом в деревне обычно съедали от полкило до килограмма черного ржаного хлеба. Белый хлеб, пшеничный, фактически не был распространен в России до начала XX века. Его ели изредка и в основном зажиточные слои населения в городах, а в народе на него смотрели   как   на   еду   праздничную.   Местными   разновидностями   белого   хлеба   были московские   сайки   и   калачи,   смоленские   крендели,   валдайские   баранки.   Черный   хлеб различался   не   по   месту   изготовления,   а   лишь   по   роду   выпечки   и   сорту   муки   ­ пеклеванный, заварной, подовый, обдирный. Наконец,   необходимо   остановиться   на   некоторых   технологических   процессах, свойственных русской кухне. На большом отрезке развития русской национальной кухни процесс приготовления пищи сводился к варке и выпеканию продуктов в русской печи, причем   эти   операции   велись   обязательно   раздельно.   То,   что   было   предназначено   для варки, отваривали с начала и до конца, то, что было предназначено для печения, только пекли. Таким образом, народная русская кухня не знала, что такое комбинированная или даже разная, совмещенная или двойная тепловая обработка. Так как речь идет о сбалансированном  питании, то я хотела бы дать основные рекомендации по организации питания, что характерно для любой национальной кухни народов. Соблюдая   культуру   питания,   мы   даем   организму   максимум   веществ   для   по­ строения   его   клеток   и   сохраняем   энергию,   необходимую   для   жизнедеятельности. Процессы, протекающие в теле живого существа, очень сложны, но важно знать главное, чтобы   уметь   анализировать   реакции   своего   организма   на   определенный   вид   пищи. Изменение привычек в еде довольно серьезный  вызов. Как же перейти на правильное питание?   На   первый   план   выступает   тщательное   соблюдение   методов,   принципов приготовления пищи, которые способствуют максимальному сбережению в продуктах их естества, т.е. их питательной ценности. Зная основы правильного питания и соблюдая принципы приготовления пищи, можно без особого труда и затрат времени из имеющихся продуктов приготовить полезную, вкусную, легко усваиваемую пищу. «Знать   и   понимать   логику   принципов   приготовления   здоровой   пищи,   без­ условно,   намного   важнее,   чем   само   точное,   подчас   бездумное   копирование   мно­ гочисленных рецептов»,  ­ пишет И.И. Литвина.  Как и в обычной кухне, здесь суще­ ствует   большая   возможность   поиска,   изобретения   блюда,   знакомства   с   утерянными традициями национальной кухни. Правильное  питание принесет существенную  пользу здоровью семьи  и особенно детей.   Это   должно   быть   такое   питание,   которое   отличалось   бы   особой   благородной простотой,   строгим   разграничением   в   еде   праздников   и   будней.   Продукты   нужно употреблять в таких сочетаниях, чтобы они переваривались почти одновременно, так как организм человека теряет массу энергии на безуспешной попытке переварить как попало составленный и съеденный обед. В максимально возможном объёме наше питание должно включать в себя пищу местную, свойственную тому району, в котором мы живем. Плоды растений,   которые   естественно   возрастают   в   умеренной   зоне   ­особенно   зерно,   бобы, семена, овощи и некоторые фрукты, являются питательной, сбалансированной едой для тех, кто живет там, где они растут и дают урожаи. Раздел технология «культура дома» может включать разные модули в соответствии с местными условиями своего города, района. Выбор модулей и их наполнение на этапе определения   содержания   образовательной   области   «Технология»   определяет   сам учитель.   В   7ом   классе   в   разделе   «Культура   дома,   технология   обработки   пищевых продуктов» ввожу изучение элементов  национальной  культуры. Знакомлю учащихся с национальными   традициями   башкирского   народа,   которые   связаны   с   трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием. Кухня любого народа отражает его культуру,  Кухня   башкирского   народа   богата   национальными   традициями, его   историю. которые уходят своими корнями вглубь столетий. Бесспорно также и то, что многие блюда находятся в тесном родстве с национальной пищей тех народов, с которыми их связывают родственные и соседские отношения. Традиции, обычаи народов осуществляют связи «прошлое ­ настоящее ­ будущее» и сохраняют преемственность культур. На уроках учащиеся усваивают, что следует учитывать климатические и природные условия. Летом в жаркую погоду еда должна быть более легкой. В прохладную зимнюю пору питание должно состоять по большей своей части из плотной еды ­ бобов, семян, орехов, масла, продуктов сои и рыбы. Преимущество  сбалансированного питания  состоит в том, что, к счастью, нет необходимости  знать  химический  состав  ни тела  человека,  ни продуктов, чтобы  пра­ вильно питать себя и свою семью: если мы питаемся естественными продуктами, можно быть уверенными в том, что получаем все необходимые питательные вещества. Система работы по валеологическому воспитанию и обучению  Заключение учащихся Итак, если цель образования ­ развитие человека, то главным направлением общего образования становится обучение здоровью. Формирование здоровья детей, подростков ­ обязанность любого педагога. Девизом должны стать слова:  «Образование без потерь здоровья, образование — для созидания здоровья». В работе по этому направлению мне помогает изучение специальной литературы и работа методического объединения школы. В результате, на сегодняшний день систему своей работы по валеологическому воспитанию и обучению детей на уроках технологии можно изложить так: * Создание, поддержание и упрочение у детей мотивации здорового образа жизни; *Включение   в содержание   образования  информации   о  факторах  риска  и факторах устойчивости в формировании здоровья человека; *Выбор форм, методов и средств учебного процесса в соответствии с валеологиче­ скими требованиями; * Формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся; *Создание благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему   развитию   личности,   формированию   здоровья,   предупреждению дистресса и хронического утомления; * Создание оптимальных гигиенических условий в классе; Совместные   усилия   педагогов   и   учащихся   в   создании   мотивации   здорового образа   жизни   становятся   успешными   лишь   на   фундаменте   общности   целей,   довери­ тельных   межличностных   отношений   и   взаимного   удовлетворения   информационных запросов. Любая попытка работать по единому шаблону со всем ученическим коллек­ тивом обречена на провал. В частности, это относится к предупреждению и преодолению вредных   привычек.   Недостаточный   учет   интересов,   индивидуальных   особенностей   и условий   жизни   ребёнка,   как   правило,   делает   так   называемые   превентивные воспитательные меры запоздалыми и неадекватными. Список литературы 1. Артамонов Р. Валеологии быть. Но какой? Мед. газета. 1997, 28  мая. № 40. 2. Брехман И. И. Валеология: лекарства для здоровых. Советская  Россия. 1980, 10 июля. № 157. 3. Заечник В.М., Сергеева О.В. Эколого­валеологический компонент в образовательной области «Технология». Методические рекомен­ дации. Тула, 2002. 4. Приказ Минобразования России от 09.02.1998 № 321. Об утвержде­ нии Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений  РФ. Учительская газета. 1998, 17 марта. № 10. 5. Симоненко В.Д. Технология 6­9 классы, издательский центр «Вен­ тана ­ Граф», 2002. 6. Литвина И.И. Основы правильного питания. ­ СПб.: АО «Ком­ плект», 2007. 7. Шелтон Г. Основы правильного питания. ­ М.: Молодая гвардия,  1992. 8. http/edu.1september.ru 9. http   :  //www.ug.ru 10. http   :  //www.it­n.ru 11. http/school­collection.edu.ru/ 12. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. М.2009. Диаграмма валеологических знаний обучающихся 5­7­х классов по разделу «Кулинария»

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"

Доклад " Валеологическое воспитание учащихся на уроке технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017