В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:
- стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;
- скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления); картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;
- мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;
- мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.
Виды интеллект карт.docx
Доклад учителя физики Абдуллаевой Г.У. на семинаре кафедры естественных наук
ЧОУ СОШ «Гармония» 02.04.2014г.
Виды интеллекткарт
В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды
интеллекткарт:
стандартные карты (standard maps)
это множество классических интеллект
карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной
индивидуальности;
―
―
―
скоростные карты, или картымолнии (speed maps)
данный вид интеллект
карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе
выступления); картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед
выступлением или ответом;
мастеркарты (master maps)
это весьма объемные карты к целой области
знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются
непрерывно и предназначены для общего обзора темы;
―
мегакарты (mega maps)
связанные друг с другом карты, где центральная карта
с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых
представлены детали или дополнительные аспекты.
Автор советует на первых порах особо пристальное внимание уделять:
переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или
переделке их в основные и второстепенные ветви;
анализу результатов от разбивки сложных слов;
контролю за повторениями;
периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи
символов и цвета;
использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся
ключевому понятию;
высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;
предупреждению загруженности слишком сложными темами;
получению удовольствия от составления карт.
–
–
–
–
–
–
–
–
Области применения интеллекткарт очень разнообразны:
–
–
запоминание материала;
упорядочивание и систематизация информации, в том числе конспектирование
лекций, конспектирование книг;
– планирование деятельности, подготовка к выступлениям, подготовка материала по
определенной теме;
решение творческих задач;
–
– мозговой штурм;
– презентации;
– планирование и разработка проектов разной сложности;
–
составление списков дел; развитие интеллектуальных способностей;
общение;
–
– проведение тренингов;
–
– поиск решений в сложной ситуации;
–
–
рассмотрение различных вариантов решения задач;
решение личных проблем.
Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление,
память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее,
занимательнее и плодотворнее. Создание интеллекткарт будет эффективным и
интересным методом обучения на любом уроке. Так на уроках истории темы содержат
много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических
личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью
мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество
информации. Например, по теме «Великая Отечественная война» можно нарисовать карту,
где ветвями первого порядка будут являться основные операции и сражения; на уроках
литературы можно составлять при изучении обзорных и монографических тем. Так, в ходе
изучения биографии и творчества писателя, карты могут включать в себя основные этапы
жизни и творчества, названия основных произведений, ассоциации к ним, строки из
стихотворений, крылатые выражения. На уроках биологии можно составлять карты по
темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д., а на
уроке физики можно составит карты для каждого класса в виде справочника на формулы,
единицам измерений физических величин, буквенные обозначение физических величин.
Учащиеся могут самостоятельно составлять интеллекткарту либо с помощью учителя.
Учителю лучше заранее самому составить свою интеллекткарту, чтобы не забыть те или
иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с
помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете
найти бесплатную версию.
Многолетняя практика педагогов показывает, что диаграммы связей – наилучший
способ конспектирования новой информации и великолепный инструмент в опытных руках
специалистов и школьников, который позволит:
быстро и эффективно работать с любым объемом информации;
развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию;
использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной
позиции;
принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.
Интеллекткарта – пример легкого и эффективного приема в образовательном
процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально
положительный результат.
Доклад на тему: Виды интеллект-карт
Доклад на тему: Виды интеллект-карт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.