Доклад. Тема : "Самообразование педагога"
Оценка 4.7

Доклад. Тема : "Самообразование педагога"

Оценка 4.7
Педсоветы
png
русский язык +1
Взрослым
15.01.2017
Доклад. Тема : "Самообразование педагога"
Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий. Дмитрий Иванович Писарев Введение В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет находить в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал. Условия возникновения и становления опыта Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на: - развивающиеся потребности личности, общества, государства; - расширение пространства образования современных педагогов; Для осуществления своей миссии преподавателю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Актуальность Особенно актуальной проблема самообразования преподавателей стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателейпостоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день преподавателям предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с преподавателями. Самообразование, мотивы, этапы, достижения Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» (источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru) Самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Мотивы, побуждающие преподавателя к самообразованию - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации - Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. - Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека» - Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим преподавателем быть обидно. - Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. - Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелился сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать? Организация самообразования При организации самообразования учитывается профессиональный уровень преподавателей, используются различные критерии, позволяющие отнести преподавателей к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему преподавателю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Преподаватель со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы со студентами и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у преподавателей развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Преподаватель, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все преподаватели владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п) Направления самообразования преподавателя Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. - Профессиональное (предмет преподавания) - психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) - психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) - методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) - правовое - эстетическое (гуманитарное) - историческое - иностранные языки - политическое - информационно-компьютерные технологии - охрана здоровья - интересы и хобби Формы самообразования преподавателя Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современном мире часто является единственным стимулом к самообразованию учителей. Составляющие процесса самообразования преподавателя Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? - Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: - Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом - Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики - Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни - Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Результат самообразования Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя: - повышение качества преподавания предмета; - разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; - разработка новых форм, методов и приемов обучения; - подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования; дидактических материалов, тестов, наглядностей; - выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; - разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; - создание комплектов педагогических разработок; - проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); - повышение престижа образовательного учреждения. Конечно, самым эффективным способом показать результаты преподавательского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших преподавательских комнатах и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет преподавателю аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Заключение Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Используемая литература: 1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999. 3. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004. 4. Электронный педагогический словарь.
0_4e75a_f2df7568_L.png

Доклад. Тема : "Самообразование педагога"

Доклад. Тема : "Самообразование педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017