Тема: Доли. Образование и сравнение долей.
Цели: познакомить с понятием «доли»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные УУД: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные УУД: развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 2)
Настроение у вас отличное?
А улыбки, я знаю, – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
II. Актуализация знаний
1.Вставить пропущенные знаки (слайд 4)
45 : 5 + 10 = 19
8 ● 7 – 30 = 26
67 - 6 ● 4 = 43
2. Задачи: (слайды 5-7)
1) В 3 пакетах 6 литров сока. Сколько литров сока в 5 таких же пакетах?
2) На 4 пальто израсходовали 12 м ткани. Сколько метров ткани нужно на 2 таких же пальто?
3) У Серёжи было 100 рублей. Он купил 2 фонарика по 40 рублей. Сколько денег у него осталось?
III. Самоопределение к деятельности
Давайте вспомним таблицу умножения. (слайд 8)
72н |
8а |
32л |
48с |
35ь |
18п |
24е |
64и |
4∙8= 6∙3= 2∙4= 5∙7=
4∙6= 8∙9= 8∙6= 8∙8=
Каждому ответу соответствует буква. Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете какое слово здесь спряталось. (слайд 9)
Какое слово получилось? (апельсин) (слайд 10)
-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (слайд 12)
- Как в песенке называлась каждая часть
апельсина? (долька)
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего
урока? (доли). — Сформулируйте задачи урока. (слайд 14)
IV. Работа по теме урока
1. Образование и запись долей
Практическая работа
Постановка проблемы, введение нового понятия.
-А как это разделить на доли? Что такое доля?
Давайте попробуем разобраться
-У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
-Сложите круг пополам.
-Разверните. Сколько равных частей получили? (2)
Как они называются (Половинки)
Самая известная доля – это, конечно, половина. Половина – это ½.
-А теперь сложите круг пополам и ещё пополам.
- Сколько равных частей получили? (4)
Если целое разделили на 4 части, то получается 1/4 или по-другому говорят «четверть»
А если сложить ещё пополам? Сколько частей получили? (8)
Если целое разделили на 8 частей, то получается 1/8
- Как это записать? Сначала была половина, потом четверть, затем восьмая часть… (Записываю на доске)
- Что эти записи обозначают?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?
- А число над чертой?
-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое(знаменатель), а верхняя – сколько таких частей взяли(числитель) (слайд 15)
- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра, а затем нижняя.
Работа по учебнику (слайд 16)
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника.
— Что больше: одна вторая часть или одна четвертая? (Одна вторая?)
2. Сравнение долей
Задание 1. Помогите детям разделить шоколадку на троих. Какую часть получит каждый ребёнок?
Эту же шоколадку разделите на шестерых детей. Какую теперь часть получит каждый ребёнок?
Как вы думаете, какая часть больше 1/3 или 1/6? (слайд 17) Делаем вывод: если наверху количество долей одинаковое, то чем меньше внизу число, тем доля больше.
V. Физкультминутка (слайд 18)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
VI. Закрепление изученного материала
Задание 2 (Сравнение долей)
Начертите прямоугольник 9 на 2см. Поделите его на 9 равных частей. Выполните задание. В одном классе часть учеников занимается в музыкальной школе, учеников занимаются в спортивной школе, а учеников занимаются в художественной школе. Где занимается больше детей? Закрасьте 1/9, 2/9, 4/9 разными цветами и сравните
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По рисунку видно, что четыре доли – это больше, чем две или одна. Поэтому делаем вывод: (больше, чем и ).
Работа по учебнику
№ 2 (с. 92).
— Как разделили зеленый прямоугольник? (На 2 равные части, пополам.)
— Какую долю получили? (Одну вторую.)
— Как разделили розовый прямоугольник? (На 3 равные части.)
— Какую долю получили? (Одну третью.)
— Как разделили желтый прямоугольник? (На 4 равные части.)
— Какую долю получили? (Одну четвертую.)
— Как разделили синий прямоугольник? (На 6 равных частей.)
— Какую долю получили? (Одну шестую.)
— Какая доля больше: одна третья или половина? (Половина.) И т. д.
№ 4 (с. 93).
- Как называются компоненты и результат действия умножения?
- Как найти неизвестный множитель?
- Как называются компоненты и результат действия умножения?
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестный делитель?
(Один ученик у доски, остальные в тетради)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.(слайд 20)
1. |
Торт разрезали на 6 кусков. Какую часть съели? |
|
|
2. |
Какую часть круга составляет закрашенная доля?
|
|
|
3. |
Яблоко разрезали на 4 части. Какую часть съели? |
|
|
4. |
К Алисе на чаепитие пришло трое друзей. Поделите торт так, что бы им досталось поровну. Запишите долю. |
|
|
5. |
Сравните доли и |
|
|
VIII. Подведение итогов урока (слайд 21)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое доля?
Домашнее задание (слайд 22)
С. 93 № 6,7
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.