ДООП "Мастерство народного вокала"
Оценка 5

ДООП "Мастерство народного вокала"

Оценка 5
Образовательные программы
rtf
искусство
1 кл—7 кл
24.02.2024
ДООП "Мастерство народного вокала"
Программа для одаренных детей
Худ_Герман_ИА_Мастерство_народного_вокала.rtf

Департамент образования Администрации города Омска

бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска

«Дом детского творчества Ленинского административного округа»

 

 

Рекомендовано
Методическим советом
БОУ ДО г. Омска
«Дом детского творчества ЛАО»

Протокол №___

«___»_______________2023 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директору БОУ ДО г. Омска

«Дом детского творчества ЛАО»

__________________ Н.В. Винк

«___»_______________2023 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерство народного вокала»

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-13 лет

Срок реализации: 2 год

Трудоемкость: 288 часов

144/144 часа

Уровень сложности: продвинутый

Форма реализации: очная

 

Автор-составитель:

Герман Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Омск, 2022 г.


Структура образовательной программы

 

 

1. Пояснительная записка. 3

1.1. Актуальность программы.. 3

1.2. Особенности организации образовательного процесса. 4

1.3. Цель и задачи программы: 5

1.4 Планируемые результаты обучения по годам освоения программы.. 5

2. Первый год обучения. 6

3. Второй год обучения. 7

4. Контрольно-оценочные средства. 9

5. Условия реализации программы.. 11

6. Список литературы.. 11

 

 

 

 


 

1. Пояснительная записка

 

1.1. Актуальность программы

Программа «Мастерство народного вокала» разработана для детей 7-13 лет, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности.

Программа определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания музыкально одаренных вокалистов детского объединения «Казачата». Одаренные дети для занятий по программе «Мастерство народного вокала» отбираются в процессе обучения по ДООП «Казачья песня».

Многогранность народной песни позволяет комплексно развивать музыкальные данные детей, способствует формированию их художественного вкуса. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В основу разработки программы легли эффективные методики и опыт работы с одаренными детьми таких авторов как Браз С.Л., Картавцевой М.Т., Куприяновой Л.Л. и других.  

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной музыки, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства. Вся работа ориентирована на обучение управлением голоса, преодоление в процессе пения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценического имиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, речевых навыков, способности к самоанализу, уверенности в себе, снятия психологических барьеров и страха публичных выступлений.

Каждое занятие требует от ребенка творческой активности, эмоциональности, мобилизации творческого потенциала. Педагогом ставятся следующие цели:

– обеспечить развитие творческих задатков детей средствами музыкального фольклора, так как фольклорное творчество сочетает и поэзию, и музыку, и пластику движений;

– уважать права каждого ребенка на личностное самоопределение и самореализацию в рамках данной образовательной программы.

В процессе обучения детей решаются следующие задачи:

Отличительная особенность программы заключается в индивидуально-личностном подходе к каждому обучающемуся в синтезе традиционного метода обучения и творческого подхода с использованием личностно-ориентированного развивающего обучения.

Реализация программы «Мастерство народного вокала» позволяет в условиях БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества ЛАО» через дополнительное образование расширить возможности образовательной области искусства народного пения.

1.2. Особенности организации образовательного процесса.

Возраст обучающихся.

Для обучения по данной образовательной программе приглашаются обучающиеся детского объединения «Казачата», «Забавушка» в возрасте от 7 до 13 лет, обладающими развитым музыкальным слухом, чувством ритма и хорошими вокальными данными.

Для работы с одаренными детьми предусмотрена индивидуальная вокальная работа как форма занятия. Занятия с одаренными детьми направлены на подготовку сольных номеров для выступлений на концертах, участия в конкурсной деятельности.

Формирование вокальных навыков — это единый педагогический процесс. Существенными признаками этого процесса являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика (звуковой диапазон и   сила голоса, качество тембра и полнота резонирования звука, богатство обертонами; вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, выравненность гласных, качество дикции, осмысленность и грамотность произношения).

Народная песня – основа, от которой произошли все последующие музыкальные направления, в том числе и классическая музыка. Поэтому на занятиях рекомендуется прослушивание, а в последующем введение в свой репертуар авторской песни, городского фольклора, романсов. Особое место уделяется музыкальному и обрядовому фольклору западносибирского региона. В связи с этим в доступной для детей форме необходимо показать способы передачи образно-смыслового «видения песни» через характерные интонации и движения данной местности. Важную роль в этом играет и сценический костюм, воплощающий национальные традиции края.

Возрастные голосовые особенности детей.

Вокальная работа с одаренными детьми в возрасте от 7-10 лет

Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

Вокальная работа с одаренными детьми в возрасте от 11-13 лет

11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2.

Наполняемость групп. Главная особенность организации учебно-воспитательного процесса обучение малыми группами и личностно-ориентированный подход. Для постановки концертного или конкурсного номера возможна организация разновозрастной группы детей.

Работа в режиме максимально приближенному к индивидуальному обучению, позволяет сохранить самобытность ребёнка, сформировать его индивидуальное и вокальное лицо, характерный тембр звучания голоса, создать свой исполнительский стиль, подготовить к творческой деятельности в качестве солиста.

Режим занятий. Продолжительность академического часа 45 минут. Перемена между занятиями 5-10 минут.

Форма организации учебной деятельности:

- малые группы,

- индивидуально-групповая

Форма проведения занятий: беседа, мастер-класс, занятие-игра, открытое занятие, репетиция, класс-концерт, праздник, сводная репетиция, концерт, конкурс, фестиваль, творческий отчет, презентация.

Наполняемость группы – 11 человек.

Форма обучения: очная.

 

1.3. Цель и задачи программы:

Цель программы - развитие и совершенствование музыкальных и вокальных данных одаренных детей через познание народной песенной культуры.

Задачи программы:

·         Развивать интерес и способность к музыкальной деятельности, к профессиональному самовыражению.

·         Рассмотреть возможности народно-певческого детского репертуара как средства для формирования чистоты музыкальной интонации.

·         Проанализировать доступность жанров народно-певческого детского фольклора для достижения интонационной чистоты вокального звучания.

·         Развивать творческую инициативу, способность к самовыражению, артистические и эмоциональные качества одаренных детей.

 

1.4 Планируемые результаты обучения по годам освоения программы

Группы результатов

Первый год обучения

Второй год обучения

Личностные

     Умеет общаться и взаимодействовать со сверстниками и педагогом;

Проявляет стремление к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморазвитию), стремление к творческой самореализации.

Демонстрируют творческую активность,

инициативу при создании творческого продукта;

демонстрируют настроенность на доброе поведение

и добрые взаимоотношения с окружающими.

Метапредметные

Проявляет мотивацию на получение новых знаний;

Умеет самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи, планировать пути достижения целей;

Умеет организовать учебное сотрудничество с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Умеют ставить цель, определять пути её достижения;

умеют обобщать, сравнивать, логически рассуждать,

делать выводы;

демонстрируют способность к саморазвитию и

самообразованию в освоении социальных и

нравственных норм, художественных компетенций.

 

Специальные по направленности программы

Знает:

физиологические особенности своего организма;

строение голосового аппарата;

специфику функционирования артикуляционно-дыхательной системы;

как зарождается и извлекается звук;

вокальную терминологию.

Умеет:

пользоваться диафрагматическим певческим дыханием;

самостоятельно работать над созданием своего сценического образа;

владеть сценической культурой;

выражать действие пением, словом, мимикой, жестом;

осуществлять сценический замысел в песне через действие на сцене;

ориентироваться в сценическом пространстве, свободно общаться с партнерами по сцене и зрительской аудиторией.

Имеют базовые навыки игры на народных

музыкальных инструментах;

получат опыт исполнения в сценическом варианте;

получат опыт исполнения песен в народной манере

пения, используя пластику рук и корпуса.

 

 

2. Первый год обучения

2.1. Учебно-тематический план первого года обучения

 

Темы

Часы

Раздел 1. Введение. Народный вокал.

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1.2

Диагностика вокальной одаренности

6

1.3

Высокая певческая позиция

8

1.4

Охрана и гигиена голоса

6

1.5

Певческая установка

6

1.6

Строение голосового аппарата

8

Итого:

36

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

2.1

Основные понятия дирижерского жеста

8

2.2

Унисон. Ровное звуковедение

8

2.3

Атака звука

8

2.4

Дыхание

8

2.5

Артикуляция, мимика

6

2.6

Дикция. Речевые игры и упражнения

6

2.7

Формирование качества звука. Интонационные упражнения

6

2.8

Упражнения на разогрев вокального аппарата

6

2.9

Резонаторы

8

2.10

Музыкальные игры

6

Итого:

70

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

3.1

Работа над сценическим образом

8

3.2

Упражнения на развитие творческого мышления

8

3.3

Конкурсная деятельность

12

3.4

Концертная деятельность

8

3.5

Итоговое занятие (отчетный концерт)

2

Итого:

38

Всего:

144

 

2.1. Содержание программы первого года обучения

 

Раздел 1. Введение. Народный вокал.

Тема 1.1. «Вводное занятие. Техника безопасности» - 2 часа

Знакомство обучающихся. Цель и задачи данного этапа обучения. Обязательное проведение инструктажа по технике безопасности. Проведение беседы по охране детского голоса, о гигиене голоса. Составление расписания.

Тема 1.2. «Диагностика вокальной одаренности» - 6 часов

Прослушивание детей; определение типа голоса; слушание, анализ, анкетирование, комплексный метод диагностики вокальной одаренности, знакомство и выявление особенностей психики и характера воспитанника.

Педагог должен услышать все возникающие в голосовом аппарате неполадки, т. е. обладая прежде всего хорошим «вокальным ухом», он должен предельно гибко вести занятия с учеником, умело применяя приемы и методы обучения к индивидуальности своего воспитанника.

Понятия, термины: певческий голос, диапазон, тембр.

Тема 1.3. «Высокая певческая позиция» - 8 часов

Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки высокой вокальной позиции полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и  «М».

Понятия, термины: певческая позиция, нёбо.

Тема 1.4. «Охрана и гигиена голоса» - 6 часов

Соблюдение певческого режима для сохранения свежести голоса и предупреждения различных заболеваний.

Очень важно распределение занятия по времени. В начале занятий следует заниматься не более 30 минут, с перерывом 3-5 минут. Распевание, т.е. «разогрев» голосового аппарата следует проводить обязательно.

Понятия, термины: гигиена голоса, форсирование звука.

Тема 1.5. «Певческая установка» - 6 часов

Практическое занятие. Беседа об условиях правильной работы голосового аппарата во время пения, о соблюдении певческой установки, основной способ звукообразования. Пение стоя и сидя.

Пение стоя – распевание, постановка корпуса, головы, рук, посыл звука, исполнение разученных песен, т.к. дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Пение сидя - разучивание песен. Сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, в таком положении работает лучше главная дыхательная мышца-диафрагма, ноги ставят на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу.

Понятия, термины: певческая установка.

Тема 1.6. «Строение голосового аппарата» - 8 часов

Знакомство с отделами голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань с голосовыми связками, артикуляционный аппарат, резонаторы).

Функционирование органов голосового аппарата в пении.

Понятия, термины: Смешанный тип дыхания: гортань, голосовые связки, артикуляционный аппарат, резонаторы.

 

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

Тема 2.1. «Основные понятия дирижерского жеста» - 8 часов

Вокально-хоровая работа в разучиваемых произведениях.

Понятия, термины: ритм, размер.

Тема 2.2. «Унисон. Ровное звуковедение» - 8 часов

Работа над звуковедением. Для правильного звуковедения важны: дикционные навыки, развитее подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста.

Понятия, термины: звуковедение, голосообразование.

Тема 2.3. «Атака звука» - 8 часов

Атака звука в вокальном пении. Виды атаки звуки. Роль атаки звука в пении.

Понятия, термины: атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Тема 2.4. «Дыхание» - 8 часов

Работа над дыханием. Освоение навыков дыхания, от которых зависит качество звука. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхательном процессе.

Понятия, термины: певческое дыхание. Виды певческого дыхания.

Тема 2.5. «Артикуляция, мимика» - 6 часов

Работа над звуковедением. Для правильного звуковедения важны дикционные навыки, развитее подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста.

Понятия, термины: артикуляция, мимика.

Тема 2.6. «Дикция. Речевые игры и упражнения» - 6 часов

Работа над дикцией. У детей нередко артикуляционные движения

вялы, их надо активировать. Для четкой дикции рекомендуются

упражнения на слоги: «дай», «бра», «бдги», «зри», «бдги», говорить скороговорки.

Понятия, термины: дикция.

Тема 2.7. «Формирование качества звука. Интонационные упражнения» - 6 часов

Основные характеристики свойства голоса, певческая эмоциональность, выразительность. Упражнения на формирование качества звука, развитие силы голоса.

Понятия, термины: интонация, певческая атака, выразительность голоса.

Тема 2.8. «Упражнения на разогрев вокального аппарата» - 6 часов

Занятие-беседа: «Что такое распев?», «Для чего он нужен?». Разогрев певческого аппарата: вокальные упражнения. Работа с музыкальным репертуаром.

Понятия, термины: вокальный аппарат, распев, вокальные упражнения.

Тема 2.9. «Резонаторы» - 8 часов

Рассказ о голосовых регистрах. Грудной резонатор - вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи и бронхов. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор - вибрации в голове - область «маски», зубов и темени, до затылка. Рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор - одновременные вибрации в головном и грудном отделах и в лопатках, и в спине. Просмотр видеозаписей - анализ, словесное высказывание прослушанного с определением звучания голосов в разных регистрах.

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга. Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полётным и звонким.

Понятия, термины: резонаторы.

Тема 2.10. «Музыкальные игры» - 6 часов

Занятие-игра. Разучивание музыкальных игр.

Понятия, термины: музыкальная игра.

 

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

Тема 3.1. «Работа над сценическим образом» - 8 часов

Беседа о сценическом образе артиста, о художественном образе в песне. Упражнения на раскрытие эмоциональности. Участие в конкурсах фестивалях, мероприятиях.

Тема 3.2. «Упражнения на развитие творческого мышления» - 8 часов

Занятие-беседа. Творческое мышление. Приемы развития творческого мышления. Упражнения на развитие эмоций и воображения, распевки и скороговорки.

Тема 3.3. «Конкурсная деятельность» - 12 часов

Учебное занятие, репетиция, сводная репетиция, класс-концерт, праздник, презентация. Творческая реализация обучающихся (участие в вокальных конкурсах, фестивалях, творческих поездках.

Понятия, термины: конкурсное выступление.

Тема 3.4. «Концертная деятельность» - 8 часов

Постановочные занятия с прогоном концертных номеров по сценарию тематических и праздничных мероприятий. Психологическая подготовка обучающегося к концертному выступлению.

Понятия, термины: концертное вступление, концертный костюм.

Тема 3.5. «Итоговое занятие (отчетный концерт)» - 2 часа

Творческий отчет, открытое занятие, репетиция. Составление сценарного плана, выбор репертуара, награждение.

Понятия, термины: концертная программа.
Итого: 144 часа

 

3. Второй год обучения

3.1. Учебно-тематический план 2 года обучения

 

Темы

Часы

Раздел 1. Введение. Народный вокал.

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1.2

Диагностика вокальной одаренности

6

1.3

Певческая позиция

6

1.4

Охрана и гигиена голоса

6

1.5

Певческая установка

4

1.6

Строение голосового аппарата

8

Итого:

32

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

2.1

Закрепление понятий дирижерского жеста

8

2.2

Ровное звуковедение

8

2.3

Атака звука. Виды.

8

2.4

Дыхание

8

2.5

Артикуляция

6

2.6

Дикция. Речевые упражнения

6

2.7

Интонационные упражнения

6

2.8

Разогрев вокального аппарата

6

2.9

Резонаторы и регистры

8

2.10

Музыкальные игры

6

Итого:

70

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

3.1

Работа над сценическим образом

8

3.2

Фиксирование упражнений на развитие творческого мышления

8

3.3

Конкурсная деятельность

12

3.4

Концертная деятельность

12

3.5

Итоговое занятие (отчетный концерт)

2

Итого:

42

Всего:

144

3.2. Содержание программы второго года обучения

            Раздел 1. Введение. Народный вокал.

Тема 1.1. «Вводное занятие. Техника безопасности» - 2 часа

Цель и задачи данного этапа обучения. Обязательное проведение инструктажа по технике безопасности. Проведение беседы по охране детского голоса, о гигиене голоса. Составление расписания.

Тема 1.2.  «Диагностика вокальной одаренности» - 6 часов

Комплексный метод диагностики вокальной одаренности.

Педагог должен услышать все возникающие в голосовом аппарате неполадки, т. е. обладая прежде всего хорошим «вокальным ухом», он должен предельно гибко вести занятия с учеником, умело применяя приемы и методы обучения к индивидуальности своего воспитанника.

Понятия, термины: певческий голос, диапазон, тембр.

 Тема 1.3. «Певческая позиция» - 6 часов

Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки высокой вокальной позиции полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и  «М».

Понятия, термины: певческая позиция, нёбо.

Тема 1.4. «Охрана и гигиена голоса» - 6 часов

Соблюдение певческого режима для сохранения свежести голоса и предупреждения различных заболеваний.

Очень важно распределение занятия по времени. В начале занятий следует заниматься не более 30 минут, с перерывом 3-5 минут. Распевание, т.е. «разогрев» голосового аппарата следует проводить обязательно.

Понятия, термины: гигиена голоса, форсирование звука.

Тема 1.5. «Певческая установка» - 4 часа

Практическое занятие. Беседа об условиях правильной работы голосового аппарата во время пения, о соблюдении певческой установки, основной способ звукообразования. Пение стоя и сидя.

Пение стоя – распевание, постановка корпуса, головы, рук, посыл звука, исполнение разученных песен, т.к. дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Пение сидя - разучивание песен. Сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, в таком положении работает лучше главная дыхательная мышца-диафрагма, ноги ставят на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу.

Понятия, термины: певческая установка.

Тема 1.6. «Строение голосового аппарата» - 8 часов

Закрепление знаний об отделах голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань с голосовыми связками, артикуляционный аппарат, резонаторы).

Функционирование органов голосового аппарата в пении.

Понятия, термины: Смешанный тип дыхания: гортань, голосовые связки, артикуляционный аппарат, резонаторы.

 

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

Тема 2.1. «Закрепление понятий дирижерского жеста» - 8 часов

Вокально-хоровая работа в разучиваемых произведениях.

Понятия, термины: ритм, размер.

Тема 2.2. «Ровное звуковедение» - 8 часов

Работа над звуковедением. Для правильного звуковедения важны: дикционные навыки, развитее подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста.

Понятия, термины: звуковедение, голосообразование.

Тема 2.3. «Атака звука. Виды» - 8 часов

Атака звука в вокальном пении. Виды атаки звуки. Роль атаки звука в пении.

Понятия, термины: атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Тема 2.4. «Дыхание» - 8 часов

Работа над дыханием. Освоение навыков дыхания, от которых зависит качество звука. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхательном процессе.

Понятия, термины: певческое дыхание. Виды певческого дыхания.

Тема 2.5.  «Артикуляция» - 6 часов

Работа над звуковедением. Для правильного звуковедения важны дикционные навыки, развитее подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста.

Понятия, термины: артикуляция, мимика.

Тема 2.6. «Дикция. Речевые упражнения» - 6 часов

Работа над дикцией. У детей нередко артикуляционные движения

вялы, их надо активировать. Для четкой дикции рекомендуются

упражнения на слоги: «дай», «бра», «бдги», «зри», «бдги», говорить скороговорки.

Понятия, термины: дикция.

Тема 2.7. «Интонационные упражнения» - 6 часов

Основные характеристики свойства голоса, певческая эмоциональность, выразительность. Упражнения на формирование качества звука, развитие силы голоса.

Понятия, термины: интонация, певческая атака, выразительность голоса.

Тема 2.8. «Разогрев вокального аппарата» - 6 часов

Занятие-беседа: Разогрев певческого аппарата: вокальные упражнения. Работа с музыкальным репертуаром.

Понятия, термины: вокальный аппарат, распев, вокальные упражнения.

Тема 2.9. «Резонаторы и регистры» - 8 часов

Фиксирование знаний о голосовых регистрах. Грудной резонатор - вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи и бронхов. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор - вибрации в голове - область «маски», зубов и темени, до затылка. Рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор - одновременные вибрации в головном и грудном отделах и в лопатках, и в спине. Просмотр видеозаписей - анализ, словесное высказывание прослушанного с определением звучания голосов в разных регистрах.

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга. Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полётным и звонким.

Понятия, термины: резонаторы.

Тема 2.10 «Музыкальные игры» - 6 часов

Занятие-игра. Разучивание  более сложных музыкальных игр.

Понятия, термины: музыкальная игра.

 

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

Тема 3.1. «Работа над сценическим образом» - 8 часов

Беседа о сценическом образе артиста, о художественном образе в песне. Упражнения на раскрытие эмоциональности. Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях.

Тема 3.2. «Фиксирование упражнений на развитие творческого мышления» - 8 часов

Занятие-беседа. Творческое мышление. Приемы развития творческого мышления. Упражнения на развитие эмоций и воображения, распевки и скороговорки.

Тема 3.3. «Конкурсная деятельность» - 12 часов

Учебное занятие, репетиция, сводная репетиция, класс-концерт, праздник, презентация. Творческая реализация обучающихся (участие в вокальных конкурсах, фестивалях, творческих поездках.

Понятия, термины: конкурсное выступление.

Тема 3.4. «Концертная деятельность» - 12 часов

Постановочные занятия с прогоном концертных номеров по сценарию тематических и праздничных мероприятий.

Понятия, термины: концертное вступление, концертный костюм.

Тема 3.5. «Итоговое занятие (отчетный концерт)» - 2 часа

Творческий отчет, открытое занятие, репетиция. Составление сценарного плана, выбор репертуара, награждение.

Понятия, термины: концертная программа.

Итого: 144 часа

 

4. Контрольно-оценочные средства

 

В процессе реализации программы используются текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Ряд диагностических задач, помогающих определить уровень развития обучающихся:

- Проявление знаний о русском народном музыкальном творчестве, о выдающихся исполнителях русских народных песен;

- Умение показать уровень владения вокально-техническими навыками: певческим дыханием, четкой артикуляции, чистое интонирования мелодии, способность звукообразования, звуковедения, владения исполнительством в народной манере пения, ясность тембральной окраски голоса, владение голосом в определённом диапазоне, владение динамическими оттенками;

- Умение быстро воспринимать разучиваемый музыкальный материал на слух, музыкальная память обучающихся;

- Координация движений при пении - отсутствие мышечных зажимов, владение чувством темпа, чувством ритма;

 - Умение сопровождать своё пение хореографическими движениями;

- Владение исполнительскими навыками - умение передать музыкальный образ в соответствии с характером музыки, проявление эмоционального отношения к исполняемому произведению, проявление сценической исполнительской культуры;

- Умение быстро включаться в творческий процесс, потребность к самосовершенствованию;

- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности - педагог - ученик.

Критерии и показатели уровневой оценки

Высокий уровень:

Демонстрирует знания об основных жанрах музыки; средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, регистр, темп). Знает физиологические особенности своего организма и экологические приемы работы с голосом, строение голосового аппарата, особенности и принцип функционировании артикуляционно-дыхательной системы, вокальную терминологию.

Четкое, грамотное и выразительное прочтение песенного текста, фиксируя внимание на дикции, артикуляции, на логических ударениях; качественный разбор произведения по темпу, динамике, характера звуковедения, интонации с указанием жанра произведения. Уверенное исполнение вокального произведения без вокальных погрешностей, с яркой передачей художественно-музыкального образа. Правильное использование певческого дыхания. Активная эмоциональная работа на занятиях, участие в концертных выступлениях.

Средний уровень:

Демонстрирует знания об основных жанрах музыки; средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, регистр, темп), знает физиологические особенности своего организма и экологические приемы работы с голосом, строение голосового аппарата, особенности и принцип функционировании артикуляционно-дыхательной системы, вокальную терминологию.

Хорошее прочтение песенного текста, фиксируя внимание на дикции, артикуляции, на логических ударениях; хороший разбор произведения по темпу, динамике, характера звуковедения, интонации с указанием жанра произведения.

Регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа на занятиях. Участие в концертных выступлениях.

Низкий уровень:

Демонстрирует отрывочные знания об основных жанрах музыки; средствах    музыкальной выразительности (мелодия, ритм, регистр, темп).

Некачественное прочтение песенного текста, фиксируя внимание на дикции, артикуляции, на логических ударениях; нет разбора произведения по темпу, динамике, характера звуковедения, интонации, нет указания жанра произведения.

При пении произведения допускает вокально-интонационные неточности, нет стремления петь выразительно, делает ошибки в литературном тексте.  Присутствует отказ от участия в концертных выступлениях.

 

Основные формы диагностики:

-    педагогическое наблюдение;

-    участие в мероприятиях различных уровней;

-    диагностика умений и навыков - прослушивания, просмотры выученного материала, подготовка домашнего задания;

-    уровень концертных выступлений - сольные выступления, выступления в составе ансамбля в концертах в течение года, в отчетных концертах коллектива и учреждения;

-    результаты конкурсных выступлений, концертные выступления на Гала-концертах конкурсов, фестивалей;

-    уровень результатов обсуждений выступлений конкурсантов на «круглом столе» членами жюри;

-    ведение обучающимися «Портфолио творческих достижений - наличие ситуации «успеха» с дипломами разных уровней «Дипломант», «Лауреат» на городских, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях.

 

5. Условия реализации программы

 

Раздел программы

Перечень учебно-методического обеспечения программы

Перечень дидактического обеспечения программы

Перечень информационного обеспечения программы

Раздел 1. Введение. Народный вокал.

Диагностическое тестирование по методике Куприянова

 

 

Мультимедийные презентации, видеофрагменты, обучающее видео по темам раздела

 

Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки

https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-i-fiziologiya/

 

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

Видео

тестовые задания для текущего контроля;

Учебно-методическое пособие «Постановка голоса в народно-певческой манере» (Поддубная Г.Г.)

Мультимедийные презентации, видеофрагменты, обучающее видео по темам раздела

 

Вокально-хоровые навыки,

как основа развития певческого голоса у детей

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/399847-vokalno-horovye-navyki-kak-osnova-razvitija-p

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

Учебник «О хоровом искусстве» по методике Асафьева

Мультимедийные презентации, видеофрагменты, обучающее видео по темам раздела

 

Государственный академический Омский русский народный хор

https://www.youtube.com/watch?v=dOw2uhIeDR8

 

Перечень материально-технического обеспечения программы: 

- фортепиано;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- телевизор.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования с квалификацией соответствующей профилю программы.

 

6. Список литературы

 

Нормативные документы

1.    Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 6 декабря 2012 года]. - Текст: электронный // Система Гарант: [сайт] - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 10.03.2022).

2.    Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) от 29.12.2010 «».

3.    Российская Федерация. Национальные проекты. Паспорт Федерального проекта «Образование»: [утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. № 16]. - Текст: электронный //.Правительство России [сайт] - URL: http://government.ru/info/35566/. (дата обращения 10.03.2022).

4.    Российская Федерация. Федеральные проекты. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка»: [утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3]. - Текст: электронный // Образовательный портал [сайт] - URL: http://www.eduportal44.ru/deko/NPO1/FP-Uspekh-kazhdogo-rebyenka.pdf. (дата обращения 10.03.2022).

5.    Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р] - Текст: электронный //электронно-правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf. (дата обращения 10.03.2022).

6.    Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации: [Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р] - Текст: электронный/Правовая навигационная система Кодексы и законы РФ: [сайт]. - URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-678-r-31032022/ (дата обращения 20.04.2022).

7.    Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 года № 467 [Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 № 56722] - Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт] - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/68ab95d94aff334dd86625ce304d49eb/ (дата обращения 10.03.2022).

8.    Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 (ред. от 30.09.2020): [Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831] - Текст: электронный // Система Гарант: [сайт] - URL:http://ivo.garant.ru/#/document/72116730/paragraph/1/doclist/3811/showentries/0/highlight/ (дата обращения 10.03.2022).

9.    Российская Федерация. Постановления. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28: [Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573] - Текст: электронный // Система Гарант: [сайт] - URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения 10.03.2022).

10.              БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества ЛАО». Локальные нормативные акты. Рабочая Программа воспитания: [утверждена педагогическим советом от 30.08.2021 г., протокол № 23].

Список литературы для педагогов

1.         Гутман О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие. - 5-е изд., стер. изд. - Санкт-Петербург : Планета музыки: 2019. - 80 с.

2.         Иванов А.П. Искусство пения : учебное пособие. - 5-е, испр. и доп. изд. - Санкт-Петербург : Планета музыки: 2019. - 260 с.

3.         Поддубная, Г.Г. Постановка голоса в народно-певческой манере (вокальные упражнения для развития голоса) учебно-методическое пособие. Омск, издательство ОмГУ им.Ф.М. Достоевского, 2016.

Список литературы для детей и родителей

1. Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов : учебное пособие. - 6-е, стер. изд. - Санкт-Петербург : Планета музыки: 2020. - 128 с.

2. Плужников К.И. Вокальное искусство : учебное пособие. - 3-е изд., стер. изд. - Санкт-Петербург : Планета музыки: 2017. - 112 с.

 

 

 

Приложение 1

 

Примерный репертуар на 2022-2023 учебный год

1.      Закличка «Весна-красна»

2.      Р.н.п. «Рассыпала Маланья бобы»

3.      «Русская зима» сл. В. Застрожный, муз. О. Гришин

4.      В. И. Темнов «Кнопочки баянные»

5.      Русская-народная попевка «Потешки»

6.      «Семечки» сл. О. Левицкого, муз. В. Темнова

7.      р.н.п. «Ягода»

8.      "Красно солнышко" сл. И. Шаферан

9.      р.н.п. «Я по травкам шла»

10.  Духовный стих «Ангел»

11.  р.н.п. «Где ж ты был мой черный баран»

12.  Казачья песня «Проезжала конница»

13.  Казачья песня «Если ты казак»

14.  «Дедушкина песня»

15.  Казачья песня «Мой дед казак»

 

 

Примерный репертуар на 2023-2024 учебный год

 

1.      Казачья песня «Браво, Катерина»

2.      «Эх, Казачата»

3.      Частушки-небылицы

4.      р.н.п. «Воронежская разнесуха»

5.      «Родная песня» сл. Г. Георгиев, муз. В. Темнов

6.      «Пела мама песню русскую»

7.      р.н.п. «Сапожки русские»

8.      «Аюшка» сл. Г. Георгиев, муз. Г. Пономаренко

9.      «В роще пел соловушка»

10.  «Там на горе пикеты стояли»

11.  р.н.п. «Во поле орешина»

12.  р.н.п. «Ой, вы гостьюшки»

13.  «Русская зима» сл. В. Застрожный, муз. О. Гришин

14.  Плясовая песня Новосибирской области «На зеленом, на лугу»

15.  Казачья песня «Бравый атаман»

16.  р.н.п. «Пойду ль я выйду»

17.  «Золотая ярмарка»

18.  "Подари мне платок" Г. Пономаренко/М.Агашина

19.  "Оренбургский пуховый платок" Г. Пономаренко/В. Боков

 

 

             

 

Департамент образования Администрации города

Департамент образования Администрации города

Структура образовательной программы 1

Структура образовательной программы 1

Пояснительная записка 1.1.

Пояснительная записка 1.1.

Народная песня – основа, от которой произошли все последующие музыкальные направления, в том числе и классическая музыка

Народная песня – основа, от которой произошли все последующие музыкальные направления, в том числе и классическая музыка

Развивать интерес и способность к музыкальной деятельности, к профессиональному самовыражению

Развивать интерес и способность к музыкальной деятельности, к профессиональному самовыражению

Специальные по направленности программы

Специальные по направленности программы

Прослушивание детей; определение типа голоса; слушание, анализ, анкетирование, комплексный метод диагностики вокальной одаренности, знакомство и выявление особенностей психики и характера воспитанника

Прослушивание детей; определение типа голоса; слушание, анализ, анкетирование, комплексный метод диагностики вокальной одаренности, знакомство и выявление особенностей психики и характера воспитанника

Тема 2.4. «Дыхание» - 8 часов

Тема 2.4. «Дыхание» - 8 часов

Учебное занятие, репетиция, сводная репетиция, класс-концерт, праздник, презентация

Учебное занятие, репетиция, сводная репетиция, класс-концерт, праздник, презентация

Цель и задачи данного этапа обучения

Цель и задачи данного этапа обучения

Атака звука в вокальном пении.

Атака звука в вокальном пении.

Тема 3.3. «Конкурсная деятельность» - 12 часов

Тема 3.3. «Конкурсная деятельность» - 12 часов

Правильное использование певческого дыхания

Правильное использование певческого дыхания

Раздел 1. Введение. Народный вокал

Раздел 1. Введение. Народный вокал

Российская Федерация. Распоряжения

Российская Федерация. Распоряжения

Приложение 1 Примерный репертуар на 2022-2023 учебный год 1

Приложение 1 Примерный репертуар на 2022-2023 учебный год 1

ДООП "Мастерство народного вокала"

ДООП "Мастерство народного вокала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024