Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дополнение
Дата: 12.11.18
Урок 48
Тема:
Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: дать понятие о второстепенном члене предложения дополнении; развивать умение разбирать
предложение по членам.
Характеристика деятельности учащихся:
Наблюдать за недостаточными по смыслу предложениями. Знакомиться с дополнением как второстепенным
членом предложения. Устанавливать вопросы, которые задаются к дополнениям. Подбирать пропущенные в
предложении дополнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работа в паре). Задавать вопрос к дополнению. Устанавливать связь слов в предложении.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Анна, Алина, Алла имена.
Жучка, Шарик, Пушок клички.
II. Письмо под диктовку.
Для своей работы художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес.
Там и принялась за свою картину.
Найдите определения и подчеркните их.
На какие вопросы отвечают определения?
На какие вопросы отвечают обстоятельства?
III. Изучение нового материала.
1. Работа с языковым материалом. Рубрика «давай подумаем»
1) Н а д о с к е записаны неполные предложения:
Вчера мы смотрели.
Алеша прочитал.
Ребята разговаривали.
(Что?) фильм
(Что?) книгу
(О чем?) о футболе
– Вам все понятно в предложениях?
Попробуйте дополнить предложения, чтобы информация была более точной, полной.
2) Упражнение 1.
Увидел (кого?) зверей.
Приехала (к кому?) к подруге.Гордятся (кем?) внуком.
Прочитал (о ком?) о щенке.
Получил (от кого?) от друга.
Едят (чем?) ложкой.
Много (чего?) грибов.
3) Во 2 классе мы познакомились с изменением формы слова. Нам помогала таблица «Правильно изменяй
форму слова» в учебнике.
Н а д о с к е записаны вопросы:
Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Запишите из всех слов упражнения только те, от которых можно задать данные вопросы (учебник).
– Как называются эти слова?
– Чему вы будете учиться на уроке?
4) Ч т е н и е правила в учебнике.
2. Упражнение в нахождении дополнений.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 3 (учебник).
Вставьте в предложения второстепенный член, с которым вы познакомились.
На прошлом уроке мы узнали (о чём?)о слове. Подлежащее связано (с чем?) со сказуемым.
В слове кино нет (чего?) окончания. Окончание помогает изменить (что?) форму слова. Приставка
образует (что?) новые слова.
2) В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
(Кем?) котятами,( чем?) вилкой,( кого?) собак,( чем?) столами, (о чем?) о лете, (кому?)
брату.
3 ) В ы п о л н е н и е упражнения 5 (учебник). Работа в парах.
IV. Итог урока.
– Что называется дополнением?
Домашнее задание: выпишите из рубрики «Путешествие в прошлое» 3–4 предложения с дополнениями,
подчеркните их.