Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа социально – педагогической направленности по краеведению «Родная сторона»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа социально – педагогической направленности по краеведению «Родная сторона»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
1 кл—11 кл
06.09.2022
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа  социально – педагогической направленности по краеведению «Родная сторона»
Родная сторона
Программа по краеведению.docx

Министерство образования и молодёжной политики

 Нижегородской области

 

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Краснобаковский детский дом»

 

 

Принята на заседанииУтверждаю

педагогического совета                                                       Директор детского дома

от 08.09.2021 года                                                                И.Н.Бобарыкина

Протокол №1                                                                        08 сентября 2021

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа

социально – педагогической направленности по краеведению

«Родная сторона»

Возраст обучающихся: 9-17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

Автор – составитель:

Вихарева Екатерина Николаевна – воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красные Баки, 2021

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     Учебный план

3.     Содержание учебного плана

4.     Содержание образовательной программы

5.     Календарный учебный график

6.     Планируемые результаты

7.     Условия реализации программы

8.     Методическое обеспечение

9.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у детей четкого понятия географической, исторической, культурологической характеристики родного края, повышением интереса к своей Родине, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов воспитанников к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания детей о роднойстороне способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по «Родной стороне» имеет социально – педагогическую направленность, способствуетвоспитанию истинного гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.  

Отличительными особенностями данной программы являются:

 

1)    Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

2)    Благодаря обучению по программе у воспитанников формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

3)    Дети учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

4)    Программа отличается авторским вариантом планирования и учитывает индивидуальные особенности и уровень знаний воспитанников детского дома

 

Адресат программы – для освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Родной стороне» формируется группа из числа воспитанников ГКОУ Краснобаковского детского дома. Программа затрагивает возрастную группу детей от 9 до 17 лет.

Цель и задачи программы

Цель - расширение и систематизация знаний воспитанников об истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Задачи:

Обучающие задачи:

- изучение природы, истории и современной жизни своего населенного пункта и края.

- развитие представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ особенностей его структуры;

Развивающие задачи:

- развитие патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства и России в целом;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- определение своего места в решении проблем края сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

- развитие умения пользоваться интернет – ресурсами и информационными технологиями, необходимыми для изучения родного края

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

Объем и срок освоения программы:Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более одного астрономического часа. Занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня.

Механизм реализации:основными формами реализации программы дополнительного образования социально – педагогической направленности «Родная сторона» являются и групповые, и теоретические, и практические занятия. Из теоретических - беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа, дискуссии (круглый стол); практические: организация экскурсий в районный краеведческий музей, экскурсии по посёлку, практикумы в библиотеке, работа с компьютерами и СМИ, работа с документами и архивами, экскурсии к памятникам, участие в районных и областных краеведческих конкурсах.

Планируемые (ожидаемые) результаты – в результате освоения данной программы предполагается формирование у воспитанников:

1)    умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

2)    осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

3)     понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

4)    Знание исторически – значимых событий и памятников;

5)    Умение анализировать факты из истории родного края;

6)    Умение добывать и использовать информацию, полученную в результате поиска.

 

2.     Учебный план занятий по программе «Родная сторона»

 

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие (введение в краеведение)

2

1

1

Устный опрос, занятие/игра

2

Мы живём в России

4

4

0

Дискуссия, устный опрос

3

Мой край на карте Родины

4

2

2

Дискуссия, устный опрос, практические задания

4

Природа нашего края

10

7

3

Устный опрос, дискуссия, беседа, практические задания

5

Моя малая Родина

10

7

3

Устный опрос, практические задания, экскурсия

6

Что даёт наша область стране

2

1

1

Устный опрос, практическое задание

7

Наш край богат талантами

2

1

1

Устный опрос, практическое задание

8

Наш край в годы Великой Отечественной Войны

2

1

1

Устный опрос, практическое задание

 

3.     Содержание учебно - тематического плана

Вводное занятие (2 часа). Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении Нижегородской области, города Нижний Новгород, происхождении Нижегородской области.

Теория: «Что такое краеведение», история возникновения Нижегородской области и города Нижнего Новгорода

Практика: Занятие-игра:«Что изучает краеведение». Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе».Викторина: «Путешествие в веселую страну краеведения»

«Мы живём в России» (4 часа)

В этом разделе рассматривается географическое положение России, соседи и с какими государствами граничит РФ. А так же рассматриваются народы и символика Российской Федерации

Теория: Лекция о символике, о географическом положении России, границах и соседях, а также о многонациональном народе России.

Практика: Видеоурок с картой мира, картой РФ, презентацией.

«Мой край на карте Родины» (4 часа)

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Нижегородской области, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Нижегородской земле;

Теория: Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Практика: Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

«Природа нашего края»(10 часов)

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам Нижнего Новгорода и Нижегородского района. Акция «Сохраним город чистым!»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Нижегородскойобласти.

Теория:

1.Растительный и животный мир нашего края

2.Природные заповедные места Нижнего Новгорода и Нижегородской области

3.Климат

4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

5. Природные ресурсы области. Полезные ископаемые. В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы

6. Водоемы нашего края.Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

7. Экология области. Понятие «экологическая катастрофа». Влияние загрязнения окружающей среды на человека.

Практика: Сбор растений нашего двора. Изготовление гербария. Создание энциклопедий животных нашего края; игровые виды учебной деятельности. Составление филвордов по данным темам. Создание категории «Красная книга», «Растительный мир края» к игре «Угадайка».Логические задачи по экологии.

« Моя малая Родина»(10 часа)

Теория: «Посёлок, в котором я живу» (историческая справка, символика, экологические проблемы, знаменитые земляки (наши современники). Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного посёлка, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении Красных Баков. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей посёлка в развитии истории и культуры края.

Практика: сочинение «Край, в котором я живу», урок – диспут «Что бы я сделал для процветания родного посёлка», экскурсия к памятникам посёлка.

«Что даёт наша область стране»(2 часа)

Теория: Промышленность Нижегородской области.Вклад в хозяйство страны. Пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города.

Практика: Учащимся будет предложено написать сочинение-рассуждение «Что дает нашаобласть стране»

«Наш край богат талантами»(2 часа)

Теория: Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея.

Практика: сочинение о людях, прославивших Нижегородскую область.

«Наш край в годы Великой Отечественной Войны»(2 часа)

Теория: Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

Практика: События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Форма занятия

Форма контроля

Вводное занятие

1.

09.10.21

Что такое краеведение?

 

1

Беседа, дискуссия

Устный опрос

2

16.10.21

История возникновения Нижегородской области и г. Нижний Новгород

1

Практическое занятие

Занятие – игра, викторина

Мы живём в России

1.

23.10.21

Символика России

1

Лекция, беседа

Устный опрос, дискуссия

2.

30.10.21

Географическое положение России

1

Видеоурок, лекция

Устный опрос

3.

13.11.21

Наши соседи. С какими государствами граничит РФ

1

Видеоурок, презентация

Устный опрос

4.

20.11.21

Народы РФ

1

Лекция

Устный опрос

Мой край на карте Родины

1.

27.11.21

Территория и географическое положение области

1

Видеоурок, лекция

Устный опрос

2

04.12.21

Знакомство с картой района, границы и история образования

1

Видеоурок

Устный опрос,

3

11.12.21

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»

1

Видеоурок

Практическое задание

4

18.12.21

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов

1

Круглый стол

Практическое задание

Природа нашего края

1

25.12.21

Растительный и животный мир нашего края

1

Лекция

Устный опрос

2

22.01.22

Природные заповедные места Нижнего Новгорода и Нижегородской области

1

Лекция, видеоурок

Устный опрос,

3

29.01.22

Климат

1

Лекция, видеоурок

Устный опрос

4

05.02.22

Красная книга – важная книга

1

Лекция, видеоурок

Беседа

5

12.02.22

Природные ресурсы области; полезные ископаемые

1

Лекция, видеоурок

Дискуссия, устный опрос

6

19.02.22

Водоёмы нашего края и их экологические проблемы

1

Видеоурок

Устный опрос

7

26.02.22

Экология области

1

Лекция

Устный опрос

8

05.03.22

Создание энциклопедии животных нашего края

1

Практические занятие

Создание плаката и выставки с животными нашей области; логическая игра «Угадайка»

9

12.03.22

Логические задачи по экологии

1

Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа

10

19.03.22

Сбор растений нашего двора

1

Практическое занятие

Составление гербария

Моя малая Родина

1

26.03.22

Посёлок, в котором я живу

1

Лекция, круглый стол

Устный опрос

2

02.04.22

Историческая справка посёлка

1

Лекция

Устный опрос

3

09.04.22

Символика

1

Видеоурок

Устный опрос

4

16.04.22

Экологические проблемы

1

Видеоурок, лекция

Устный опрос

5

23.04.22

Знаменитые земляки

1

Лекция, круглый стол

Устный опрос

6

31.04.22

Легенды и предания

1

Лекция

Устный опрос

7

07.05.22

Роль коренных жителей посёлка в развитии истории и культуры края

1

Круглый стол

Устный опрос

8

14.05.22

Сочинение «Край, в котором я живу»

1

Практическое занятие

Сочинение

9

21.05.22

Урок – диспут «Что бы я сделал для процветания родного посёлка»

1

Практическое занятие

Выступления детей

10

22.05.22

Экскурсия к памятникам посёлка

1

Экскурсия

Устный опрос, фотоотчёт

Что даёт наша область стране

1

24.05.22

Промышленность Нижегородской области

1

Видеоурок, лекция

Устный опрос,

2

25.05.22

Что даёт наша область стране

1

Практическое занятие

Сочинение

                                                          Наш край богат талантами

1

28.05.22

Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края; посещение выставки краеведческого музея

1

Видеоурок, выставка

Устный опрос, фотоотчёт

2

29.05.22

Люди, прославившие Нижегородскую область

1

Практическое занятие

Сочинение

Наш край в годы Великой Отечественной Войны

1

31.05.22

Знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ

1

Видеоурок, лекция

Устный опрос

2

01.06.22

Мой герой

1

Практическое занятие

Сочинение «Расскажи о своём герое»

 

Формы аттестации

Формы текущего контроля: беседа, дискуссия, круглый стол, практическое задание, лекция, видеоурок, презентация

Формы итогового контроля: устный опрос, игра, практическое задание, беседа, сочинение

Планируемые результаты

В процессе изучения и практического прохождения всего курса программы, дети:

 

Вводное занятие

Знают:

1.     Что такое краеведение, на что направлено изучение краеведческой культуры

2.     Историю возникновения Нижегородской области и города Нижнего Новгорода

Умеют:

1.     Пользоваться интернет – ресурсами

2.     «Читать карту», как основной и наиболее достоверный источник информации

Мы живём в России

Знают:

1.     Географическое положение России

2.     Соседей России (соседние государства)

3.     Многонациональность народов России

4.     Символику РФ

Умеют:

1.     Пользоваться картой мира и РФ

2.     Находить необходимую информацию в источниках

Мой край на карте Родины

Знают:

1.     Границы нашего государства

2.     Географическое положение Нижегородской области

3.     Историю появления славян на Нижегородской земле

4.     Историю образования нашей области

Умеют:

1.     Хорошо ориентироваться на карте

2.     Сравнивать карты

3.     Собирать материалы и вычленять главное и второстепенное

4.     Составлять и придумывать легенды, обосновывать их

5.     Презентовать изученный материал

Природа нашего края

Знают:

1.     Растительный и животный мир нашего края

2.     Природные заповедные места Нижнего Новгорода и Нижегородской области

3.     Климат

4.     Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

5.     Природные ресурсы области. Полезные ископаемые. В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы

6.     Водоемы нашего края. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

7.     Экология области. Понятие «экологическая катастрофа». Влияние загрязнения окружающей среды на человека.

Умеют:

1.     Составлять гербарии

2.     Создавать коллажи и выставки

3.     Решать логические задачи

Моя малая Родина

Знают:

1.     Истоки истории, символику, экологические проблемы области

2.     Знаменитых земляков (современников)

3.     Легенды и предания

Умеют:

1.     Писать сочинения про родной край

2.     Видеть проблемы и предлагать их решения (в р.п. Красные Баки)

Что даёт наша область стране

Знают:

1.     Промышленность Нижегородской области

2.     Вклад нашей области в хозяйство страны

3.     Проблемы предприятий

4.     Влияние предприятий на окружающую среду

Умеют:

1.     Совершать виртуальные экскурсии на предприятия нашей области

2.     Писать сочинение – рассуждение на тему «Что дает наша область стране»

Наш край богат талантами

Знают:

1.     Знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края

Умеют:

1.     Посещать виртуальные выставки краеведческих музеев

2.     Писать сочинения о людях, прославивших Нижегородскую область

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Знают:

1.     Людей – тружеников тыла

2.     Героев ВОВ

Умеют:

1.     Выполнять творческую работу на тему «Расскажи о своём герое»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Для реализации программы «Родная сторона» используются такие помещения как: учебная комната, актовый зал, библиотека, оснащённые всем необходимым оборудованием и учтёнными требованиями безопасности

Педагог использовал в работе по программе технические и дидактические средства обучения.

Технические:

1.     Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук),

2.     Персональный компьютер с выходом в интернет.

Дидактические:

1.     Презентации

2.     Онлайн – уроки

3.     Раздаточный материал

4.     Персональные задания

5.     Викторины

Реализует программу дополнительного образования «Родная сторона»- Вихарева Е.Н.

Контроль за реализацией и выполнением программы осуществляет заместитель директора по учебно – воспитательной работе ГКОУ Краснобаковского детского дома Матюгина Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план занятий

по программе «Родная сторона»

 

Дата

Содержание работы

Количество часов

Теория

Практика

09.10.21.

16.10.21.

 

 

Что такое Краеведение ?

История возникновения Нижегородской области и г. Нижний Новгород

 

    

1

 

 

 

 

 

23.10.21.

30.10.21.

13.11.21.

20.12.21

Символика России

Географическое положение России

Наши соседи. С какими государствами граничит РФ

Народы РФ

 

1

 

 

 

27.11.21.

 

04.12.21.

 

11.12.21.

 

18.12.21

 

Территория и географическое положение области

 

Знакомство с картой района, границы и история образования

Творческая мастерская «Легенды о нашем крае»

 

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

25.12.21.

22.01.22.

 

29.01.22

05.02.22

12.02.22

19.02.22

26.02.22

05.03.22

12.03.22

19.03.22

Растительный и животный мир нашего края

Природные заповедные места Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Климат

Красная книга – важная книга

Природные ресурсы области, полезные ископаемые

Водоемы нашего края и их экологические проблемы

Экология области

Создание энциклопедии животных нашего края

Логические задачи по экологии

Сбор растений нашего двора

1

1

 

1

1

1

См. 12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

26.03.22

02.04.22

09.04.22

16.04.22

23.04.22

Посёлок в котором я живу

Историческая справка посёлка

Символика

Экологические проблемы

Знаменитые земляки

1

 

1

1

1

 

1

 

 

 

31.04.22

07.05.22

 

14.05.22

21.05.22

 

22.05.22

Легенды и предания

Роль коренных жителей посёлка в развитии истории и культуры края

Сочинение «Край, в котором я живу»

Урок – диспут «Что бы я сделал для процветания родного края»

Экскурсия к памятникам посёлка

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

1

24.05.22

25.05.22

Промышленность Нижегородской области

Что даёт наша область стране

1

1

 

 

 

28.05.22

 

 

29.05.22

31.05.22

 

01.06.22

Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края; посещение выставки краеведческого музея

Люди, прославившие Нижегородскую область

Знакомство с людьми, тружениками тыла, героями ВОВ

Мой герой

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

Всего:

17

13

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодёжной политики

Министерство образования и молодёжной политики

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Пояснительная записка Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к

Пояснительная записка Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к

Программа отличается авторским вариантом планирования и учитывает индивидуальные особенности и уровень знаний воспитанников детского дома

Программа отличается авторским вариантом планирования и учитывает индивидуальные особенности и уровень знаний воспитанников детского дома

Объем и срок освоения программы:

Объем и срок освоения программы:

Учебный план занятий по программе «Родная сторона» № п/п

Учебный план занятий по программе «Родная сторона» № п/п

Содержание учебно - тематического плана

Содержание учебно - тематического плана

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам

В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города

В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города

Календарный учебный график № п/п

Календарный учебный график № п/п

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов1Круглый столПрактическое задание

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов1Круглый столПрактическое задание

Сбор растений нашего двора1Практическое занятиеСоставление гербария

Сбор растений нашего двора1Практическое занятиеСоставление гербария

Что даёт наша область стране 1

Что даёт наша область стране 1

Историю возникновения Нижегородской области и города

Историю возникновения Нижегородской области и города

Климат 2. Красная книга – важная книга

Климат 2. Красная книга – важная книга

Наш край богат талантами Знают: 1

Наш край богат талантами Знают: 1

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Учебный план занятий по программе «Родная сторона»

Учебный план занятий по программе «Родная сторона»

Промышленность Нижегородской области

Промышленность Нижегородской области

Список литературы

Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2022