Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача. Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что она нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям.
Направленность общеобразовательной программы - физкультурно-спортивная.
Уровень программы базовый.
Программа адресована детям 10-15 лет
Работа
с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями
в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет
учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а
так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме.
Помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной
теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем; и конкурсы по решению
задач, этюдов; турниры и игры различного типа на шахматную тематику.
Учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на
ответственных турнирах партий. Программа предусматривает 70 часов занятий в
течение года – по 2 часа в неделю. В объединении занимаются дети среднего
школьного возраста. Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих
и группу совершенствования. В объединение принимаются все желающие
заниматься. В группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы
тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт,
умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт
выступления в соревнованиях разного уровня.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются
указанные цели через решение
следующих задач:
• Обучающие:
• познакомить с историей шахмат;
•
дать учащимся теоретические знания по шахматной
игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах
турнирного поведения.
• Воспитывающие:
• привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
• научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
• научить уважать соперника.
• Развивающие:
• развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
• ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы проведения занятий: игра , лекции, соревнования
1.3. Содержание программе
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
|
Темы и виды деятельности |
Количество часов |
|||
На теоретические занятия |
На практические занятия |
На индивидуальные занятия |
Итого |
||
1. |
Организационное занятие. Входная аттестация |
2,0 |
|
|
2,0 |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство.. |
1,0 |
|
|
1,0 |
3. |
Правила игры. |
4.0 |
|
|
4.0 |
4. |
Первоначальные понятия. |
2,0 |
4,0 |
4,0 |
10,0 |
5. |
Тактика игры. |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
10,0 |
6. |
Стратегия игры. |
1,0 |
4,0 |
4,0 |
9,0 |
7. |
Эндшпиль. |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
11,0 |
8. |
Дебют. |
5,0 |
|
|
5,0 |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
|
2,0 |
4,0 |
6,0 |
10. |
Сеансы одновременной игры. |
|
2,0 |
4,0 |
6,0 |
11. |
Соревнования. |
|
5,0 |
|
5,0 |
12. |
Итоговая аттестация. |
1,0 |
|
|
1,0 |
Всего: |
22,0 |
24,0 |
24,0 |
70 |
1. |
Организационное занятие. Знакомство с детьми.
Постановка задач |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных |
3. |
Правила игры. Теория: правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». |
4. |
Первоначальные понятия. Теория: запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практика: упражнения на запоминание правил шахматной
нотации, игры с Индивидуальное занятия. |
5. |
Тактика игры. Теория: понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приемы. Индивидуальное занятия. |
6. |
Стратегия игры. Теория: определение стратегии.
Целесообразное развитие фигур, выбор плана, Практика: разбор и разыгрывание с партнером Индивидуальное занятия. |
7. |
Эндшпиль. Теория: простейшие окончания. Определение
эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Индивидуальное занятия. |
8. |
Дебют. Теория: определение дебюта. Задачи дебюта и
принципы его разыгрывания. |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. Теория: понятие о позиции. Правила
проведения Практика:Решение конкурсных позиций и
определение победителя Индивидуальное занятия. |
10. |
Сеансы одновременной игры. Практика:Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Индивидуальное занятия. |
11. |
Соревнования |
12. |
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Итоговая аттестация. |
1.4. Планируемые результаты
В конце обучения учащийся должен:
• иметь представление об истории и происхождении шахмат;
• знать правила игры и турнирного поведения;
• знать основы тактики и стратегии, активно применять в своей игре тактические приемы;
• владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
• уметь применять полученные теоретические знания на практике;
• уметь записывать партии;
• уметь играть в шахматы;
• осознавать свои ошибки;
• знать нормы этикета при игре в шахматы.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
1 сентября |
31 мая |
35 |
70 |
1 раз в неделю 2 часа |
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы:
-кабинет;
-шахматные фигуры с досками- 10 шт.;
-часы шахматные – 1 шт.
2.3. Формы аттестации
В ходе реализации программы в начале года проводится входная аттестация учащихся в форме выявления навыков игры в шахматы, а в конце года – итоговая аттестация, которая проходит в форме чемпионата школы по шахматам.
2.4. Оценочные материалы
В ходе итоговый аттестации учащихся определяется уровень освоения программы: высокий , средний, низкий.
Критерии освоения программы по уровням:
низкий уровень - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами;
средний - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами, умеет грамотно составить «дебют» и «эндшпиль»;
высокий - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами, умеет грамотно составить «дебют» и «эндшпиль», составлять различные шахматные комбинации.
2.5. Методические материалы
Дидактичный материал по темам:
«Дебют»;
«Шах»;
«Мат»;
«Рокировка»;
«Пат»;
«Эндшпиль».
Кроме того, на занятиях используются видеофильмы по игре в шахматы.
Список литературы
• Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
• Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
• Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
• Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
• Журнал «64» - М., 1983-2004
•
Костьев А.Н. Шахматный
кружок в школе и пионерском лагере –
М., 1980
• Принципы шахматной игры: учебное пособие. / Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
|
|
|
Учебное занятие |
2,0 |
Организационное занятие. Входная аттестация |
Кабинет истории |
Тестирование |
2 |
|
|
|
1,0 |
Шахматы – спорт, наука, искусство.. |
Наблюдение |
||
3 |
|
|
|
4.0 |
Правила игры. |
|||
4 |
|
|
|
10,0 |
Первоначальные понятия. |
|||
5 |
|
|
|
10,0 |
Тактика игры. |
|||
6 |
|
|
|
9,0 |
Стратегия игры. |
|||
7 |
|
|
|
11,0 |
Эндшпиль. |
|||
8 |
|
|
|
5,0 |
Дебют. |
|||
9 |
|
|
|
6,0 |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
|||
10 |
|
|
|
6,0 |
Сеансы одновременной игры. |
|||
11 |
|
|
|
Соревнование |
5,0 |
Соревнования. |
||
12 |
|
|
|
Чемпионат школы по шахматам |
1,0 |
Итоговая аттестация. |
Практическое тестирование |
|
Итого: |
70 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.