Дополнительная общеобразовательная программа "Белая ладья"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа "Белая ладья"

Оценка 4.9
docx
20.09.2020
Дополнительная общеобразовательная программа "Белая ладья"
белая ладья.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Раздел 1. Комплекс основных  характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача.  Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что она нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям.

Направленность общеобразовательной программы - физкультурно-спортивная.

Уровень программы базовый.

 

Программа адресована  детям  10-15 лет

 

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими  занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
       Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме.  Помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем; и конкурсы по решению задач, этюдов;  турниры и  игры различного типа на  шахматную тематику. Учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Программа предусматривает 70 часов занятий в течение года – по 2 часа в неделю. В объединении  занимаются дети среднего школьного возраста. Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих
и
 группу совершенствования. В объединение  принимаются все желающие заниматься. В группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня.

 

 

                  1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение
следующих задач:

         Обучающие:

         познакомить с историей шахмат;

         дать учащимся теоретические знания по  шахматной 
игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

         Воспитывающие:

         привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;

         научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

         научить уважать соперника.

         Развивающие:

         развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

         ввести в мир логической  красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы проведения занятий: игра , лекции, соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание программе 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Организационное занятие. Входная аттестация

2,0

 

 

2,0

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство..

1,0

 

 

1,0

3.

Правила игры.

4.0

 

 

4.0

4.

Первоначальные понятия.

2,0

4,0

4,0

10,0

5.

Тактика игры.

3,0

3,0

4,0

10,0

6.

Стратегия игры.

1,0

4,0

4,0

9,0

7.

Эндшпиль.

3,0

4,0

4,0

11,0

8.

Дебют.

5,0

 

 

5,0

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

 

2,0

4,0

6,0

10.

Сеансы одновременной игры.

 

2,0

4,0

6,0

11.

Соревнования.

 

5,0

 

5,0

12.

Итоговая аттестация.

1,0

 

 

1,0

Всего:

22,0

24,0

24,0

70

 

 

 

 

 

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год. Правила техники безопасности. Входная аттестация.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

Теория: краткая история шахмат. Различные системы проведения  шахматных 
соревнований.

3.

Правила игры.

Теория: правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия.

Теория: запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практика: упражнения на запоминание правил  шахматной  нотации, игры с
ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

Индивидуальное занятия.

5.

Тактика игры.

Теория: понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.

Индивидуальное занятия.

6.

Стратегия игры.

Теория: определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация.

Практика: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.

Индивидуальное занятия.

7.

Эндшпиль.

Теория: простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле.
Правило квадрата. Мат различными фигурами.

Практика: разбор и  разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Индивидуальное занятия.

8.

Дебют.

Теория: определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий,
анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

Теория:  понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений.

Практика:Решение конкурсных позиций и определение победителя
конкурса.

Индивидуальное занятия.

10.

Сеансы одновременной игры.

 Практика:Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Индивидуальное занятия.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Итоговая аттестация.

 

 

1.4. Планируемые результаты

В конце  обучения учащийся должен:

         иметь представление об истории и происхождении шахмат;

         знать правила игры и турнирного поведения;

         знать основы тактики и стратегии, активно применять в своей игре тактические приемы;

         владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

         уметь применять полученные теоретические знания на практике;

         уметь записывать партии;

         уметь играть в шахматы;

         осознавать  свои ошибки;

         знать нормы этикета при игре в шахматы.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

1 сентября

31 мая

35

70

1 раз в неделю  2 часа

2.2. Условия реализации программы

 Для успешной реализации программы:

 -кабинет;

 -шахматные фигуры с досками- 10 шт.;

-часы  шахматные  – 1 шт.

 

 

2.3. Формы аттестации

В ходе реализации программы в начале года проводится входная аттестация учащихся в форме выявления навыков игры в шахматы, а в конце года – итоговая аттестация, которая проходит в форме чемпионата школы по шахматам.

 

2.4. Оценочные материалы

В ходе итоговый аттестации учащихся определяется уровень освоения программы: высокий , средний, низкий.

Критерии освоения программы по уровням:

низкий уровень - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами;

средний - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами, умеет грамотно составить «дебют» и «эндшпиль»;

высокий - учащийся знает правила игры в шахматы, умеет делать ходы фигурами, умеет грамотно составить «дебют» и «эндшпиль», составлять различные шахматные комбинации.

 

2.5. Методические материалы

Дидактичный материал по темам:

«Дебют»;

«Шах»;

«Мат»;

«Рокировка»;

«Пат»;

«Эндшпиль».

Кроме того, на занятиях используются видеофильмы по игре в шахматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

         Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

         Гик  Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

         Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

         Пожарский В.Н.  Шахматный  учебник. – Рязань, 1994

         Журнал «64» - М., 1983-2004

         Костьев А.Н.  Шахматный   кружок  в школе и пионерском лагере –
М., 1980

         Принципы шахматной  игры: учебное пособие. / Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарный учебный график

 

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное занятие

2,0

Организационное занятие. Входная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кабинет истории

Тестирование

2

 

 

 

1,0

Шахматы – спорт, наука, искусство..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

3

 

 

 

4.0

Правила игры.

4

 

 

 

10,0

Первоначальные понятия.

5

 

 

 

10,0

Тактика игры.

6

 

 

 

9,0

Стратегия игры.

7

 

 

 

11,0

Эндшпиль.

8

 

 

 

5,0

Дебют.

9

 

 

 

6,0

Конкурсы решения задач, этюдов.

10

 

 

 

6,0

Сеансы одновременной игры.

11

 

 

 

Соревнование

5,0

Соревнования.

12

 

 

 

Чемпионат школы по шахматам

1,0

Итоговая аттестация.

 

Практическое тестирование

Итого:

70

 

 

 

 


 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1

Занятия многообразны по своей форме

Занятия многообразны по своей форме

Данная программа рассчитана на 1 год обучения

Данная программа рассчитана на 1 год обучения

Сеансы одновременной игры. 2,0 4,0 6,0 11

Сеансы одновременной игры. 2,0 4,0 6,0 11

Конкурсы решения задач, этюдов

Конкурсы решения задач, этюдов

Формы аттестации В ходе реализации программы в начале года проводится входная аттестация учащихся в форме выявления навыков игры в шахматы, а в конце года –…

Формы аттестации В ходе реализации программы в начале года проводится входная аттестация учащихся в форме выявления навыков игры в шахматы, а в конце года –…

Список литературы •

Список литературы •

Приложение 1 Календарный учебный график № п/п

Приложение 1 Календарный учебный график № п/п

Конкурсы решения задач, этюдов

Конкурсы решения задач, этюдов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020