«УТВЕРЖДАЮ»
заведующий филиалом ДОЛ «Осташево»
_________________________ Ю.С. Даева
«_____» _______________ 201___ года
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КВИЛЛИНГ
ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: 7-15 ЛЕТ
с. ОСТАШЕВО
2020
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло свое актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Квиллинг – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. ―Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Обучающие:
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). ―Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа ―кружка рассчитана на 1 смену .
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа “Квиллинг” рассчитана на 1 смену обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 10-12 человек. Возраст: 7-15 лет.
Продолжительность занятия – 45 мин.
Ожидаемый результат:
Общие правила техники безопасности.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Инструменты:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
№ |
Тема |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
||
Теор. |
Прак. |
Всего |
||
1 |
Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. История возникновения квиллинга. Основной элемент – ролл. Скручивание элементов ролл. |
0,30 |
- |
0,30 |
2 |
Техника изготовления цветочка. Изготовление 3-5 цветочков и 3-5 листочков. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия. |
- |
3 |
3 |
3 |
Элемент ягода – плотный ролл. Скручивание элементов для изготовления винограда. Вырезание листьев, скручивание побегов |
- |
3 |
3 |
4 |
Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия. |
- |
3 |
3 |
5 |
Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы. |
- |
3 |
3 |
6 |
Выполнение декоративной композиции «Комнатное растение» |
- |
3 |
3 |
7 |
Изготовление листьев рябины в 2 цвета. |
- |
3 |
3 |
8 |
Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия. Осенняя композиция. |
- |
3 |
3 |
9 |
«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок. |
- |
3 |
3 |
10 |
Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек. |
- |
3 |
3 |
11 |
Выполнение цветов из гофрокартона. |
- |
3 |
3 |
12 |
Составление композиции «Цветы и бабочки» |
- |
3 |
3 |
13 |
Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата». |
- |
2 |
2 |
14 |
Изготовление игрушек из гофрокартона. «Птичий двор». |
- |
3 |
3 |
15 |
Композиция на тему « Подводный мир» из гофрокартона. Выполнение рыбок разной формы и цвета. |
- |
2 |
2 |
16 |
Изготовление водорослей, сборка композиции « Подводный мир» |
- |
3 |
3 |
17 |
Техника изготовления нарциссов. |
0,30 |
- |
0,30 |
18 |
Изготовление цветов сложной формы для композиции «Летний букет» |
- |
3 |
3 |
19 |
Изготовление цветов сложной формы для композиции «Летний букет» |
- |
2 |
2 |
20 |
Изготовление листьев и мелких цветочков. |
- |
2 |
2 |
21 |
Сборка изделия « Летний букет» |
- |
3 |
3 |
|
ВСЕГО: |
1 |
53 |
54 |
Содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
15. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
16. Викторины, конкурсы.
Праздники и подготовка к ним.
17. Изготовление сувениров к праздникам.
18. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
Задания: выполнение работ по темам: “Животные, насекомые, зоопарк”, “Цветы и вазы”.
19.Посещение выставок прикладного творчества.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Литература
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.