дополнительная общеобразовательная программа по изобразительному искусству для детей 5-6 лет

  • docx
  • 24.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дополнительная общеобразовательная программа по изобразительному искусству для детей 5-6 лет.docx

Воспитатель Иванова Т.Ю .д/ сад №9

Программа по изобразительному искусству «Радуга» (ИЗО)

           Пояснительная записка

            Программа по изобразительному искусству «Радуга» (ИЗО) включает в себя художественно-эстетическую направленность. В ходе освоения этой программы дети приобщаются к искусству графики и живописи, развивают художественный вкус, познают окружающий мир, приобретают навыки освоения художественными материалами. Реализация программы способствует созданию комфортной среды общения, развитию способностей, творческого потенциала каждого обучающегося.

Срок реализации программы  –1 год.

         Актуальность данной программы в том, что изобразительное искусство имеет значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так и в среднем и старшем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия в познании мира. Изобразительное искусство влияет на гармонизацию эмоциональной сферы ребёнка, его морально психической устойчивости.

I.       Цель программы:

развитие творческого потенциала детей.

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать интерес к изобразительной деятельности.

- Познакомить с различными художественными материалами  и различными техниками.

- Научить работать с цветом, смешивать краски.

- Познакомить с основами композиции.

- Дать представление основ построения фигур животных и человека.

- Познакомить с жанрами и видами изобразительного искусства.

Развивающие:

Формировать умение правильно располагать изображение на листе.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Развивать высшие психологические процессы (мышление, память, воображение, фантазию).

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, целеустремленность.

Воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду своих  друзей. 

Формировать умение работать в коллективе.

II.    Условия реализации программы:

       Занятия проводятся в группе, где есть столы, стулья, наглядные пособия и инструментарий.

      Перед началом каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности и правила поведения.

III.Формы и режим занятия:

Режим организации занятий: индивидуально – групповой.

Форма проведения занятий: теоретические и практические занятия, тематические выставки, творческие конкурсы, праздники.

Виды занятий:

Вводное занятие – знакомство с учениками, выявление их творческих способностей.

Изучение техники безопасности на занятиях.

Знакомство с различными техниками и материалами: теоретические и практические занятия.

Тематические занятия: теоретические и практические занятия.

Занятие на свободную тему: теоретические и практические занятия.

Оформление работ: практические занятия.

Итоговое занятие за год обучения: просмотр и анализ работ, организация выставочной экспозиции.

IV. Технологическое обеспечение программы.

      Реализация программы предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом её практическую значимость.

     Программа предполагает работу с детьми на занятиях в различных формах, совместной деятельности педагога и воспитанников, привлечения узких специалистов. Основная задача на всех этапах освоение программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и неординарного творчества каждого ребенка в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка.

Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

     На занятиях особенно важно стимулировать детей, похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе,  воодушевить на творческий процесс и стремление в продолжение обучения.

     Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются различные игры, упражнения по цветоведению, разноплановые задания, обогащающие запас творческих знаний, эстетических представлений.

Готовые изделия обыгрываются в процессе сюжетно – образной игры с использованием сказочных персонажей и литературных произведений.

С  первых же занятий обучающиеся приучаются работать по плану:

1. Эскиз;

2. Воплощение в материале;

3. Оформление.

     Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления готовых изделий.

     Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, естественного обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, толерантности.

     В процессе реализации программы организуются экскурсионные походы на муниципальные и городские выставочные экспозиции. Это вдохновляет воспитанников, является для них стимулирующим элементом, необходимым в процессе  обучения и развития.

Ожидаемые результаты:

Освоение детьми программы по ИЗО «Радуга».

Достижения комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных базовых учебных действий у обучающихся будут сформированы:

Расширен круг общения, развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности. Сформировано собственное мнение и позиции.

В сфере регулятивных базовых учебных действий дети научатся:

Следовать устным инструкциям.

Пошагово контролировать в своей творческой деятельности самостоятельно и под руководством педагога.

Адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих.

В сфере познавательных базовых учебных действий у детей будут сформированы:

Научатся определять виды и жанры изобразительного искусства.

Научатся следовать устным инструкциям.

Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве.

К концу года обучения  дети должны знать:

Правила техники безопасности при работе со специальными инструментами и правила поведения на занятиях.

Основы цветоведения, различать цвета, последовательность выполнения нетрадиционных техник по ИЗО деятельности.

уметь:

Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях.

Последовательно и аккуратно выполнять работу.

Смешивать краски, составлять композиции из различных нетрадиционных техник.

Проводить простейший анализ своей работы.

             Формы подведения итогов реализации программы.

Результат обучения воспитанников оценивается по личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе:

1.Составление альбома личных достижений.

2.Участие в выставочных экспозициях на различных уровнях;

3. Участие в индивидуальных творческих проектах.

                 Методический материал:

1. Е. Л. Зеленина, «Играем, познаём, рисуем». Москва, Просвещение 1996г.

3. «Программа факультативных курсов по ИЗО, Москва просвещение 1991г.

5.Журнал «Научись рисовать», Москва, издательство «Шаг» 1995г.

7. Методическое пособие «Русский дом», Самара 2000 год, СИПКРО.

8. Стебловская Л.П., «Учить рисовать», Киев, 1990..

10. Левин С.Д., «Ваш ребёнок рисует», М., 1980.

13. Жегалова С.К. «Русская народная живопись». М.Просвещение 1994.

15. Лапина Е.Г., «Дети в мире творчества». М.,1995.  

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план по ИЗО

 

Темы

Теория

Практика

Всего часов

1

 

 

 

Вводное занятие.

2. Изучение ТБ.

3. Просмотр детских работ, рисунки на тему: «Необычное рисование».

 

0,5

 

 

         0,5

 

       1

22

2

Графика.

1.Материалы и техника рисунка: графит, ластик.

2. Материалы и техника рисунка: восковые мелки.

3.Материалы и техника рисунка: цветные карандаши.

4. Материалы и техника рисунка: фломастеры.

 

       0,5

       

       0,5

 

       0,5

 

       0,5

       

 

 

          0,5

 

          0,5

 

0,5

0,5

 

 

       

 

      

 

      

        4

3

Живопись. Работа с красками.

1.Смешивание красок, работа с цветом.

2. Рисование пальчиками.

 

        0,5

 

        0,5

 

1

 

1

 

 

 

 

         3

4

3.Набрызг.

4.Набрызг с трафаретом.

 

        1

 

3

 

         4

5

5.Рисование ладошками.

 

        0,5

3,5

         4

6

6.Рисование поролоном, зубной щёткой.

        0,5

3,5

         4

7

7.Монотипия (симметричность рисунка).

        0,5

3,5

         4

8

8.Пуантилизм- рисование ватными палочками.

        0,5

3,5

         4

9

 

Подведение итогов.

1.Творческие работы.

2.Работа на свободную тему.

0,5

0,5

             1

2

 

 

         4

 

Итого:

 

 

 

         32

                             

 

 

 

 

 

XIПриложение 1

Техника безопасности на занятиях ИЗО

1. Обязательное проведение перед занятием инструктажа по использованию колюще-режущих предметов: ножниц.

2. Ножницы, стеки использовать только по назначению, при необходимости подавать ручкой вперед.

З. В связи с разным составом красок наносить их на кожу запрещается.

4. При работе с тестом, природным материалом, красками, необходимо

пользоваться клеенкой или дощечкой (не загрязняя рабочее место).

5. Проводить разминку (сидя на стуле), предотвращая затекание мышц спины, под руководством педагога.

6. Рабочее место убирается, а помещение хорошо проветривается.

Приложение 2

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети не утомлялись и не теряли интерес к занятиям, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

     Также можно заинтересовать детей с помощью нестандартных приёмов. Например, незаконченный  акварельный этюд в блеклой цветовой гамме  может послужить фоном  для  других работ в технике пастель и гуашь.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что рождается сказочной красоты шедевр. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных в себе детей, пробуждают желание экспериментировать, творить.

В таких позитивных условиях образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребёнка, независимо от его способностей, что приведёт к желаемому результату. Ведь дополнительное образование ориентировано на всех, без исключения обучающихся!