Дополнительная общеразвивающая программа для пришкольных лагерей с дневным пребыванием
Программу разработала: Попова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской Георгиевского городского округа Ставропольского края
Программа рассчитана на обучающихся от 6,5 до 15 лет и будущие первоклассники
Срок реализации программы: с 01.06. по 31.08.2021
2021 год
Содержание 1
Информационная карта 2
Пояснительная записка 3-6
Концептуальные основы программы 7
Нормативно-правовое обеспечение 8
Цель и задачи программы 9-10
Содержание программы 11-15
Механизм реализации программы 16-17
Условия реализации программы 18-19
Ожидаемые результаты программы 20
Список литературы 21
Приложения
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием |
2 |
Цель программы |
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 |
Направление деятельности |
Творческая смена «Большой спортивный фестиваль» |
4 |
Краткое содержание программы |
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 |
Автор программы |
Попова Лариса Александровна |
6 |
Муниципальное образовательное учреждение |
МБОУ СОШ № 24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской, Георгиевский городской округ Ставропольский край |
7 |
Адрес, телефон |
ст. Александрийская, Георгиевский район, Ставропольский край, пер. Комсомольский,13. 75 -1- 45 |
8 |
Место реализации |
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей |
9 |
Возраст учащихся |
с 6,5 до 15лет и будущие первоклассники |
Пояснительная записка.
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего пришкольного лагеря спортивное направление. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры, а также познакомить детей с историей Олимпийских игр.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Летний период – это самое подходящее время для занятий спортом. Для этого, уже который год, школа работает во время летних каникул под девизом здорового образа жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться. Заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Школа должна способствовать этому. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Наша программа рассчитана на реализацию физкультурно-спортивных мероприятий в рамках летнего оздоровления детей и подростков по месту жительства в условиях села.
Для работы школы в летний период в рамках оздоровления детей есть все необходимые условия. Эта программа рассчитана на сельскую школу. Она не требует больших затрат, но позволяет педагогам, администрации школы и села вести контроль над занятостью детей во время летних каникул.
Программа позволит создать благоприятные возможности для роста каждой отдельной личности, формирования стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям. Программа направлена на воспитание и формирование у детей и подростков таких качеств, как товарищеская взаимопомощь, физическое развитие, осознание ответственности перед коллективом за свои поступки и поведение, сочетание личных интересов с общественными.
«Делу – время, потехе - час» - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным спортивным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, для которого спорт – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.
Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в спорте, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творческая спортивная игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение целей, то есть на преодоление возникших в ходе игры препятствий. Всякая спортивная игра приучает участников к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которые они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет социальная дисциплина играющих. Наконец в спортивная игре, чаще всего представляющей собой индивидуальные или групповые соревнования, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Данная программа по своей направленности является профильной спортивно - оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив совместно с работниками учреждений дополнительного образования, ГИБДД.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 6,5- 15 лет и будущие первоклассники. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Задача педагогического коллектива школы в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время в период летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи.
Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях района. Все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы:
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
Создание условий для полноценного отдыха и восстановления здоровья
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Вовлечение детей в творческую проектно-исследовательскую работу.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной летней смены
Приём учащихся в лагерь на основании заявления родителей. Лагерь будет работать на базе школы, всё необходимое для его функционирования будет обеспечено (питание, техническое оснащение). Дети в лагере будут находиться только в дневное время с 8.30до 14.30 часов
Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной.
Спортивная работа осуществляется по следующим направлениям:
· Веселые старты, эстафеты;
· Игры на свежем воздухе;
· Конкурсы, викторины, турниры знатоков спорта;
· Спортивные праздники, показательные выступления;
· Походы;
· Малые Олимпийские игры и т. д.
Требования к педагогам – воспитателям лагерной смены:
- организация, разъяснения, знакомства с требованиями, законами жизни в лагере.
- выборы органов самоуправления.
- планирование жизни отряда.
- организация спортивно-массовых мероприятий.
- организация коллективно-творческих дел.
Требования к учащимся в лагере:
- адаптация к условиям ограниченного социума;
- адаптация к смене основных видов деятельности;
- адаптация к новизне общения, установления связей с большим числом сверстников и взрослых;
- адаптация к режиму дня.
Концептуальные основы программы
Особое значение в сфере образования имеет проблема организации каникулярного времени детей и подростков. Учреждения дополнительного образования, наоборот, именно в каникулярное время, как правило, активизируют свою деятельность.
Каникулярный отдых социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Во время каникул развертывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения (более глубокого, чем в школе), равно интересные детям и взрослым и потому в корне отличающиеся от иерархических, функционально-формальных обучающих коммуникаций.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться красиво проигрывать и побеждать.
Цели и задачи, поставленные нашей программой, отвечают реалиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развитие ребенка, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка. Программа предусматривает не только получение определенных ЗУН, но и творческую активность, развитие потенциальных возможностей детей. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяют организовать интересный и разноплановый отдых обучающихся.
Нормативное правовое обеспечение
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Постановление администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края №886 от 28.03.2020г. «Об организации отдыха и занятости детей и подростков Георгиевского городского округа Ставропольского края в 2020г
- Положение о пришкольном с дневным пребыванием детей.
Цель и задачи программы, основные принципы
Цель – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом спортивных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
- создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;
- создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка;
-укрепить физическое здоровье.
- развивать спортивный интерес в любом деле.
Основные принципы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
построения всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремление привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Принцип дифференциации воспитания
дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключиться с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитание ребенка.
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетании форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Содержание программы
Спортивная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- соревнования по лёгкой атлетике;
- спортивные эстафеты;
- весёлые старты;
- подвижные спортивные игры.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»).
Тематический день «Спортивная олимпиада ».
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, микросоциума, учреждения культуры.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
I этап. Подготовительный – май
Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.)
II этап. Организационный – июль
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
· запуск программы
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический –июль
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
·вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения и в качестве вожатых учащиеся старших классов:
- начальник лагеря (1)
- воспитатели (15)
Условия реализации программы
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5.Призы и награды для стимулирования.
Применение
Кабинет (8)
Отрядное место, комната отдыха
Спортивный зал (1 шт.)
Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды)
Спортивная площадка, беговые дорожки,
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
фойе 1 этаж,
СДК
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
Сельская библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Школьная столовая. Завтрак, обед, полдник
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, микросоциума, учреждения культуры.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Режим дня лагеря дневного пребывания
Сбор детей, зарядка – 8ч.30 мин. – 9ч.00мин.
Утренняя линейка - 9ч.00мин. – 9ч.15мин.
Завтрак – 9ч.15мин. – 10ч.00мин.
Работа по плану отрядов – (общественно-полезный труд, трудовой десант, занятия по интересам, работа по благоустройству) -10ч.00мин. – 12ч.00мин.
Оздоровительные процедуры – 12ч.00мин. – 13ч.30мин
Обед - 13ч.30мин. – 14ч.00мин.
Занятия по интересам – 14ч.00мин. – 14ч.30мин.
Календарный план работы.
1 день
1.Организационная часть. Инструктаж по ТБ
2.Знакомство «Расскажи мне о себе»
3. Составление маршрутного листа.
4. Подготовка к празднику открытия лагерной смены
2 день
1.Инструктаж по ТБ
2. Праздник открытие лагерной смены.
3. Воробьиная дискотека
4. Час общения «Правильное питание»
3 день
1.Инструктаж по ТБ
2. Выпуск отрядной газеты «Здравствуй, лето!»
3. Весёлые старты «Вперёд к здоровью!»
4 Подготовка к конкурсу спортивной песни.
5. Минутка безопасности.
4 день
1.Инструктаж по ТБ
2. Беседа «Правила пассажира и пешехода»
3. Конкурс спортивной песни.
4. Минутка безопасности.
5 день
1.Инструктаж по ТБ
2.Мини семинар: «Правила поведения на улице, в гостях»
3. Оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки:
4. Спортивная игра «Зов джунглей»
5. Минутка безопасности.
6 день
1. Инструктаж по ТБ
2. Конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
3. Легкоатлетический кросс на первенство лагеря.
6. Минутка безопасности.
7 день
1.Инструктаж по ТБ.
2. Минутка здоровья «Закаляйся!»
3. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов»
4. Товарищеская встреча по футболу.
5. Выпуск листовок «Из истории футбола»
6. Минутка безопасности.
8 день
1. Инструктаж по ТБ.
1. День рекордов.
2. Спартакиада лагеря.
3. Минута здоровья «Правила поведения в столовой»
4. Подготовка к конкурсу парикмахеров. «Спортивная причёска»
5. Минутка безопасности.
9 день
1. Инструктаж по ТБ.
2. Мероприятие «Уважайте светофор»
3. Конкурс «Спортивная причёска».
4. Дыхательная гимнастика «Певец»
5. Живая стенгазета «Спорт и мода»
6. Минутка безопасности.
10 день
1.Инструктаж по ТБ.
2. Спортивное ориентирование «В поход за сладким деревом»
3. Воробьиная дискотека.
4. Подготовка к конкурсу спортивных танцев.
5. Минутка безопасности.
11 день
1. Инструктаж по ТБ.
2. Конкурс на лучший спортивный танец.
3. Турнир по пионерболу.
4. Минутка безопасности.
12 день
1. Инструктаж по ТБ.
2. Минута здоровья «Твой режим дня на каникулах».
3.Заочное путешествие продолжается. Соревнования «Зоологические забеги»
4. Подготовка к конкурсу физминуток.
5. Дискотека
6. Минутка безопасности.
13 день
1.Инструктаж по ТБ
2. Конкурс «Физминуток».
3. Час здоровья «Зелёная аптека» - первая помощь при укусе насекомых.
4. Подвижные игры.
5. Минутка безопасности.
14 день
1. Инструктаж по ТБ.
2.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
3. «Весёлый репортаж»- стихи, рассказы на спортивную тему.
4. Конкурс рисунков на асфальте «Нет вредным привычкам».
5. Минутка безопасности.
15 день
1.Инструктаж по ТБ.
1.Минута здоровья «Правила поведения на улице»
2. Игра «Мисс спортивное лето-2018».
3.Подготовка к смотру строя и песни
5. Минутка безопасности.
16 день
1. Инструктаж по ТБ.
2. Смотр строя и песни «Спорт и спортивная песня».
3. Подвижные игры.
4. Минутка безопасности.
17 день
1.Инструктаж по ТБ.
2. Круговая эстафета
3. Спортивная игра «Форд Бояр».
3.Минута здоровья «Мы за ЗОЖ!» «Поведение на воде»
18 день
1. Беседа «Безопасность на дорогах»
2. Закрытие лагерной смены.
3. Воробьиная дискотека
4. Минутка безопасности.
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
- Личностный рост участников смены.
Диагностика и мониторинг
Вводная диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе
- анкетирование;
- беседы ;
- планерки администрации лагеря, старшего вожатого и воспитателей.
Пошаговая диагностика
Список используемой литературы:
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
Нещерет Л. Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С. И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.