Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 6 от 29. 08. 2018 |
Приложение № 1 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2018 г. № 147
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Плавание»
(физкультурно-спортивная направленность)
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
д. Извара
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Дополнительная общеразвивающая программа «Плавание» составлена на основе программы «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» автор Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста и утверждена Ю.П. Пузырем, директором Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: обучение детей жизне- и здоровье сберегающим навыкам плавания.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
- расширять знания детей о значении занятий плаванием;
- учить движениям руками, ногами различными способами плавания;
- учить плаванию различными способами в полной координации;
- учить использованию элементов прикладного плавания;
- учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам в ходьбе, беге, прыжках и метании.
Развивающие:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников.
Воспитательные:
- воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы: Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет.
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели. Программа составлена в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы
|
Тема
|
Кол-во часов по теме |
Дата проведения |
|
|
||
1. Знания о плавании
|
Правила предупреждения травматизма во время занятий плаванием. Техника безопасности во время занятий на воде и при переезде в автобусе к месту занятий |
1 |
|
История возникновения плавания |
1 |
|
|
Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека, сведения о пользе плавания |
Во время занятий |
|
|
2. Способы плавательной деятельности
|
Повторение изученных способов плавания |
1 |
|
Повторение изученных способов плавания |
1 |
|
|
Выполнение упражнений, развивающих быстроту, координацию, выносливость |
1
|
|
|
Комплексы ОРУ для развития основных физических качеств и подготовительные имитационные упражнения для закрепления и совершенствования способов плавания |
1 |
|
|
3. Физическое совершенствование
|
Общеразвивающие упражнения и имитационные плавательные упражнения |
1 |
|
Вход в воду: прыжком |
1 |
|
|
Вход в воду: прыжком |
1 |
|
|
Выдохи в воду |
1 |
|
|
Выдохи в воду |
1 |
|
|
Выдохи в воду |
1 |
|
|
Отработка дыхания при всех способах плавания |
1
|
|
|
Отработка дыхания при всех способах плавания |
1 |
|
|
Движения руками при всех способах плавания: в движении шагом, с доской между колен, в скольжении |
1 |
|
|
Движения руками при всех способах плавания: в движении шагом, с доской между колен в скольжении |
1 |
|
|
Контрольные занятия |
1 |
|
|
Движения ногами при всех способах плавания |
1 |
|
|
Движения ногами при всех способах плавания |
1 |
|
|
Плавание облегчённым способом |
1 |
|
|
Плавание облегчённым способом |
1 |
|
|
Плавание облегчённым способом |
1 |
|
|
Плавание избранным способом |
1 |
|
|
Плавание избранным способом |
1 |
|
|
Плавание избранным способом |
1 |
|
|
Прыжки с тумбы |
1 |
|
|
Игры на воде |
1 |
|
|
Игры на воде |
1 |
|
|
Свободное плавание |
1 |
|
|
Свободное плавание |
1 |
|
|
Свободное плавание |
1 |
|
|
Эстафетное плавание |
1 |
|
|
Эстафетное плавание |
1 |
|
|
Контрольные занятия |
1 |
|
|
Всего: |
34 |
|
Содержание изучаемого курса:
Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.
Методика отвечает всем необходимым известным требованиям: доступна даже детям младших возрастов; соответствует задачам и условиям занятий; сокращает до минимума время формирования навыка проплывания нескольких метров облегченным способом уже на первых занятиях; ускоряет увеличение проплываемых расстояний выбранным способом, на базе которого быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами. Кроме того, в данной методике обучения сокращен период освоения в водной среде за счет сокращения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами.
Другой важной особенностью предлагаемой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается тому способу плавания, который у него получается лучше и на освоение которого будет затрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве учащихся с элементами всех способов плавания, т. е. с большим количеством плавательных движений. На основе выбранного способа плавания в начале обучения легче овладевать и остальными способами.
Организация занятий плаванием по предлагаемой методике способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания.
В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.
Программа делится на несколько этапов. Месяц сентябрь перед началом занятий в бассейне (в октябре) посвящается общеразвивающим и специальным упражнениям на суше (в спортивном зале, на бортике в бассейне).
Для соблюдения правильного построения занятий четко используются все педагогические принципы обучения со строгим выполнением таких методических условий, как:
- преемственность упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);
- постепенность (от простого к сложному);
- использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.
Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Должна быть поставлена задача - найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности. Кроме того, это повышает еще и заинтересованность к занятиям самих обучаемых.
При определении последовательности освоения упражнений следует учитывать закономерность переноса навыков. Особенно эффективно использование этого положения на начальном этапе обучения, когда все движения выполняются в упрощенных формах, т.е. в облегченных способах, более доступных обучаемым. Это дает возможность быстрее осваивать более сложные, спортивные, но имеющие много общего в структуре движений с облегченными способами.
При обучении по данной методике используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе, когда они еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений остаются общими для всех.
Кроме того, на начальном этапе обучения, который продолжается два месяца, обучающимся предоставляется возможность из большого количества движений разных способов, начиная с рук, а затем ног и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этого своего первого, легче получающего, помогает в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы, как по элементам, так и в полной координации.
Следующий этап: декабрь, январь, февраль, март - посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная, начиная с лучше получающегося и постоянно переходя к более трудно осваиваемым способам.
Кроме того, на протяжении всего года проводятся контрольные проверки с задачей проплывания максимально возможного расстояния без отдыха выполнение стандартов; своим выбранным способом, а затем и разным, меняя их.
Завершается год: апрель-май - проведением водно-спортивных праздников и соревнований
Задачи:
1. Расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм; учить названиям способов и их особенностям;
2. Учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.
3. Совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду.
4. Учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду.
5. Учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств.
6. Учить выполнять движения руками и ногами спортивными и неспортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств.
7. Совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
8. Учить различным спускам в воду с бортика бассейна; спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.
Знания
1. Сформировать у детей знания о значении плаванием для здоровья и развития организма, названиях способов плавания и их значении, о свойствах воды.
2. Уметь выполнять задания по связи плавания с общеобразовательными предметами.
3. Сформировать знания о правилах поведения в бассейне, в том числе во время занятия, при пользовании душем и т.д.
Умения и навыки «Упражнения на суше»
1. Общеразвивающие упражнения, в том числе на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.
2. Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными и не спортивными способами.
3. Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
4. Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада.
5. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
6. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
7. Стоя, сидя на бортике, выполнять согласованные движения руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
1. Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
2. Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.
3. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне.
4. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка».
5. Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине при помощи партнера и самостоятельно.
6. Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
1. Ходьба по дну с выполнением движений одной и двумя руками облегченными способами и брассом, дельфином, кролем на груда и на спине.
2. Движения руками брассом. дельфином, кролем на груди и на спине в скольжении. 3.Движения ногами с плавательной доской и без нее кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, с выдохом в воду, с произвольным дыханием; движения ногами кролем, дельфином, брассом на спине с доской и без нее. 4. Плавание различными сочетаниями спортивных и неспортивных способов с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. 5. Плавание удобным для себя способом, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние, |
6.Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя на бортике, спад в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике; спад в воду вниз головой из положения сидя на бортике.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.
Наполняемость объединения: до 20 человек.
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Возрастной диапазон – 10-11 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.
Дополнительная общеразвивающая программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 4-го класса. Последовательное обучение предлагает приобретение практических навыков в области плавания.
Средства обучения:
1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
2. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкшдан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: Олимпия пресс. 2006.
3. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А. - Теория и методика плавания. – М.: "Академия", 2014
5. Нечунаев И.П., Книга тренера «Плавание». – М.: «Экспо», 2013
6. Обучение проходит на базе ВСОК «Олимп» по договору безвозмездного пользования.
7. Оборудование: чаша с водой, пояс безопасности, доска для обучения плаванию.
Планируемые результаты осовоения образовательной программы
В результате регулярного посещения занятий обучающиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- приобрести навыки и умения по плаванию;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия на воде;
- использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности;
Требования |
Знать правила поведения в бассейне. Знать о пользе занятий плаванием. Знать названия способов плавания. Выполнять простейшие специальные комплексы упражнений на суше. Уметь: - выполнять «звездочку» на груди и на спине; - «отдых на воде» 5-10 сек.; - выполнять скольжения на груди и на спине на максимально возможное расстояние; - выполнять спад в воду из любого положения; - выполнять 5-8 выдохов в воду; -доставать предметы со дна; - плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными средствами различными способами; - плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них. |
Стандарт
|
Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и более. Плавание любым удобным способом с произвольными движениями 5-7-9 м без вспомогательных средств. |
- у обучающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине курса
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: преодоление определенной дистанции¸ заданным стилем.
Оценка результативности: зачетная система
Оценочные материалы: сдача нормативов; применение знаний, умений и навыков в практических работах.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
1 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
25 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
01 сентября 2018г. |
30 ноября 2018г. |
61 |
2 триместр |
01 декабря 2018г. |
28 февраля 2019г. |
56 |
3 триместр |
01 марта 2019г. |
24 мая 2019г. |
53 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
04.11.18-11.11.18 (8 дней) |
Зимние |
30.12.18-08.01.19 (10 дней) |
Весенние |
24.03.19-31.03.19 (8 дней) |
летние каникулы |
27 мая - 31 августа 2019 |
Расписание занятий секции «Плавание»
Пятница 12.00-12.40
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.