Дополнительная общеразвивающая программа Плавание
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа Плавание

Оценка 5
docx
03.05.2020
Дополнительная общеразвивающая программа Плавание
Плавание.docx

 

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 6 от 29. 08. 2018

Приложение № 1

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2018 г. № 147

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Плавание»

                                               (физкультурно-спортивная направленность)      

                                   

 

Возраст детей:  10-11 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2018-2019 учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Дополнительная общеразвивающая программа «Плавание» составлена на основе   программы  «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» автор Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста и утверждена Ю.П. Пузырем, директором Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: обучение детей жизне- и здоровье сберегающим навыкам плавания.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Обучающие:

- расширять знания детей о значении занятий плаванием;

- учить движениям руками, ногами различными способами плавания;

- учить плаванию различными способами в полной координации;

- учить использованию элементов прикладного плавания;

- учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.

- обучение жизненно важным двигательным  умениям и навыкам  в ходьбе, беге, прыжках и метании.

Развивающие:

- укрепление здоровья и содействие правильному  физическому развитию школьников.

Воспитательные:

- воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы: Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет.

При  составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в  течение недели. Программа  составлена в соответствии с инструктивно – методическим письмом  Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также  СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

 

Учебно-тематическое планирование

 

Раздел программы

 

Тема

 

Кол-во часов по теме

Дата проведения

 

 

 

 

1. Знания о плавании

 

 

 

 

 

Правила    предупреждения    травматизма    во время занятий плаванием. Техника безопасности во время занятий на воде и при переезде в автобусе к месту занятий

1

 

История возникновения плавания

1

 

Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека, сведения о пользе плавания

Во время занятий

 

2.    Способы  

плавательной деятельности

 

 

Повторение изученных способов плавания

1

 

Повторение изученных способов плавания

1

 

Выполнение       упражнений,       развивающих быстроту, координацию, выносливость

1

 

 

Комплексы    ОРУ   для    развития    основных

физических     качеств     и     подготовительные

имитационные упражнения для закрепления и

совершенствования способов плавания

1

 

3.    Физическое    совершенствование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие            упражнения            и

имитационные плавательные упражнения

1

 

Вход в воду: прыжком

1

 

Вход в воду: прыжком

1

 

Выдохи в воду

1

 

Выдохи в воду

1

 

Выдохи в воду

1

 

Отработка    дыхания     при     всех    способах плавания

1

 

 

Отработка    дыхания     при     всех    способах

плавания

1

 

Движения руками при всех способах плавания:

в движении шагом, с доской между колен, в скольжении

1

 

Движения руками при всех способах плавания:

в движении шагом, с доской между колен

в скольжении

1

 

Контрольные занятия

1

 

Движения ногами при всех способах плавания

1

 

Движения ногами при всех способах плавания

1

 

Плавание облегчённым способом

1

 

Плавание облегчённым способом

1

 

Плавание облегчённым способом

1

 

Плавание избранным способом            

1

 

Плавание избранным способом            

1

 

Плавание избранным способом            

1

 

Прыжки с тумбы

1

 

Игры на воде 

1

 

Игры на воде 

1

 

Свободное плавание

1

 

Свободное плавание

1

 

Свободное плавание

1

 

Эстафетное плавание

1

 

Эстафетное плавание

1

 

Контрольные занятия

1

 

Всего:

34

 

Содержание изучаемого курса:

Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.

Методика отвечает всем необходимым известным требованиям: доступна даже детям младших возрастов; соответствует задачам и условиям занятий; сокращает до минимума время формирования навыка проплывания нескольких метров облегченным способом уже на первых занятиях; ускоряет увеличение проплываемых расстояний выбранным способом, на базе которого быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами. Кроме того, в данной методике обучения сокращен период освоения в водной среде за счет сокращения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами.

Другой важной особенностью предлагаемой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается тому способу плавания, который у него получается лучше и на освоение которого будет затрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве учащихся с элементами всех способов плавания, т. е. с большим количеством плавательных движений. На основе выбранного способа плавания в начале обучения легче овладевать и остальными способами.

Организация занятий плаванием по предлагаемой методике способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания.

В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.

Программа делится на несколько этапов. Месяц сентябрь перед началом занятий в бассейне (в октябре) посвящается общеразвивающим и специальным упражнениям на суше (в спортивном зале, на бортике в бассейне).

Для соблюдения правильного построения занятий  четко  используются все педагогические принципы обучения со строгим выполнением таких методических условий, как:

- преемственность упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);

- постепенность (от простого к сложному);

- использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.

Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Должна быть поставлена задача - найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности. Кроме того, это повышает еще и заинтересованность к занятиям самих обучаемых.

При определении последовательности освоения упражнений следует учитывать закономерность переноса навыков. Особенно эффективно использование этого положения на начальном этапе обучения, когда все движения выполняются в упрощенных формах, т.е. в облегченных способах, более доступных обучаемым. Это дает возможность быстрее осваивать более сложные, спортивные, но имеющие много общего в структуре движений с облегченными способами.

При обучении по данной методике используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе, когда они еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений остаются общими для всех.

Кроме того, на начальном этапе обучения, который продолжается два месяца, обучающимся предоставляется возможность из большого количества движений разных способов, начиная с рук, а затем ног и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этого своего первого, легче получающего, помогает в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы, как по элементам, так и в полной координации.

Следующий этап: декабрь, январь, февраль, март - посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная, начиная с лучше получающегося и постоянно переходя к более трудно осваиваемым способам.

Кроме того, на протяжении всего года проводятся  контрольные проверки с задачей проплывания максимально возможного расстояния без отдыха выполнение стандартов; своим выбранным способом, а затем и разным, меняя их.

Завершается год: апрель-май - проведением водно-спортивных праздников и соревнований

Задачи:

1. Расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм; учить названиям способов и их особенностям;

2. Учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.

3. Совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду.

4. Учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду.

5. Учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств.

6. Учить выполнять движения руками и ногами спортивными и неспортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств.

7. Совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

8. Учить различным спускам в воду с бортика бассейна; спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

Знания

1. Сформировать у детей знания о значении плаванием для здоровья и развития организма, названиях способов плавания и их значении, о свойствах воды.

2. Уметь выполнять задания по связи плавания с общеобразовательными предметами.

3. Сформировать знания о правилах поведения в бассейне, в том числе во время занятия, при пользовании душем и т.д.

Умения и навыки «Упражнения на суше»

1. Общеразвивающие упражнения, в том числе на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

2. Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными и не спортивными способами.

3. Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

4. Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада.

5. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

6. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

7. Стоя, сидя на бортике, выполнять согласованные движения руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

1. Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

2. Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.

3. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне.

4. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка».

5. Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине при помощи партнера и самостоятельно.

6. Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде

1. Ходьба по дну с выполнением движений одной и двумя руками облегченными способами и брассом, дельфином, кролем на груда и на спине.

2. Движения руками брассом. дельфином, кролем на груди и на спине в скольжении.

3.Движения ногами с плавательной доской и без нее кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, с выдохом в воду, с произвольным дыханием; движения ногами кролем, дельфином, брассом на спине с доской и без нее.

4. Плавание различными сочетаниями спортивных и неспортивных способов с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

5. Плавание удобным для себя способом, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние,

6.Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя на бортике, спад в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике; спад в воду вниз головой из положения сидя на бортике.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.

Наполняемость объединения: до 20 человек.

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Возрастной диапазон –  10-11 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.

Дополнительная общеразвивающая программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 4-го  класса. Последовательное обучение предлагает приобретение практических навыков в области плавания.

Средства обучения:

1.         Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

2.         Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкшдан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: Олимпия пресс. 2006.

3.         Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2003.

4.         Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А. - Теория и методика плавания. – М.: "Академия", 2014 

5.         Нечунаев И.П., Книга тренера «Плавание». – М.: «Экспо», 2013

6.         Обучение проходит на базе ВСОК «Олимп» по договору безвозмездного пользования.

7.         Оборудование: чаша с водой, пояс безопасности, доска для обучения плаванию.

                                       

Планируемые результаты осовоения образовательной программы

 

В результате регулярного посещения занятий обучающиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;                         

- приобрести навыки и умения по плаванию;       

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия на воде;                          

- использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности;

Требования

Знать правила поведения в бассейне. Знать о пользе занятий плаванием. Знать названия способов плавания. Выполнять простейшие специальные комплексы упражнений на суше.

Уметь:

- выполнять «звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде» 5-10 сек.;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально возможное расстояние;

- выполнять спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

-доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными средствами различными способами;

- плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарт

 

Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и более.

 Плавание любым удобным способом с произвольными движениями 5-7-9 м без вспомогательных средств.

- у обучающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине  курса

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: преодоление определенной дистанции¸ заданным стилем.

Оценка результативности:  зачетная система

Оценочные материалы: сдача нормативов; применение знаний, умений и навыков в практических работах.

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

25 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Начало триместра

Окончание  триместра

Количество дней за учебный период

 

1 триместр

01 сентября 2018г.

30 ноября 2018г.

61

2 триместр

01 декабря 2018г.

28 февраля 2019г.

56

3 триместр

01 марта 2019г.

24 мая 2019г.

53

ИТОГО:

 

 

170

 

Продолжительность каникул

Осенние

04.11.18-11.11.18 (8 дней)

Зимние

30.12.18-08.01.19 (10 дней)

Весенние

24.03.19-31.03.19 (8 дней)

летние каникулы

27 мая - 31 августа 2019

 

Расписание занятий секции «Плавание»

Пятница 12.00-12.40

 

 

 


 

Рассмотрено и принято на педагогическом совете

Рассмотрено и принято на педагогическом совете

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание» разработана на основе:

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание» разработана на основе:

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

Должна быть поставлена задача - найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности

Должна быть поставлена задача - найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности

Сформировать знания о правилах поведения в бассейне, в том числе во время занятия, при пользовании душем и т

Сформировать знания о правилах поведения в бассейне, в том числе во время занятия, при пользовании душем и т

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине курса

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020