Дополнительная общеразвивающая программа студии танца "Мята"
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа студии танца "Мята"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
другое
1 кл—6 кл
23.05.2020
Дополнительная общеразвивающая программа студии танца "Мята"
Дополнительная программа по хореографии танцевального коллектива, рассчитана на 1 год
Танцевальная студия Мята.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Рахьинский центр образования»

 

 

«РАССМОТРЕНО»

На заседании ШМО

Протокол №____от «____»______ 20…г.

Руководитель ___________________

(подпись, расшифровка)

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом МОУ «СОШ «РЦО»

Приказ № _______                                                                                           от «____» __________20___ года                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

Танцевальная студия «Мята»

 

 

 

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: _4_ - _12_ лет

Срок реализации программы: 1 год (общее кол-во часов: 72)

Количество часов в год: _72_ часов

 

Разработчик:

Клундук Юлия Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Рахья

2020 год

 

Раздел 1.  Пояснительная записка

       

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Студия танца «Мята» имеет художественную направленность.

1.2. Уровень программы - базовый.

1.3. Актуальность программы.

  Актуальность программы «Студия танца «Мята» заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, а также костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на фестивалях, конкурсах, праздниках, концертах.

   Наиболее полное  раскрытие творческих потенциалов личности определено через выбор направления – музыкальное воспитание. Именно  танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц.

    На хореографических занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.

1.4. Цель программы

Развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся со средними хореографическими данными на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм.

 

1.5. Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;

- ознакомление с основными движениями танца;

- ознакомление с историей развития русского народного танца.

- дать представление о танцевальном образе;

- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку,   выявить их склонности и способности;

Развивающие:

- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;  

- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

-развитие творческих способностей;

-гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

- развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.

Воспитательные:

- воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций.

- воспитание культуры поведения и общения;

- воспитание умений работать в коллективе;

-  привитие интереса к занятиям, любовь к танцам.

1.6. Учащиеся, для которых программа актуальна.

         Возраст обучающихся по данной программе: 4 – 12 лет. Группы формируются с учётом возраста.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

1.7. Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

      В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями детей.    

    Подготовка и участие в концертах и конкурсных выступлениях предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

     Освоение программы рассчитано на один год и включает в себя занятия по ритмике, классическому, народному, эстрадному танцу.

    Основной формой работы в кружке является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю для младшей группы (1 классы и дошкольники) и 2 раза в неделю для старшей группы (2-6 классы). 

1.8. Срок реализации программы

Срок реализации программы 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 72 часа. Количество учебных часов в год: 72 часа.

1.9. Планируемые результаты

▪  танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные    фразы;

▪  уметь воспринимать и передавать в движении образ;

▪  уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

   освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

   оригинальные «па»;

▪  понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

   коллективе.

Методы оценки результативности программы:

 

     Количественный анализ

         Качественный анализ

1.

Посещаемость, статистические данные

Форсирование навыков и умений

2.

Фиксация занятий в рабочем журнале

Анализ успеваемости деятельности и достижения цели

3.

Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

Анализ диагностического материала

4.

Практический результат

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы

Критерии определения результативности программы:

1.   Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

2.   Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)

3.   Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).

4.   Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.

5.   Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

6.   Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).

7.   Память – способность запоминать музыку и движения.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

▪  конкурсы на лучшее исполнение  танца;

▪  праздничные выступления («День учителя», «День матери»,  «23 февраля»,  «8 марта», и  т.д.);

▪  развлечения и досуги («Масленница», «Осенний бал» и др.);

▪  участие в фестивалях, конкурсах.

                             Принципы построения деятельности.

Принцип интеграции различных жанров танцевального искусства, синкретичности  различных видов искусств (хореографии, литературы, истории, декоративно- прикладного искусства)

Принцип концентричности, т.е. возвращение к ранее изученному материалу с его последующим расширением и усложнением.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течении учебного года позволяет определить системность в работе.

Принцип доступности, т.е. для каждого возраста материал подбирается в соответствии с особенностями психолого - эмоционального развития именно этого возраста.

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций , помогающих сформировать сплоченный коллектив.

Принцип осознанности – усвоение материала должно быть не механическим , а , прежде всего, осмысленным.

Принцип наглядности, когда каждое новое движение предварительно показывает и объясняет педагог.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, когда требование результата должно исходить из предварительной оценки его возможностей.

Принцип сотрудничества между педагогом и детьми , между детьми разных возрастных групп.

Принцип развивающего обучения , который ориентирует учащихся на зону ближайшего развития.

 

Учебно – тематический план

Программное содержание

Количество часов

Форма контроля, аттестации

Теория

Практика

Раздел 1

Азбука музыкального движения.

4

 

Беседа, опрос

Тема

Развитие ритмического восприятия

4

 

Беседа, опрос

Тема

Развитие музыкальности

4

 

Беседа, опрос

Тема

Паузы в движении и их использование

 

 

 

шаг энергичный, бодрый, торжественный, расчёт своего действия на звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные движения рук, плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.

1

3

Наблюдение

Раздел 2

Развитие пластики тела.

 

Упражнения на пластику

Упражнения на растяжку

6

Наблюдение

Раздел 3

Танцевально-ритмическая гимнастика

1

Изучение основных построений и рисунков танцев с их отличительными элементами.

4

9

Участие в фестивалях, конкурсах

2

Техника современного танца.

3

9

Участие в фестивалях, конкурсах

Раздел 4

Диско-танцы и эстрадные танцы

1

2

Отработка и детальный разбор номера.

Отработка всего номера.

25

Участие в фестивалях, конкурсах

Итого: 72 часа

20

52

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

1.            Начало учебного года: 01.09.2020

2.            Окончание учебного года: 31.05.2021

3.            Продолжительность учебных занятий: 2 раза в неделю по 1 занятию, продолжительность одного занятия 45 минут.

4.            Продолжительность учебного года

 

 

Год обучения

Количество детей

Количество

часов в неделю

Количество

часов в 1 полугодии

Количество

часов во 2 полугодии

Количество

часов в год

Группа №1

1

15

2

34

38

72

Группа №2

1

15

2

34

38

72

 

5.            Режим работы (расписание):

Группа №1 понедельник 16:00-16:45, среда 16:00-16:45

Группа №2 вторник 16:00-16:45, четверг 16:00-16:45

 

6.            Проведение вводного и текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации:

Вводный контроль – сентябрь 2020

Промежуточная аттестация за 1 полугодие – декабрь 2020

Промежуточная аттестация за 2 полугодие – май 2021

 

7.            Каникулы:

Осенние 31.10 – 08.11

Зимние 31.12 – 10.01

Весенние 20.03 – 28.03

 

8.            Праздничные дни в 2020-2021 учебном году: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,9 мая

 

9.            Место проведения занятий: МОУ «СОШ «Рахьинский центр образования», пгт. Рахья, ул. Севастьянова, д.1, актовый зал.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в  овладении основами техники танца на занятиях используются:

▪  коллективные танцевальные игры;

▪  массовые танцы;

▪  ритмические упражнения;

▪   народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

▪   создание собственных танцевальных элементов.

Занятия по разучиванию танца  развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

 

 

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.

Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».

Раздел 1. Азбука музыкального движения.

Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».

Тема 1.1. Развитие ритмического восприятия.

Теория. Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.

Практика. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Тема 1.2. Развитие музыкальности.

Теория. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.

Практика. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять заданные движения, меняя их в соответствии со сменой звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Тема 1.3. Паузы в движении и их использование.

Теория. Виды музыкальных размеров танцев.

Практика. Игра «Сделал - остановись».

Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад.

Раздел 2. Развитие пластики тела.

Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений

Практика. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.

Тема 2.1. Упражнения на осанку.

Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.

Практика. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Тема 2.2. Упражнения на растяжку.

Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.

Практика. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Тема 2.3. Упражнения на пластику.

Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.

Практика. Работа по классическому экзерсису на полу (система движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными гимнастическими ковриками. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Раздел 3. Танцевально-ритмическая гимнастика.

Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.

Тема 3.1. Обще развивающие упражнения.

Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног.

Практика. Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

Тема 3.2. Виды шага, бега, прыжков.

Теория. Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.

Практика. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой Приложение 1, 2.

Тема 3.3. Изучение позиций.

Теория. Основные степени поворотов на месте и в движении: целый поворот, половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.

Практика. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног - 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям. Музыкальный размер - 3/4 или 4/4, темп - andante. Battement tendu simple – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). Музыкальный размер - 2/4, темп – moderato . Тренинг. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой, включения шагов в различных направлениях, plie и подключения к работе других уровней. Исходная позиция (если не указывается специально) – ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу.

Раздел 4. Диско-танцы и эстрадные танцы

Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.

Практика. Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.

Итоговое занятие.

практика. В конце учебного года проводится отчетный концерт для родителей. Показ всех   изученных за год танцев.

       

 

                              

Раздел 4. Организационно-педагогические условия

реализации программы

 

 

МОДЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные компоненты

творческих способностей

Диагностические признаки

1.Мотивационно-ценностный

1.Интерес к хореографической деятельности.

2.Ценностное отношение к занятиям по хореографии.

3.Стремление овладеть искусством танца.

2.Образное мышление

1.Способность самому вникать в музыкально-хореографический образ произведения.

2.Способность чувствовать красоту движения, пластики и связь с музыкой.

3.Способность самому создавать художественный образ.

3.Эстетический вкус

1.Способность к эмоциональному переживанию.

2.Способность оценивать эстетический уровень исполнения.

4.Познавательный интерес

1.Желание  познавать историю танца, развития его видов.

2.Пытливость, побуждение к приобретению новых специальных знаний.

5.Хореографические умения и навыки как компонент возможности

1.Музыкально-ритмические навыки: партерная гимнастика,  элементы народного, бального и современного танца.

2.Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)

6.Качество личности

Доминантные: трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, сила воли.

 

 

Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.

 

          Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами кружка «Ритмика и танец».

К числу планируемых результатов отнесены:

·                    личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

·                    межпредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий

·                    предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

                 Межпредметные связи

     Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

    «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

     Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

    «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений и танцевальных композиций.

    Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

     В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики

     Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

Формы обучения:

-                   учебное занятие

-                   домашнее задание

-                   учебно-игровые мероприятия

-                   открытые уроки

-                   концертные выступления

 

         Методы обучения:

-                   словесные

-                   наглядные

-                   практический показ

 

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- проведение открытых уроков для родителей;

- организация танцевальных конкурсов;

- участие в праздничных программах, концертах;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.

 

 

Требования к обучающимся

 

      К концу года школьник  может овладеть рядом знаний и навыков: умение красиво держать осанку, различные танцевальные шаги, подскоки, прыжки, топотушки и хлопушки.

    Ученик должен уметь тактировать руками музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При двух тактовом вступлении вовремя начать движение и закончить. Чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного, героического) и уметь передать его в шаге. Иметь навыки актёрской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца… Выразить образ в разном эмоциональном состоянии—веселья, грусти (весёлый котёнок, грустная птица). Распознавать характер старинной музыки. Уметь исполнить элементы своего национального танца. Уметь исполнять перестроения.

    В конце  обучения учащиеся умеют  определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение). Понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).

    Получают навыки в формировании  красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем.

 

Организационные условия реализации программы:

 

 Программа рассчитана на детей – 4-7 и 8-12 лет.

 Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

 Продолжительность одного занятия – 1,5 часа.

 Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

 

Список учебной и методической литературы

 

1.                 Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва,  2000 год.

2.                 Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.

3.                 Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.

4.                 Детский фитнес. М., 2006.

5.       Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005

6.                 Пособие по ритмике для  музыкальной школы. М., 2005.

7.                 Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт    Министерства образования РФ.

8.       Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ

9.       Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

10.   Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального   общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.

 

Литература для обучающихся и родителей:

 

1.       Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М: Искусство, 1987.

2.       Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.

3.       Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.

4.       Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

5.       Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ.литератор, 1999.

6.       Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.

7.       Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985.

8.       Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009.

9.       Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Приложение 1

Упражнения для обучения.

     На первом этапе обучения необходимо научить детей двигать отдельно каждой частью своего тела.

Голова.

     Голова должна двигаться так, как будто она подвешена на веревочке за макушку.

    Наклоны головой вниз-вверх, не втягивая ее в плечи.

    Повороты головой вправо-влево, не заваливая ее назад, при повороте необходимо делать усилие на подбородок (при повороте направо правое ухо выше левого, и левое выше правого при повороте налево).

    Смещение головы в сторону без ее наклона, за счет мышц шеи. Затем, добавление к смещению головы вправо-влево наклон головы в соответствующую сторону. Должна прослеживаться последовательность при выполнении упражнения: смещение, потом наклон.

Плечи.
Движения плечами вверх-вниз.

    Дети должны почувствовать, что при движении плечами вниз голова и шея остаются наверху: макушка как бы привязана за ниточку к потолку. А при движении плечами  вверх голова и шея «прячутся» в плечах, а плечи стремятся коснуться ушей.

    Движения плечами поочередно: то правым вверх-вниз, то так же левым. При этом при движении вверх ребенок пытается достать плечом уха (возможен небольшой наклон головы к плечу для создания ощущения сжатия). При опускании плеча вниз возможно отклонение головы в противоположную сторону для создания ощущения растяжения.

Движения плечами вперед-назад.

    Дети должны почувствовать, что при движении плечами вперед, они (плечи) не поднимаются вверх, и, соответственно, голова не втягивается в плечи. При движении плечами назад должно сложиться впечатление, что они (плечи) стремятся встретиться с пятками. При этом лопатки должны повстречаться друг с другом. Шея, при этом, опять же не прячется никуда, т.е. голова не втягивается в плечи.

Корпус.
Движение корпусом вперед-назад.

    Для движения корпуса вперед сместить в этом направлении точку груди, которая находится в верхней ее части. При этом должно создаться ощущение, что вы пытаетесь положить грудь на полочку, уровень которой находится немного выше. При этом плечи должны будут сместиться назад для создания равновесия.

    На следующем этапе для более наполненного движения корпусом, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение корпусом вперед, необходимо вначале сместить его немного назад на счет «И...»  и, затем, на счет «раз» направить его вперед. И наоборот. Чтобы сместить корпус назад, нужно сместить его немного вперед так же на счет «И...».

    При смещении корпуса назад должно создаться ощущение, что вы пытаетесь взглянуть себе на живот. При этом плечи вместе с головой для создания равновесия должны сместиться вперед.

    На следующем этапе выполнить это упражнение с замахом на счет «И».

Движение корпуса вверх-вниз (вдох-выдох).

    Должно возникнуть ощущение растяжения правой и левой сторон (правого и левого боков).

    Возможная ошибка: поднятие вместе с грудью плеч. Они (плечи) одновременно с движением корпуса вверх должны устремляться вниз, создавая тем самым натяжение.

    Движение вверх-вниз отдельно правой и отдельно левой сторон. При этом соответствующие плечи направлены вниз, создавая натяжение. И должно возникнуть ощущение растяжения мышц соответствующей стороны, соответствующего бока.

Движение корпуса из стороны в сторону.

    Для правильного выполнения этого упражнения необходимо выполнить предыдущее, но со смещением корпуса в левую или в правую сторону. Это необходимо для того, чтобы избежать движения плечами в сторону.

Общее требование:

    Все движения корпусом, собственно говоря, не только корпусом, должны заканчиваться не остановкой, а дотягиванием, для создания еще большего растяжения. Именно это позволит ребенку заполнять движением музыку, точнее, промежуток между тактами: 1, 2, 3, 4, т.е. «И»: И-раз, И-два, И-три, И-четыре. Вследствие чего исполнитель не будет торопиться вперед и обгонять музыку, что очень часто можно наблюдать во время выступления начинающих танцоров.

     И одновременно с этим его движения будут более насыщенны и наполнены содержанием, что в свою очередь позволит зрителю успеть понять и воспринять то, о чем хочет сказать актер. Потому что не что иное, как жесты и движения позволяют усилить впечатление от сказанного. Именно движение должно помочь ребенку должным образом передать все чувства и переживания, которые он хочет выразить на сцене.

    Помимо этих специфических упражнений нельзя забывать и об уже известных развивающих упражнениях.

Упражнение 1.  

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Упражнение. Выгнуть позвоночник вверх: спина «дугой», подбородок прижат к груди. Затем прогнуться вниз, откинув голову назад.

Примечание. Упражнение выполняется медленно. Следить за тем, чтобы руки не сгибались в локтях. Каждый раз доходить до максимума в прогибе.

Упражнение 2.  

Исходное положение: сидя на полу с вытянутыми перед со­бой и слегка разведенными ногами.

Упражнение. Развернуть корпус на 180 градусов назад и по­стараться грудью коснуться пола, опираясь на руки. Затем вернуться в исходное положение и выполнить то же самое с поворотом в другую сторону.

Примечание. Следить, чтобы при опускании корпуса к полу бедра и ноги не отрывались от земли.

Упражнение 3.  

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Упражнение. Опустить таз на пятки; сгибая руки в локтях, начать скользящее движение корпусом вдоль пола, как бы подлезая под забор. В конце движения корпус прогибается назад-вверх, а бедра лежат на полу. После этого проделать движение в обратном направлении, в исходное положение.

Работа бедер вперед-назад.

    При движении вперед необходимо, чтобы ребенок попытался втянуть верхнюю часть бедер себе под ребра. При движении назад необходимо добиться прогиба в пояснице. При этом верхняя часть корпуса должна оставаться неподвижной и спина не должна сгибаться.

    На следующем этапе для более наполненного движения бедрами, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение бедрами вперед, необходимо вначале сместить их немного назад (на счет «И...»). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно сместить их немного вперед так же на счет «И...»

Работа бедер из стороны в сторону.

    При таком движении нужно, чтобы ребенок пытался соединить бедро с соответствующим плечом, при этом спина опять же не должна сутулиться.

   На следующем этапе выполняем движение с небольшим замахом (см. движение бедер вперед-назад).

Гибкость
Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости.

    Осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений, «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела; чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.

    В работу включаются:

- движения головы в сложном затылочном суставе;

- движения верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем (движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех остальных пальцев в пястно-фаланговых суставах;

- движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе.

Упражнения для развития пассивной гибкости

- Упражнения с использованием собственной силы –  например, притягивание туловища к ногам.

- Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью дополнительной внешней опоры, - например, сидя на стуле и зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону, наклониться и дотянуться до вещи на полу.

- Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью «изолирующей» позиции, – например, повороты корпуса в стороны из положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых к полу и развернутых в стороны ног.

- Статические упражнения, при которых производится удержание конечностей или корпуса в положении, требующем предельного проявления гибкости, – например, фиксированные наклоны или шпагаты.

Упражнения для развития активной гибкости

- Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения – например, маховые движения ногой.

- Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений – например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.

- Рывковые движения – например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.

- Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц-антагонистов – например, медленное разведение рук в стороны до предела.

Перенос веса тела.

Ноги по шестой позиции. Вес тела на двух ногах, на передней части стопы. Поочередно выталкивая себя стопой одной ногой, перенести вес на другую. При этом, делая все это под музыку так, чтобы на «И» оставаться еще на исходной ноге.

То же самое из исходного положения «ноги на ширине плеч». Вся работа происходит только за счет пальцев ног. Для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он стоит на одной ноге, для этого нужно немного оторвать свободную ногу от пола. Для правильного выполнения этого упражнения необходимо, чтобы все тело было собрано, т.е. все мышцы были немного напряжены, плечи опущены, лопатки сведены и пятая точка была так же подобрана вперед (смотри упражнение для бедер).

Куклы Папы Карло.

Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую Папы Карло. Что же мы увидим там? Конечно, игрушки. У вас есть любимые игрушки? Только мы будем не называть их, а показывать и сами озвучивать. Давайте попробуем сами изобразить наши игрушки (педагог может полетать "самолетиком", поскакать мячиком). Показывать свою игрушку можно одному или объединиться в пары, группы. Один, два, три. Вот мы уже в мастерской. А это что за игрушка? Вся из дерева, ходит на прямых ножках, а ручки сгибает только в локте. Да, это Буратино! Походим все, как он (2 минуты).

А это кто? Кукла Неваляшка! Руки прижаты к бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ножки чуть-чуть двигаются. И качается: сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад и никогда не падает (2 минуты).

Игра «Знакомство».

Педагогу, впервые пришедшему на занятие, взяв мяч в руки, следует сначала представиться самому, затем передать мяч по цепочке. Получившему мяч необходимо назвать все предыдущие услышанные имена, а потом уже свое. Например: «Меня зовут Елена Владимировна» - передаю мяч ближе всего стоящему ученику. Он повторяет мое имя «Елена Владимировна», а потом говорит свое и подает мяч своему соседу или соседке. Передавая мяч по цепочке и повторяя имена за короткий срок вы запомните, как кого зовут и уже что-то получите (мяч, взгляд) и даже отдадите другому. Этот прием поможет создать добрую, непринужденную обстановку для дальнейшего занятия.

 

Диско-танцы (описание)

«Музыкальный»

Играем на рояле, в погремушки, на барабанах, приглашение к танцу, шаг – пойнт, хлопки с поворотом (все по 8 счетов).

«Стирка»

«Стираем», «полощем», «выжимаем», «встряхиваем», «развешиваем», «устали» (все по 8 счетов).

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Рахьинский центр образования» «РАССМОТРЕНО»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Рахьинский центр образования» «РАССМОТРЕНО»

Раздел 1. Пояснительная записка 1

Раздел 1. Пояснительная записка 1

Учащиеся, для которых программа актуальна

Учащиеся, для которых программа актуальна

Критерии определения результативности программы: 1

Критерии определения результативности программы: 1

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций , помогающих сформировать сплоченный коллектив

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций , помогающих сформировать сплоченный коллектив

Изучение основных построений и рисунков танцев с их отличительными элементами

Изучение основных построений и рисунков танцев с их отличительными элементами

Праздничные дни в 2020-2021 учебном году: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,9 мая 2

Праздничные дни в 2020-2021 учебном году: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,9 мая 2

Практика . Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу»

Практика . Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу»

Практика . Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и…

Практика . Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и…

Различные отделы позвоночника и их специфика

Различные отделы позвоночника и их специфика

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Межпредметные связи Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание» , где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать…

Межпредметные связи Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание» , где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать…

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей: - проведение открытых уроков для родителей; - организация танцевальных конкурсов; - участие в праздничных программах, концертах; -…

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей: - проведение открытых уроков для родителей; - организация танцевальных конкурсов; - участие в праздничных программах, концертах; -…

Пособие по ритмике для музыкальной школы

Пособие по ритмике для музыкальной школы

Приложение 1 Упражнения для обучения

Приложение 1 Упражнения для обучения

Движение вверх-вниз отдельно правой и отдельно левой сторон

Движение вверх-вниз отдельно правой и отдельно левой сторон

И...»). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно сместить их немного вперед так же на счет «И

И...»). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно сместить их немного вперед так же на счет «И

Куклы Папы Карло. Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую

Куклы Папы Карло. Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2020