Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Улан-Удэ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире биологии»
Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет.
Срок реализации: 3 года
Учитель биологии:
Матафонова А.С.
Улан-Удэ
2020
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение
5. Литература
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.
Данная программа модифицированная, естественно-научной направленности, составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин. – Москва. «Дрофа», 2014), ориентирована на детей 13-15 лет.
Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.
Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.
При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – 10-25 человек, продолжительность занятий – 40-45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.
Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края.
Цель программы
- развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания
ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному
естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение построено с учетом развития
основных биологических понятий в каждом курсе. Лабораторные
работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор
объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога
в связи с особенностями местных условий.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
1. Показать разнообразие мира растений
2. Познакомить со строением растений
3. Расширить представления учащихся о значении растений
4. Показать эволюцию растительного мира
Воспитывающие:
1. Воспитать у учащихся чувство коллективизма
2. Воспитывать бережное отношение к природе
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные умения
2. Развивать творческие способности
3. Развивать познавательный интерес
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ
Должны уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с животным миром, его значением
2. Знать эволюцию животного мира
Воспитывающие:
1. Формировать коммуникативные свойства личности
2. Воспитывать заботливое отношение к животным
Развивающие:
1. Развивать биологическое мышление
2. Формировать научное мировоззрение
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; животных, популяций; биосферы; животных своего региона;
• объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
Должны уметь:
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и
системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы;
• проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических
терминов; в различных источниках — необходимую информацию
о живых организмах
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
1. Изучить строение человека, его органов
2. Изучить происхождение человека
3. Познакомить с физиологией человека
Воспитывающие:
1. Воспитывать умения сочетать индивидуальную работу с коллективной
2. Воспитывать бережное отношение к здоровью человека
Развивающие:
1. Развитие интеллектуальных умений
2. Самостоятельно работать с научной литературой
Ожидаемый результат:
Должны знать:
•
признаки биологических объектов: живых организмов
(человека); генов и
• сущность
биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности
Должны уметь:
•
объяснять: роль биологии в формировании современной
естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и
самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека
с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• анализировать и
оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах,
влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических
терминов;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
• соблюдения мер по профилактике
заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении,
при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего;
Данная программа включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).
Характеристика участников образовательного процесса
Программу реализует педагог дополнительного образования или учитель биологии.
Условия реализации программы
· дидактические, методические материалы
· оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран
· помещение - учебный кабинет
· педагог, реализующий программу –в штате образовательного учреждения
Способы проверки ожидаемых результатов
· беседы на каждом занятии
· проверки больших тем или ряда тем (диагностика: стартовая, промежуточная, итоговая)
· фестивали исследовательских работ
· рисование плакатов
· викторины
· учебно - исследовательские конференции
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
· защита проектов.
Учебно-тематический план 1 года обучения
курс |
всего |
теория
|
практика |
Введение |
2 |
1 |
1 |
1.Растение-живой организм |
11 |
7 |
4 |
2.Многообразие растений |
7 |
5 |
2 |
3.Бактерии, грибы, лишайники |
4 |
2 |
2 |
4.Где и как живут организмы |
6 |
5 |
1 |
5.Создание проекта |
4 |
|
4 |
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Количество занятий |
Экскурсии и лабораторные работы |
Введение 2ч. |
|||
1 |
Что изучает биология |
1 |
|
2 |
Царство растений |
1 |
Экскурсия |
1. Растение — живой организм 11ч. |
|||
3 |
Строение растения |
1 |
Лабораторная работа № 1 |
4 |
Цветок и соцветия |
1 |
Лабораторная работа № 2 |
5 |
Плод и типы плодов |
1 |
|
6 |
Семена и условия прорастания семян |
1 |
Лабораторная работа № 3 |
7 |
Видоизменения побегов и корней |
1 |
Лабораторная работа № 4 |
8 |
Клеточное строение растения |
1 |
|
9 |
Рост и развитие растений |
1 |
|
10 |
Питание растений |
1 |
|
11 |
Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений |
1 |
|
12 |
Размножение растений |
1 |
|
13 |
Условия жизни растений на Земле |
1 |
|
2. Многообразие растений 7 ч. |
|||
14 |
Водоросли, их многообразие и значение |
1 |
Лабораторная работа № 5 |
15 |
Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны (2 разворота) |
1 |
|
16 |
Семенные растения |
1 |
Лабораторная работа № 6 |
17 |
Многообразие цветковых растений |
1 |
|
18 |
Семейства цветковых растений (2 разворота) |
1 |
|
19 |
Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека |
1 |
|
20 |
Культурные растения, их происхождение и значение |
1 |
|
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч. |
|||
21 |
Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе |
1 |
|
22 |
Грибы, их строение и жизнедеятельность |
1 |
Лабораторная работа № 7 |
23 |
Многообразие грибов и их значение |
1 |
|
24 |
Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека |
1 |
Лабораторная работа № 8 |
4. Где и как живут организмы 6 ч.+4ч. |
|||
25 |
Жизнь организмов в сообществе |
1 |
Экскурсия |
26 |
Взаимосвязи организмов в природном сообществе |
1 |
|
27 |
Смена природного сообщества |
1 |
|
28 |
Многообразие природных сообществ |
1 |
|
29 |
Охрана природных сообществ |
1 |
|
30 |
Задания на лето |
1 |
|
31- 34 |
Создание проекта |
4 |
Защита проекта |
Учебно-тематический план 2 года обучения
курс |
всего |
теория
|
практика |
1.Зоология-часть биологии |
3 |
2 |
1 |
2.Строение животного организма |
10 |
9 |
1 |
3.Подцарство Одноклеточные животные |
4 |
3 |
1 |
4.Многоклеточные животные |
13 |
5 |
8 |
5.Создание проекта |
4 |
|
4 |
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Количество занятий |
Экскурсии и лабораторные работы |
|
|||
1 |
1. Введение. Зоология — часть биологии 3ч. Наука о животном мире —
зоология. Краткая история зоологии. |
1 |
Экскурсия - зоологический музей |
2 |
Среды жизни и места обитания животных. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них. |
1 |
|
3 |
Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. |
1 |
|
4 |
2. Строение животного организма 10ч. Клетка. |
1 |
|
5 |
Органы и системы органов животного организма. |
1 |
Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных. |
6 |
Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. Значение кожи. |
1 |
|
7 |
Дыхательная система |
1 |
|
8 |
Пищеварительная система |
1 |
|
9 |
Выделительная система |
1 |
|
10 |
Кровеносная система |
1 |
|
11 |
Нервная система |
1 |
|
12 |
Половая система |
1 |
|
13 |
Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). |
1 |
|
14 |
3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших. |
1 |
|
15 |
Особенности строения, питания и размножения. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция). |
1 |
Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших. |
16 |
Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе |
1 |
|
17 |
Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. |
1 |
|
18 |
4. Многоклеточные животные 13ч. Подцарство Многоклеточные животные, их деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные). |
1 |
|
19 |
Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. |
1 |
|
20 |
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания. |
1 |
|
21 |
Тип
Круглые черви. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты
животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы
развития в организме человека. Профилактика заболевания. |
1 |
|
22 |
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина. |
1 |
Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. |
23 |
Тип Членистоногие. Общая
характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на
классы. |
1 |
|
24 |
Тип
хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и
черепных, или позвоночных, животных. |
1 |
|
25 |
Класс
Земноводные, или Амфибии. Общая
характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние
амфибии и их биологическое значение в животном мире. |
1 |
Лабораторная работа № 6. Строение
тела и скелета рыбы. |
26 |
Надкласс Рыбы, их
строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение
рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась).
Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и
охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение. |
1 |
|
27 |
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы. |
1 |
Лабораторная работа №7. Строение перьев птиц. |
28 |
Класс Млекопитающие, или Звери. Общая
характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение.
Волосяной покров. Типы кожных желез. |
1 |
Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) |
29 |
5. Развитие животного Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы. |
1 |
Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема) |
30 |
Современный мир животных — результат длительного исторического
развития на Земле. |
1 |
Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) |
31- 34 |
Создание проекта |
4 |
|
Учебно-тематический план 3 года обучения
курс |
всего |
теория
|
практика |
1.Человек-представитель живой природы |
2 |
2 |
|
2.Строение тела человека |
10 |
7 |
3 |
3.Процессы жизнедеятельности организма |
10 |
8 |
2 |
4.Человек и окружающая среда |
8 |
7 |
1 |
5.Создание проекта |
4 |
|
4 |
Календарно-тематическое планирование 3 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Количество занятий |
Экскурсии и лабораторные работы |
|
|||
1 |
1. Человек — представитель живой природы 2ч. Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система (биосистема). Место и роль человека в системе органического мира. |
1 |
|
2 |
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. |
1 |
|
3 |
2. Строение тела человека 10ч. Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная |
1 |
Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти). |
4 |
Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека. Соединения костей. Суставы и их значение. Строение и функции мускулатуры человека. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. |
1 |
Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления). |
5 |
Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. |
1 |
|
6 |
Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови. Плазма крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Лимфа. Внутренняя среда организма. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
1 |
|
7 |
Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
1 |
Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
8 |
Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. |
1 |
|
9 |
Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции. Гормоны, их значение для организма. |
1 |
|
10 |
Мочеполовая система. Выделительная система человека. Строение и функции мочевыделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Половая система, ее строение и функции. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Лечение заболеваний мочеполовой системы. |
1 |
|
11 |
Нервная система: центральная и периферическая. Спинной мозг. Головной мозг. Профилактика нервных заболеваний. |
1 |
|
12 |
Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека. Органы чувств человека
и окружающая среда. |
1 |
|
13 |
3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч. Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и превращения энергии в организме. Роль белков, углеводов и жиров в обмене веществ. Нормы питания. Витамины. Значение витаминов. Суточная потребность организма в витаминах. |
1 |
|
14 |
Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека. Энергетические траты организма человека и их восполнение. Дыхательные движения у человека. |
1 |
|
15 |
Транспортировка веществ в организме. Доставка и удаление веществ из тканей органов с помощью капилляров. |
1 |
Лабораторная работа № 4. Определение норм
рационального питания. |
16 |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Профилактика нарушений нейрогуморальной регуляции. |
1 |
Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека. |
17 |
Высшая нервная деятельность человека (ВНД). Условные и безусловные рефлексы. Процессы торможения. |
1 |
|
18 |
Психология и поведение человека. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Человек как личность, самопознание, творчество, культура. |
1 |
|
19 |
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. |
1 |
|
20 |
Воспроизведение и развитие человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие организма. Рождение ребенка. Пороки развития плода. |
1 |
|
21 |
Забота
о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их
профилактика. Опасность венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и их
профилактика. Наследственные болезни и аномалии, их причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи. |
1 |
|
22 |
Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. Здоровые дети — достояние семьи и государства. |
1 |
|
23 |
4. Человек и окружающая среда 8ч. Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. Социальная и природная среда. Природные и социальные факторы среды человека. Многообразие факторов, действующих на здоровье человека. |
1 |
|
24 |
Зависимость человека от условий окружающей среды. Адаптации человека к среде жизни. Адаптации как результат эволюции и как ответ на действия среды: анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и ритмологические. Физиологическая пластичность организма человека. |
1 |
|
25 |
Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания. Роль генетической информации и факторов среды в проявлении адаптаций. |
1 |
|
26 |
Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях. |
1 |
|
27 |
Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. |
1 |
|
28 |
Среда и здоровье человека. Основные компоненты понятия «здоровье» |
1 |
Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье |
29 |
Факторы здоровья и факторы риска. Срыв адаптации. Средовые болезни. Аллергия и стресс, их значение для организма. |
1 |
|
30 |
Здоровье и здоровый образ жизни — показатели здоровья и культуры личности |
1 |
|
31- 34 |
Создание проекта 4ч. |
4 |
|
Методическое обеспечение 1 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Форма занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
ТС |
Форма подведения итогов |
Введение 2ч. |
|
|
|
|||
1 |
Что изучает биология |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 |
Царство растения Экскурсия
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
1. Растение — живой организм 11ч. |
|
|
|
|||
3 |
Строение растения Лабораторная работа
№ 1 |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 |
Цветок и соцветия Лабораторная работа
№ 2 |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 |
Плод и типы плодов |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 |
Семена и условия прорастания семян Лабораторная работа
№ 3 |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 |
Видоизменение побегов Лабораторная работа
№ 4
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 |
Клеточное строение растения |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 |
Рост и развитие растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 |
Питание растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 |
Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 |
Размножение растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 |
Условия жизни растений на Земле |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2. Многообразие растений 7ч |
|
|
|
|||
14 |
Водоросли, их многообразие и значение Лабораторная работа
№ 5 |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 |
Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 |
Семенные растения
Лабораторная работа № 6
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 |
Многообразие цветковых растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 |
Семейства цветковых растений |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 |
Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 |
Культурные растения, их происхождение и значение |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч |
|
|
|
|||
21 |
Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 |
Грибы, их строение и
жизнедеятельность Лабораторная работа № 7
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 |
Многообразие грибов и их значение |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 |
Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека Лабораторная
работа № 8 |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4. Где и как живут организмы 6 ч+4ч |
|
|
|
|||
25 |
Жизнь организмов в сообществе Экскурсия |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 |
Взаимосвязи организмов в природном сообществе |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 |
Смена природного сообщества |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 |
Многообразие природных сообществ |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 |
Охрана природных сообществ |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 |
Задания на лето |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 |
Создание проекта |
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение 2 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Форма занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
ТС |
Форма подведения итогов |
1 |
1.Введение. Зоология — часть биологии 3ч Наука о животном мире —
зоология. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 |
Среды жизни и места обитания животных. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3 |
Основные систематические группы |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 |
2. Строение животного организма 10ч. Клетка. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 |
Органы и системы органов ж Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных, животного организма.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 |
Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 |
Дыхательная система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 |
Пищеварительная система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 |
Выделительная система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 |
Кровеносная система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 |
Нервная система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 |
Половая система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 |
Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития . |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
14 |
3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших.
Многообразие простейших. Места обитания простейших. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 |
Особенности строения, Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших.итания и размножения.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 |
Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 |
Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 |
4. Многоклеточные животные 13ч. Подцарство Многоклеточные животные Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя. |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 |
Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 |
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
21 |
Тип
Круглые черви. Общая характеристика типа. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 |
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 |
Тип
Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения,
питания и размножения. Деление на классы.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 |
Тип
хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и
черепных, или позвоночных, животных.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность
|
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
25 |
Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 |
Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 |
Класс
Птицы. Общая ха Лабораторная работа № 6. Строение
перьев птиц.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 |
Класс Млекопитающие, Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 |
4.Развитие животного Историческое развитие животного мира Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле и его этапы.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 |
Современный мир животных —
результат длительного исторического развития на Земле.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 |
Создание проекта |
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение 3 года обучения
№ |
Изучаемая тема |
Форма занятий |
Приемы и методы
|
Дидактический материал |
ТС |
Форма подведения итогов |
|
|
|
|
|||
1 |
1. Человек — представитель живой природы 2ч. Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 |
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3 |
2. Строение тела человека 10ч. Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти).
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 |
Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека. Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления).
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 |
. Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 |
Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 |
Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 |
Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 |
Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 |
Мочеполовая система. Выделительная система человека.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 |
Нервная система: центральная и периферическая.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 |
Понятие об анализаторах и их роль
в жизни человека. Органы чувств человека и окружающая среда.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 |
3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч. Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
14 |
Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 |
Транспортировка веществ в организме. Лабораторная
работа № 4. Определение норм рационального питания.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека.
|
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 |
Высшая нервная деятельность человека (ВНД).
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 |
Психология и поведение человека.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 |
Особенности психики человека.
|
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 |
Воспроизведение и развитие человека. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
21 |
Забота
о репродуктивном здоровье. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 |
Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 |
4. Человек и окружающая среда 8ч. Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 |
Зависимость человека от условий окружающей среды. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
25 |
Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 |
Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 |
Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 |
Среда и здоровье человека. Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье. |
Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 |
Факторы здоровья и факторы риска. |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 |
Здоровье и здоровый образ жизни |
Эвристическая беседа |
Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность |
КП, Дидактические карточки |
К, П |
Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 |
Создание проекта |
|
|
|
|
|
Литература
1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003
2. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника: морфология и анатомия растений. – М: «Просвещение», 1988
3. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М: «Агропромиздат», 1990
4. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М., 1976
5. Жизнь растений / Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т. 1-6. М.: «Просвещение», 1974-1982
6. Никитин А.А., Панков И.А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. – Л.: «Наука», 1982
7. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1990
8. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1980
9. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учебник в двух томах /
М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
10. Семенов, Э.В. Атлас анатомии человека в четырех томах / Э.В. Семенов.
– Москва: Джангар, 2007 г.
11. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: Учебник
в двух томах / И.В. Гайворонский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит,
2001.
12. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека в четырех томах / Р.Д.
Синельников, Я.Р. Синельников, А.Я. Синельников. – 6-е изд., перераб. и доп. –
М.: Новая волна, 2007 (и другие издания).
13. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной
номенклатуры / Х. Фениш. – 4-е изд. – Минск: Выш. шк., 2001. – 465 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.