Дополнительная программа "Занимательная биология"
Оценка 5

Дополнительная программа "Занимательная биология"

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
биология
6 кл—9 кл
01.02.2020
Дополнительная программа "Занимательная биология"
Программа рассчитана на 3 года обучения с детьми в возрасте от 11 до 15 лет.
Программа Занимательная биология.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «В мире биологии»

 

 

Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет.

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель биологии:

                                                                         Матафонова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2020


Содержание программы

 

 

1.     Пояснительная записка

2.     Учебно-тематический план

3.     Содержание программы

4.     Методическое обеспечение

5.     Литература

 

 


 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.

Данная программа модифицированная, естественно-научной направленности, составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин. – Москва. «Дрофа», 2014), ориентирована на детей 13-15 лет.

Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.

Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

               В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.

При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – 10-25 человек, продолжительность занятий – 40-45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.

      Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края.

Цель программы -  развитие у школьников экологической культуры поведения,  понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
      Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий в каждом курсе.   Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий.

Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.

Задачи первого года обучения:

Обучающие:

1.     Показать разнообразие мира растений

2.     Познакомить со строением растений

3.     Расширить представления учащихся о значении растений

4.     Показать эволюцию растительного мира

Воспитывающие:

1.     Воспитать у учащихся чувство коллективизма

2.     Воспитывать бережное отношение к природе

Развивающие:

1.     Развивать интеллектуальные умения

2.     Развивать творческие способности

3.     Развивать познавательный интерес

 

Ожидаемый результат:

Должны знать:

      признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;

      сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ

Должны уметь:

            • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

      изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

      распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения

 

Задачи второго года обучения:

Обучающие:

1.     Познакомить с животным миром, его значением

2.     Знать эволюцию животного мира

Воспитывающие:

1.     Формировать коммуникативные свойства личности

2.     Воспитывать заботливое отношение к животным

Развивающие:

1.     Развивать биологическое мышление

2.     Формировать научное мировоззрение

 

Ожидаемый результат:

Должны знать:

      признаки биологических объектов: живых организмов; животных, популяций; биосферы; животных своего региона;

      • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

Должны уметь:

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах

 

Задачи третьего года обучения:

Обучающие:

1.     Изучить строение человека, его органов

2.     Изучить происхождение человека

3.     Познакомить с физиологией человека

Воспитывающие:

1.     Воспитывать умения сочетать индивидуальную работу с коллективной

2.     Воспитывать бережное отношение к здоровью человека

Развивающие:

1.     Развитие интеллектуальных умений

2.     Самостоятельно работать с научной литературой

 

Ожидаемый результат:

Должны знать:

      признаки биологических объектов: живых организмов (человека); генов и
      сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости

       особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности

Должны уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
      анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
      • соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

Данная программа включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.

 

Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).

 

Характеристика участников образовательного процесса

Программу реализует педагог дополнительного образования или учитель биологии.

 

Условия реализации программы

·        дидактические, методические материалы

·        оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран

·        помещение - учебный кабинет

·        педагог, реализующий программу –в штате образовательного учреждения

 

Способы проверки ожидаемых результатов

 

·        беседы на каждом занятии

·        проверки больших тем или ряда тем (диагностика: стартовая, промежуточная, итоговая)

·        фестивали исследовательских работ

·        рисование плакатов

·        викторины

·        учебно - исследовательские конференции

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

·        защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

 

курс

всего

 теория

 

практика

Введение

2

1

1

1.Растение-живой организм

11

7

4

2.Многообразие растений

7

5

2

3.Бактерии, грибы, лишайники

4

2

2

4.Где и как живут организмы

6

5

1

5.Создание проекта

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

Изучаемая тема

Количество

занятий

Экскурсии и лабораторные работы

Введение 2ч.

1

Что изучает биология

1

 

2

Царство растений

1

Экскурсия
«Что изучает биология»

 1. Растение — живой организм 11ч.

3

Строение растения

1

Лабораторная работа № 1
«Строение побега. Строение почек вегетативных и генеративных»

4

Цветок и соцветия

1

Лабораторная работа № 2
Строение цветка. Строение соцветий

5

Плод и типы плодов

1

 

6

Семена и условия прорастания семян

1

Лабораторная работа № 3
Строение семени двудольных растений

7

Видоизменения побегов и корней

1

Лабораторная работа № 4
Видоизменения подземных побегов

8

Клеточное строение растения

1

 

9

Рост и развитие растений

1

 

10

Питание растений

1

 

11

Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений

1

 

12

Размножение растений

1

 

13

Условия жизни растений на Земле

1

 

 2. Многообразие растений 7 ч.

14

Водоросли, их многообразие и значение

1

Лабораторная работа № 5
«Одноклеточные и многоклеточные водоросли»

15

Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны (2 разворота)

1

 

16

Семенные растения

1

Лабораторная работа № 6
Изучение внешнего вида хвойных растений

17

Многообразие цветковых растений

1

 

18

Семейства цветковых растений (2 разворота)

1

 

19

Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека

1

 

20

Культурные растения, их происхождение и значение

1

 

 3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч.

21

Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе

1

 

22

Грибы, их строение и жизнедеятельность

1

Лабораторная работа № 7
Изучение внешнего строения плесневого гриба мукор

23

Многообразие грибов и их значение

1

 

24

Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека

1

Лабораторная работа № 8
Изучение строения лишайника.
Экскурсия
«Растения, грибы и лишайники леса»

 4. Где и как живут организмы 6 ч.+4ч.

25

Жизнь организмов в сообществе

1

Экскурсия
«Лес как природное сообщество»

26

Взаимосвязи организмов в природном сообществе

1

 

27

Смена природного сообщества

1

 

28

Многообразие природных сообществ

1

 

29

Охрана природных сообществ

1

 

30

Задания на лето

1

 

 31- 34

Создание проекта

4

 Защита проекта

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

 

курс

всего

 теория

 

практика

1.Зоология-часть биологии

3

2

1

2.Строение животного организма

10

9

1

3.Подцарство Одноклеточные животные

4

3

1

4.Многоклеточные животные

13

5

8

5.Создание проекта

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

Изучаемая тема

Количество

занятий

Экскурсии и лабораторные работы

 

1

1.      Введение. Зоология — часть биологии 3ч.

      Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии.
      Методы биологических исследований в зоологии

1

 Экскурсия - зоологический музей

2

 Среды жизни и места обитания животных. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них.

1

 

3

Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

1

 

4

2. Строение животного организма 10ч.

      Клетка.   

1

 

5

Органы и системы органов животного организма.

1

 Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных.

6

Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. Значение кожи.

1

 

7

Дыхательная система

1

 

8

Пищеварительная система

1

 

9

Выделительная система

1

 

10

Кровеносная система

1

 

11

Нервная система

1

 

12

Половая система

1

 

13

Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным).

1

 

14

3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч.

Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших.

1

 

15

Особенности строения, питания и размножения. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция).

1

 Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших.

16

      Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе

1

 

17

Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз.

1

 

18

4. Многоклеточные животные 13ч.

      Подцарство Многоклеточные животные, их деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные).

1

 
      Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя.

19

Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека.

1

 

20

      Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания.

1

 

21

                 Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания.
      Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение. Пиявка медицинская. Значение дождевых червей и пиявок в природе и для человека.

1

 

22

      Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина.

1

Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков.

23

      Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы.
      Класс Ракообразные. Речной рак: строение, питание и размножение. Многообразие ракообразных: крабы, креветки, дафнии, щитни. Значение в природе и для человека.
      Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Паук-крестовик. Паутина, ее роль в жизни пауков. Пауки-охотники. Ядовитые пауки. Клещи как переносчики инфекционных заболеваний. Меры профилактики и защиты от нападения клещей.
      Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие и значение в природе и для человека. Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта. Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты, муравьи.

1

       
      Лабораторная работа № 5. Изучение строения тела мухи.

24

      Тип хордовые  Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных.
          Регулирование численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и разведение пушных промысловых зверей.

1

      

 

25

      Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их биологическое значение в животном мире.
      Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Многообразие современных рептилий: крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. Древние рептилии: динозавр, ихтиозавр, диплодок.

1

      Лабораторная работа № 6. Строение тела и скелета рыбы.
      
      

26

      Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение.
и жизни человека.

1

 

27

      Класс Птицы. Общая характеристика класса.           Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы.

1

 Лабораторная работа №7. Строение перьев птиц.
   

28

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы кожных желез.
      Усложнение строения внутренних систем органов: пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и органов чувств. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни зверей.

1

    Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.)

29

5. Развитие животного       Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы.

1

 Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема)

30

Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле.
      Биоразнообразие материков. Разнообразие животных Евразии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки.

1

 Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.)

 31- 34

Создание проекта

4

 

 

Учебно-тематический план 3 года обучения

 

курс

всего

 теория

 

практика

1.Человек-представитель  живой природы

2

2

 

2.Строение тела человека

10

7

3

3.Процессы жизнедеятельности организма

10

8

2

4.Человек и окружающая среда

8

7

1

5.Создание проекта

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

Изучаемая тема

Количество

занятий

Экскурсии и лабораторные работы

 

1

1. Человек — представитель живой природы 2ч.

      Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система (биосистема). Место и роль человека в системе органического мира.

1

 

2

      Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

1

 

3

2. Строение тела человека 10ч.

      Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная

1

Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти).

4

      Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека. Соединения костей. Суставы и их значение. Строение и функции мускулатуры человека. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

1

      Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления).

5

Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

 

6

Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови. Плазма крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Лимфа. Внутренняя среда организма. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

 

7

    Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

       Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

8

     Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

1

 

9

      Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции. Гормоны, их значение для организма.

1

 

10

      Мочеполовая система. Выделительная система человека. Строение и функции мочевыделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Половая система, ее строение и функции. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Лечение заболеваний мочеполовой системы.

1

 

11

      Нервная система: центральная и периферическая. Спинной мозг. Головной мозг. Профилактика нервных заболеваний.

1

 

12

Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека. Органы чувств человека и окружающая среда.
      Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Болезни органов слуха и их предупреждение. Гигиена органов слуха.

1

 

13

3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч.

      Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и превращения энергии в организме. Роль белков, углеводов и жиров в обмене веществ. Нормы питания. Витамины. Значение витаминов. Суточная потребность организма в витаминах.

1

 

14

 Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека. Энергетические траты организма человека и их восполнение. Дыхательные движения у человека.

1

 

15

      Транспортировка веществ в организме. Доставка и удаление веществ из тканей органов с помощью капилляров.

1

 Лабораторная работа № 4. Определение норм рационального питания.

16

      Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Профилактика нарушений нейрогуморальной регуляции.

1

      Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека.

17

      Высшая нервная деятельность человека (ВНД). Условные и безусловные рефлексы. Процессы торможения.

1

 

18

      Психология и поведение человека. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Человек как личность, самопознание,  творчество, культура.

1

 

19

      Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

1

 

20

      Воспроизведение и развитие человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие организма. Рождение ребенка. Пороки развития плода.

1

 

21

      Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Опасность венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и их профилактика. Наследственные болезни и аномалии, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

1

 

 

22

      Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. Здоровые дети — достояние семьи и государства.   

1

 

23

4. Человек и окружающая среда 8ч.

      Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. Социальная и природная среда. Природные и социальные факторы среды человека. Многообразие факторов, действующих на здоровье человека.

1

 

24

Зависимость человека от условий окружающей среды. Адаптации человека к среде жизни. Адаптации как результат эволюции и как ответ на действия среды: анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и ритмологические. Физиологическая пластичность организма человека.

1

 

25

            Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания. Роль генетической информации и факторов среды в проявлении адаптаций.

1

 

26

Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях.

1

 

27

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды.      

1

 

28

Среда и здоровье человека. Основные компоненты понятия «здоровье»

1

       Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье

29

Факторы здоровья и факторы риска. Срыв адаптации. Средовые болезни. Аллергия и стресс, их значение для организма.

1

 

30

   Здоровье и здоровый образ жизни — показатели здоровья и культуры личности

1

 

 31- 34

Создание проекта 4ч.

4

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение 1 года обучения

 

Изучаемая тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

ТС

Форма подведения итогов

Введение 2ч.

 

 

 

1

Что изучает биология

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

2

Царство растения Экскурсия
«Что изучает биология»

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 1. Растение — живой организм 11ч.

 

 

 

3

Строение растения

Лабораторная работа № 1
«Строение побега. Строение почек вегетативных и генеративных»

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

4

Цветок и соцветия

Лабораторная работа № 2
Строение цветка. Строение соцветий

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

5

Плод и типы плодов

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

6

Семена и условия прорастания семян

Лабораторная работа № 3
Строение семени двудольных растений

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

7

Видоизменение побегов

 Лабораторная работа № 4
Видоизменения подземных побегов и корней

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

8

Клеточное строение растения

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

9

Рост и развитие растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

10

Питание растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

11

Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

12

Размножение растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

13

Условия жизни растений на Земле

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 2. Многообразие растений 7ч

 

 

 

14

Водоросли, их многообразие и значение

Лабораторная работа № 5
«Одноклеточные и многоклеточные водоросли»

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

15

Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

16

Семенные растения Лабораторная работа № 6
Изучение внешнего вида хвойных растений

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

17

Многообразие цветковых растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

18

Семейства цветковых растений

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

19

Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

20

Культурные растения, их происхождение и значение

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч

 

 

 

21

Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

22

Грибы, их строение и жизнедеятельность Лабораторная работа № 7
Изучение внешнего строения плесневого гриба мукор

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

23

Многообразие грибов и их значение

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

24

Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека

Лабораторная работа № 8
Изучение строения лишайника.
Экскурсия
«Растения, грибы и лишайники леса»

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 4. Где и как живут организмы 6 ч+4ч

 

 

 

25

Жизнь организмов в сообществе

Экскурсия
«Лес как природное сообщество»

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

26

Взаимосвязи организмов в природном сообществе

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

27

Смена природного сообщества

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

28

Многообразие природных сообществ

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

29

Охрана природных сообществ

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

30

Задания на лето

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 31- 34

Создание проекта

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение 2 года обучения

 

Изучаемая тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

ТС

Форма подведения итогов

1

1.Введение. Зоология — часть биологии 3ч

Наука о животном мире — зоология.
Экскурсия – зоологический музей

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

2

 Среды жизни и места обитания животных.

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

3

Основные систематические группы

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

4

2. Строение животного организма 10ч.

      Клетка.   

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

5

Органы и системы органов ж Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных, животного организма.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

  К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

6

Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями.

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

7

Дыхательная система

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

8

Пищеварительная система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

9

Выделительная система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

10

Кровеносная система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

11

Нервная система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

12

Половая система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

13

Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития .

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

14

3. Подцарство Одноклеточные животные  4ч.

Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших.
   

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

15

Особенности строения,  Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших.итания и размножения.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

16

      Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

17

Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

18

4. Многоклеточные животные  13ч.

      Подцарство Многоклеточные животные

Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя.

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 
      Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

19

Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

20

      Тип Плоские черви. Общая характеристика типа.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

21

                 Тип Круглые черви. Общая характеристика типа.
      Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

22

      Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

23

      Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы.
      Лабораторная работа № 4. Изучение строения тела мухи.




   

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

       
Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

24

      Тип хордовые  Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных.
          

 

Эвристическая беседа

   Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность   

 

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

25

      Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса.

      Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы.

Эвристическая беседа

Лабораторная работа


    Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность  
      

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

26

      Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

27

      Класс Птицы. Общая ха  Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц.
   рактеристика класса.    


  

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

28

Класс Млекопитающие,   Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.)

Эвристическая беседа

  Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

29

4.Развитие животного       Историческое развитие животного мира Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле  и его этапы.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

30

Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле.
    Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) 

 

Эвристическая беседа

Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 31- 34

Создание проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение 3 года обучения

 

Изучаемая тема

Форма занятий

Приемы и методы

 

Дидактический

материал

ТС

Форма подведения итогов

 

 

 

 

1

1. Человек — представитель живой природы 2ч.

      Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

2

      Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

3

2. Строение тела человека 10ч.

      Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная

Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти).


  

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

4

      Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека.

    Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления).

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

5

.      Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

6

Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

7

    Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

       Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

8

     Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

9

      Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

10

      Мочеполовая система. Выделительная система человека.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

11

      Нервная система: центральная и периферическая.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

12

Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека. Органы чувств человека и окружающая среда.
      

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

13

3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч.

      Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

14

 Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

15

      Транспортировка веществ в организме.

Лабораторная работа № 4. Определение норм рационального питания.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

16

      Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

 Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека.

 

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

17

      Высшая нервная деятельность человека (ВНД).

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

18

      Психология и поведение человека.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

19

      Особенности психики человека.

 

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

20

      Воспроизведение и развитие человека.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

21

      Забота о репродуктивном здоровье.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 

22

      Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

23

4. Человек и окружающая среда 8ч.

      Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

24

Зависимость человека от условий окружающей среды.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

25

            Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

26

Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

27

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды.      

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

28

Среда и здоровье человека.

Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье.

Эвристическая беседа

Лабораторная работа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

29

Факторы здоровья и факторы риска.

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

30

   Здоровье и здоровый образ жизни

Эвристическая беседа

 Рассказ,

Демонстрация,

Практическая

деятельность

КП,

Дидактические

карточки

К,

П

Задания по карточкам, вопросы, ответы

 31- 34

Создание проекта

 

 

 

 

 

 


Литература

 

1.  Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003

2.  Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника: морфология и анатомия растений. – М: «Просвещение», 1988

3.  Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М: «Агропромиздат», 1990

4.  Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М., 1976

5.  Жизнь растений / Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т. 1-6. М.: «Просвещение», 1974-1982

6. Никитин А.А., Панков И.А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. – Л.: «Наука», 1982

7. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1990

8. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1980

9. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учебник в двух томах / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
10. Семенов, Э.В. Атлас анатомии человека в четырех томах / Э.В. Семенов. – Москва: Джангар, 2007 г.

11. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: Учебник в двух томах / И.В. Гайворонский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2001.
12. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека в четырех томах / Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников, А.Я. Синельников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая волна, 2007 (и другие издания).
13. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / Х. Фениш. – 4-е изд. – Минск: Выш. шк., 2001. – 465 с.



 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г

Содержание программы 1.

Содержание программы 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности

Лабораторные работы и экскурсии включены в программу

Лабораторные работы и экскурсии включены в программу

Развивать биологическое мышление 2

Развивать биологическое мышление 2

ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных…

ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных…

Учебно-тематический план 1 года обучения курс всего теория практика

Учебно-тематический план 1 года обучения курс всего теория практика

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения №

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения №

Многообразие грибов и их значение 1 24

Многообразие грибов и их значение 1 24

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения №

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения №

Значение простейших для человека и животных

Значение простейших для человека и животных

Класс Насекомые. Общая характеристика класса

Класс Насекомые. Общая характеристика класса

Современный мир животных — результат длительного исторического развития на

Современный мир животных — результат длительного исторического развития на

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения №

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения №

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья

Энергетические траты организма человека и их восполнение

Энергетические траты организма человека и их восполнение

Охрана материнства и детства

Охрана материнства и детства

Методическое обеспечение 1 года обучения №

Методическое обеспечение 1 года обучения №

Практическая деятельность КП,

Практическая деятельность КП,

Взаимосвязи организмов в природном сообществе

Взаимосвязи организмов в природном сообществе

Органы и системы органов ж Лабораторная работа № 1

Органы и системы органов ж Лабораторная работа № 1

Роль простейших в природе

Роль простейших в природе

Тип хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных

Тип хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных

Методическое обеспечение 3 года обучения №

Методическое обеспечение 3 года обучения №

Эвристическая беседа Рассказ,

Эвристическая беседа Рассказ,

Процессы жизнедеятельности организма 10ч

Процессы жизнедеятельности организма 10ч

Охрана материнства и детства

Охрана материнства и детства

Литература 1. Яковлев Г

Литература 1. Яковлев Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020