Ритмопластика базируется на основах хореографии – обучении управлять своим телом через работу всех мышц. Постигает¬ся это систематическими упражнениями, повторяющимися регулярно в течение всего учебного процесса. Постепенно через умение уп¬равлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Использование на уроках ритмопластики танцевальных композиций, в которых радостное, веселое соседствует с лирическим, спокойным, вырабатывает у детей навык эмоционального регулирования своего состояния, как в момент самого урока, так и вне его.
Преподавание ритмопластики и хореографии не должно сводить¬ся к однообразному повтору движений, механическому запоминанию танцевальных композиций, так как это может привести к выработке у детей нежелания заниматься хореографией. Занятия, построенные в об¬разной форме, увлекают детей, дают возможность для самовыражения, развития фантазии и веры в свои силы.
Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петровского района Тамбовской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ритмопластика на основе хореографии»»
углубленный уровень
возраст учащихся: 712 лет
Срок реализации:4 года
Составитель:
Юкальчук Н.В
Петровское, 2017г
учитель Искусства (МХК)1.Учреждение
2.Полное название программы
3.Ф.И.О., должность автора, стаж
работы
4.Сведения о программе
4.1Нормативная база
4.2 Область применения
4.3 Направленность
4.4 Вид программы
4.5 Возраст учащихся
4.6 Продолжительность обучения
5. Рецензенты и авторы отзывов
Заключение методического совета
Информационная карта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского
Союза В. В. Кораблина Петровского района Тамбовской области
«Ритмопластика на основе хореографии»
Размолодина Ольга Ивановна, педагог дополнительного ообразования
Закон РФ «Об образовании», положение об учреждениях дополнительного
образования.
Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением
Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором от 15.05.2013 №26 СанПиН
2.4.1.304913.
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ
Избердеевской сош
Дополнительное образование детей
Художественноэстетическая
Модифицированная
712 лет
4 года
Протокол заседания методического совета
№ 01 от 29.08.2017Пояснительная записка
Данная программа имеет художественноэстетическую направленность, предназначена для детей 7 – 12 лет, и рассчитана на
4 года обучения. Ритмопластика — предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично
соединены два компонента: полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую
организацию движений и легкость их практического исполнения.
Новизна программы состоит в том, что занимаясь ритмопластикой, дети плавно переходят к изучению элементарных азов
хореографии: постановке корпуса, ног, рук, головы, работе у станка, port de bras для рук и корпуса, к элементам историко
бытовых танцев.
Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях ритмопластикой и хореографией идет формирование
двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное — радость,
возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в
пространстве.
Актуальность данной программы заключается в том, что ритмопластика базируется на основах хореографии – обучении
управлять своим телом через работу всех мышц. Постигается это систематическими упражнениями, повторяющимися
регулярно в течение всего учебного процесса. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает
вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Использование на уроках ритмопластики
танцевальных композиций, в которых радостное, веселое соседствует с лирическим, спокойным, вырабатывает у детей
навык эмоционального регулирования своего состояния, как в момент самого урока, так и вне его.
Преподавание ритмопластики и хореографии не должно сводиться к однообразному повтору движений, механическому
запоминанию танцевальных композиций, так как это может привести к выработке у детей нежелания заниматьсяхореографией. Занятия, построенные в образной форме, увлекают детей, дают возможность для самовыражения, развития
фантазии и веры в свои силы.
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в доступности и простоте общеразвивающих
упражнений под музыку, эффективность в ее разностороннем воздействии на опорнодвигательный аппарат, сердечно
сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.
Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придаѐт образовательной деятельности
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка, использование здоровьесберегающих
музыкально педагогических технологий.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на обучение детей 712 лет.
Условия набора учащихся: для обучения набираются все желающие без специального отбора.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения, общее количество часов отведенных на весь период обучения 576 часов,
144 чв год.Формы и режим занятий: программа является долговременной, так как рассчитана на 4 года обучения, комплексной ибо
направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание
ребёнка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.
1 год обучения144ч (4 часа в неделю)
2 год обучения144ч (4 часа в неделю)
3 год обучения144ч (4 часа в неделю)
4 год обучения144ч (4 часа в неделю)
Формы учебных занятий, как правило, нестандартные:
традиционные занятия (предусматривает подачу учебного материала всему коллективу детей);
занятия путешествия; занятияигра; игровое занятие.
практическое занятия; зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
итоговое занятие: выступления, конкурсы, мастеркласс;
Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.
Занятие предполагает изучение новой темы, но включает в себя закрепление пройденного материала в упражнениях всех
основных разделов “Ритмики”. На занятиях они могут включаться одновременно, предполагая структуру занятия.
Цель программы: создание условий для развития художественнотворческих способностей учащихся посредством
хореографического искусства.
Задачи программы:
1год обучения
Обучающие научить детей правильно, красиво ходить, держать спину; правильное положение головы, рук; вытягивать
носок; разучить элементарные танцевальные упражнения.Развивающие развить начальные физические данные детей посредством занятий партерной гимнастики; развить чувство
ритма, музыкальность.
Воспитательные воспитать аккуратность, пунктуальность, вежливость, дисциплинированность и коммуникабельность.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теори
я
Практи
ка
Форма
аттестации/
контроля
Введение в образовательную программу. (2ч.)
Раздел 1.
1.1
1.2
Тема. Правила техники безопасности и поведения во
время занятий.
Тема. Знакомство с учащимися. Игровой тренинг
«Знакомство», «Давай дружит».
2
1
вводный
1
рубежный
2.1
Тема. Передача эстетического образа и нравственного 1
1
текущий
Духовнонравственное содержание танца. (4ч.)
Раздел 2.2.2
2.3
3.3
3.4
4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
смысла средствами музыки и танцевальных движений.
Тема. Общение в танце с партнёром.
Тема Поклон как приветствие, извинение, как
благодарность.
2
1
Раздел 3.
Азбука музыкального движения. (8ч.)
Тема. Значение музыки в танце.
Структура музыкального произведения. Музыкальный
размер 2/4, ¾ ,4/4 ,4/8
Тема. Музыкальные жанры.
Характер, темп, динамические оттенки музыки.
Раздел 4.
4
4
Развитие пространственной ориенации.
Тема. Понятие пространственных перестроений:
линия, колонна, круг.
Тема. Движение по кругу , перестроение в два круга,
в колонне, в линиях.
1
7
Раздел 5.
Партерная гимнастика. (26ч.)
2
Тема. Особенности и отличия. Терминология и
название упражнений.
Тема. Упражнения для развития выворотности и
подвижности стопы, тазобедренного сустава.
Тема. Упражнения для коррекции осанки.
Тема. Развитие гибкости.
Тема. Дыхательные упражнения.
Тема. Упражнения на развитие мышечного чувства.
1
2
2
1
2
1
1
2
2
7
4
6
6
4
4
текущий
рубежный
текущий
текущий,
рубежный
текущий
рубежный
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
рубежныйРаздел 6.
Ритмика. (26ч.)
Тема Основные танцевальные правила.
Тема. Понятие «право», «лево».Поза исполнителя,
ракурс.
Тема. Музыкально ритмические упражнения.
2
2
22
Раздел 7. (24ч.)
Основы классического танца.
2
Тема. Понятие «классический танец». История
возникновения.
Тема. Терминология.
Тема. Упражнения у станка. Поклон.
Тема. Шаги, бег на носочках, прыжки.
2
16
4
2
2
2
2
16
Сюжетно –ролевые и музыкально танцевальные игры.
Раздел 8. (16ч.)
Тема. Что такое «Игра».
Тема. Ролевые и образные игры.
1
15
Раздел 9. (6ч.)
Танцевальнообразная импровизация.
Тема. Тема и музыкальный материал.
Тема. Импровизация по заданной теме.
Раздел 10. (20ч.)
Танцевальные этюды.
Тема. Подготовка к танцевальным постановкам и
композициям. (просушивание музыки, образное
восприятие)
Тема. Разучивание танцевальных композиций.
1
5
4
16
1
1
4
текущий
текущий
22
рубежный
4
15
5
текущий
текущий
текущий
рубежный
текущий
рубежный
текущий
рубежный
текущий
16
рубежный
6.1
6.2
6.3
7.1
7.2
7.3
7.4
8.1
8.2
9.1
9.2
10.1
10.2Раздел 11. (21ч.)
Итоговые занятия.
11.1
11.2
Итого:
Тема. Открытое занятие.
Тема. Выступление на малой концертной площадке.
2
2
144
24
2
2
120
текущий
итоговый
Содержание первого года обучения
Раздел 1.
1. Вводное занятие. Теория. Введение в образовательную программу. Знакомство с участниками. Правила техники
безопасности и поведения во время занятий.
Практика.Игровой тренинг «Давай дружить», «Знакомство».
Введение в образовательную программуДуховно – нравственное содержание танца.
Раздел 2.
Практика. Передача эстетического образа и нравственного смысла средствами музыки и танцевальных движений.
Отношение к партнёрам в групповом танце. Отношение к групповому танцу и понимание своего места и роли в его
исполнении.
Теория. Нравственный смысл выполняемого движения. «Поклон» как извинение, как прощение, как благодарность.
Раздел 3.
Азбука музыкального движения.
Теория: Значение музыки в танце. Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Музыкальные
размеры: 2/4, ¾, 4/4, 4/8.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов определение характера музыки (весёлая,
грустная); темпа (медленный, быстрый); динамических оттенков (тихо, громко); жанров музыки (марш, песня, вальс,
полька). Хлопки в ладоши простые и ритмичные.
Упражнения на развитие пространственной ориентации.
Теория: Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.
Практика.
Линия. Движение в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо влево, вперёд и назад.
Круг. Отработка навыков двигаться по кругу лицом и спиной; по одному и в парах. Собираться в маленький круг и
расходиться в большой (игра «воздушный шар»).
Колонна. Движение в колонне на месте: наклоны в сторону через одного и вместе. Движение в колонне вперёд.
Раздел 4.
Раздел 5.
Партерная гимнастика.
Теория: Особенности и отличия партерной гимнастики от других видов. Её роль в развитии опорнодвигательного
аппарата, коррекции физических недостатков.
Практическая часть: Комплекс упражнений для коррекции осанки, нарушений свода стопы (плоскостопие, косолапие).
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Сгибание кистей: вниз, вверх, вперёд, назад (упражнение «кошка»)Поднимание напряжённых рук вверх и сбрасывание вниз (упражнение «мельница»)
Напряжение и расслабление мышц ног (упражнение «цапля»)
Дыхательные упражнения («паровозик»)
Упражнения на развитие выворотности и подвижности голеностопного и тазобедренного суставов. Вращение стопы,
поднимание носком вверх и опускание вниз, отведение вправо, влево.
Упражнение «лягушка».
На развитие гибкости: «кошка», «коробочка», «книжка» «лодочка», «рыбка», «пантера», «мостик».
Раздел 6.
Ритмика.
Теория: Что такое ритмика. Основные танцевальные правила. Приветствие. Увлечь музыкой. Вызвать интерес к
движению. Понятие о правой левой руке, стороне. Поза исполнителя. Зритель исполнитель. Ракурс.
Практическая часть: Музыкально – ритмические упражнения. Фигурная маршировка: движение ритмично, в
соответствии с характером музыки, её ритмом. Изучение движений, сочетающих хлопки, прыжки, притопы в разном
ритмическом рисунке и комбинациях.
Движения на координацию: «весёлая зарядка», «роботы», «гармошка»
Повороты и наклоны корпуса. Движение: «Маятник», «куклы».
Простейшие танцевальные элементы. Танцевальные движения «часики», «Буратино», «зайчики»; приставные шаги в
сторону, приседания, подскоки, прыжки, ритмичный бег на носочках, шаги с высоким подниманием колена и вытянутым
носком.
Танцевальные комбинации: «Утята», «Макарена», «арамзамзам», «финская полька», «Буратино и его друзья».
Раздел 7.
Основы классического танца.
Теория: Понятие «классический танец» как определённый вид хореографической пластики, система движений
призванная сделать тело дисциплинированным, прекрасным. Терминология классического танца. Понятие «опорной» и
«работающей» ноги. Позиции рук: подготовительная,1,2,6; позиции ног: 1,2,3; постановка корпуса
(понятие «осанка»). Искусство танцевального поклона: поклон как приветствие – «здравствуйте», «до свидания».
Практическая часть: Танцевальный шаг с носка.Упражнения у станка; «releve» на полупальцы по 6 позиции; приседания «demi plie» по1,6 позициям; “battements
tendus»по 1,6 позициям.
Наклоны корпуса: влево, вправо, назад с головой по 6 и 1позициям.
Прыжки (по 6 позиции),танцевальная ходьба на носках, бег на носочках, галоп.
Сюжетноролевые и музыкально – танцевальные игры.
Раздел 8.
Теория. Что такое «игра». Для чего мы играем. Игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение,
развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух.
Практическая часть. Игры: «Цапля и лягушата», «бабочки и паучки», «Растёт огород», «Зеркало», «Море волнуется
раз…», движения в образах сказочных героев.
Теория. Выбор темы, подбор музыкального материала.
Практика. Импровизация на тему: «мы подружки», «вылупившийся цыплёнок», «Волк и заяц».
Раздел 9.
Танцевальнообразная импровизация.
Раздел 10.
Танцевальные этюды.
Теория. Образное восприятие танцевальных сюжетов. Развитие артистичности (перевоплощение в разные образы),
воображения, взаимодействия друг с другом. Подготовка к танцевальным постановкам и композициям.
Практическая часть: Фрагменты танцевальных композиций «Весёлый хоровод», «Снежинки», «Весёлые гномы», «В
магазине игрушек».
Открытое занятие для родителей, педагогов «Дома Детского Творчества», участников коллектива, как промежуточный
итог, демонстрация успехов. Положительная оценка всех участников коллектива за год занятий, пожелания на лето
индивидуально.
Раздел 11.
Итоговые занятия.Планируемые знания, умения, навыки за второй год обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
элементарные правила общения в классе, в танце, друг с другом;
характер музыки ( весёлый, грустный), темп (быстрый, медленный), динамические оттенки ( тихо, громко);
танцевальные и музыкальные жанры : марш, песня, танец (вальс, полька);
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
строиться в колонну по одному, по два, в шеренгу, круг;
полуприседания, танцевальный шаг с носка, одинарные, двойные и тройные притопы, хлопки, боковые приставные
шаги, подскоки. Правильно держать корпус, положение головы, позиции рук, ног;
выполнять движения;
выполнять движения под музыку, имитирующие конкретные действия,
передавать в движении длительности: восьмые (бегать), четвертные(шаг).
2 год обучения
Обучающие научить детей управлять движениями рук, ног, головы в разных направлениях и в различных темпах,
соединяя с прыжками и движениями корпуса и ног; научить ориентироваться в танцевальном зале; дать понятие
«танцевального рисунка».
Развивающие продолжить развитие физических данных детей, их эмоциональности, выполнение творческих игровых
заданий, критичность и самокритичность.
Воспитательные продолжить воспитание выносливости, вежливости, доброжелательного отношения к товарищам .Учебный план
2 год обучения
№
п/п
Название раздела,
тема
Количество
часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теори
я
Практи
ка
1.1
1.2
2.1
3.1
3.2
4.1
Раздел 1.
Вводное занятие. (2ч.)
Тема. Знакомство с содержанием работы. Расписание
занятий. Правила техники безопасности и поведения.
Тема. Танцевальная импровизация на тему «Летние
каникулы».
1
1
1
вводный
1
рубежный
Духовнонравственное содержание танца. (2ч.)
Раздел 2.
Тема. Отношение к содержанию танца, передача его
средствами музыки и танца.
2
2
текущий
Раздел 3.
Сценический танец. (4ч.)
Тема. Балет и его история.
Тема. Просмотр фильма.
3
1
Раздел 4.
Музыка как вид искусства. (4ч.)
Тема. Музыкальный размер.
Характер и стиль музыки.
2
3
2
1
текущий
рубежный
текущий4.2
5.1
5.2
6.1
7.1
7.2
8.1
8.2
Тема. Прослушивание
музыкальных произведений.
2
2
рубежный
Основные движения классического танца. (20ч.)
Раздел 5.
Тема. Терминология и
техническая особенность
классических упражнений.
Тема. Изучение основных
движений классического танца.
Тема. Музыкально
ритмические упражнения.
Танцевальные комбинации.
2
18
16
Раздел 6.
Ритмика. (16ч.)
Раздел 7.
Партерная гимнастика. (22ч.)
Тема. Знакомство с новой
терминологией.
Тема. Упражнения для
развития опорно
двигательного аппарата.
1
21
2
текущий
18
рубежный
16
текущий
1
текущий
21
рубежный
Раздел 8.
Основы русского народного танца. (16ч.)
2
2
Тема. Русский танец, его виды
и отличительные черты.
Тема. Положение рук в
русском танце, основные
14
текущий
14
рубежныйдвижения, ходы.
Тема. Расположение и
перемещение исполнителей по
сценической площадке.
Раздел 9.
Рисунок танца. (2ч)
2
Сюжетноролевые и музыкальные игры. (6ч.)
Раздел10.
Тема. Игра как самовыражение
ребёнка.
Тема. Игры для усвоения
рисунка танца.
1
5
1
Раздел 11.
Импровизация. Пластические этюды. (6ч.)
1
1
Тема. Понятие «Пантомима в
танце».
Тема. Импровизация на
заданную тему.
5
2
5
5
текущий
текущий
рубежный
текущий
рубежный
9.1
10.1
10.2
11.1
11.2
12.1
12.2
Раздел12.
Постановочная работа. (20ч.)
Тема. Драматургия танца.
Тема. Разучивание
танцевальных движений,
комбинаций и рисунка танца.
2
18
13.1
Тема. Правила поведения
2
Раздел13.
Репетиционная работа. (20ч.)
2
2
18
текущий
рубежный
текущий13.2
перед выходом на сцену.
Устройство сцены.
Тема. Работа над
танцевальными постановками.
18
18
рубежный
15.
Итого:
Раздел14.
Сценическая практика. (4ч.)
144
18
126
итоговый
Содержание второго года обучения
Теория. Расписание занятий, правила техники безопасности и поведения во время занятий.
Практическая часть. Танецимпровизация на тему «Летние каникулы».
Раздел 1. Вводное занятие.
Раздел 2.
Духовно нравственное содержание танца.
Развитие отношений с партнёрами в групповом танце. Отношение к содержанию танца, передача его средствами музыки и
танцевальных движений. Уважительное отношение к зрителям.
Раздел 3.
Сценический танец.Теория. Балет и его история. Основание Английской королевской академии танца в 1661г..Возникновение
«романтического балета» (1830г.), его отличительные черты. Первая балерина, вставшая на пуанты и надевшая пачку,
Мария Тальони – в балете «Сильфида» (1832г.). Русский балетный театр: народные истоки русского балета, искусство
скоморохов и народный театр. Известные балерины: А.Павлова, Айседора Дункан, Марта Грехем их влияние на танец 20
века. «Русские сезоны».
Практика. Просмотр фильма «Анна Павлова».
Раздел 4.
Музыка как вид искусства.
Теория: Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Её активное
воздействие на психику человека. Музыка – передача эмоционального состояния (радость, грусть, тревога, любовь).
Музыкальный размер. Программная музыка (музыка для балетного спектакля, партии разных героев). Звучание различных
музыкальных инструментов: духовых, ударных, струнных, клавишных. Народные музыкальные инструменты.
Практическая часть. Слушание и определение характера музыки по произведениям: А.Хачатуряна «Танец саблями»,
Л.Делиб «Танец кукол» из балета «Коппелия»), П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (из балета « Щелкунчик»).
Раздел 5.
Основные движения классического танца.
Теория: Технические особенности движений классического танца. Терминология классических упражнений.
Практическая часть.Изучение основных движений классического танца plie (по 6, 1,2, 3позициям); battements tendus (по
1 позиции), rond de jamde parterre (по 1 позиции)datment releye ient (90градусов). Все движения исполняются в сторону.
Отработка основных движений классического танца. Продолжение постановки корпуса, ног, рук, головы; releve на
полупальцы в 1 позиции. Бег на полупальцах (pas couru). Перегибы корпуса, подготовительное, первое por de bras.
Прыжки: temps leve leve sauté (по 1,2 позициям). Галоп, подскоки в различных комбинациях.
Раздел 6.
Ритмика.Музыкально ритмические упражнения, движения, развивающие ритмический слух. Усложнение ритмического рисунка.
Танцевальный элемент «крест», «квадрат».
движения на развитие костномышечного аппарата. Движения плечами, бедрами, руками, головой, в сочетании более
сложных ритмических комбинаций.
Танцевальные комбинации «Летка Енька», «Рок ен ролл», «Ламбада».
Раздел 7.
Партерная гимнастика.
Теория. Знакомство с новой терминологией партерной гимнастики. Партерная гимнастка как подготовка к упражнениям
классического танца.
Практическая часть: Упражнения для закрепления мышц спины, выворотности, на развитие гибкости.
Упражнение на развитие шага, различного вида шпагаты. Упражнения корректирующие физические недостатки.
Раздел 8.
Основы русского народного танца.
Теория. Понятие «русский танец».
Его виды и отличительные черты: «хоровод», «плясовая», «перепляс», « кадриль». Музыкальное сопровождение русского
народного танца.
Практическая часть. Положение рук в русском танце.
Изучение и усвоение основных движений русского народного танца: «гармошка», «ковырялочка», «моталочка»,
притопы, дробные выстукивания, «верёвочка».
Ходы русского народного танца: «переменный шаг», «припадание».
Раздел 9.
Рисунок танца.
Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке. Рисунок танца: «шахматы», «линии», «круг».
Раздел 10.
Теория. Игра как самовыражение ребёнка, развитие его свободы действий, снятие психофизического напряжения.
Практическая часть. Игры предыдущего года.
Игры для усвоения рисунка в танце: «Воротца», «Коридор», «Ручеёк», «Хоровод», «Улитка» «Змейка».
Сюжетно – ролевые и музыкальные игры.Раздел 11.
Импровизация. Пластические этюды.
Теория. Понятие «пантомима в танце». Подбор и прослушивание музыки.
Практическая часть. Импровизация на заданную тему: «Жмут ботинки»,
«На цветочной поляне», «Ветер и осенние листья».
Раздел 12.
Теория. Понятия: драматургия танца, сюжет, композиция, художественное воплощение музыкального материала,
рождение образов.
Практическая часть: Прослушивание музыки. Знакомство с тематикой или сюжетом танца. Распределение ролей в
танце. Разучивание танцевальных движений и комбинаций. Разбор рисунка танца.
Постановочная работа.
Раздел 13.
Репетиционная работа.
Теория. Правила поведения перед выходом на сцену, вовремя и после выступления. Терминология сцены: «кулисы»,
«авансцена», «задник».
Практика. Отработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью исполнения танца. Точность
исполнения фигур и перестроений в танце. Ориентирование на сценической площадке.
14. Сценическая практика . Практика. Выступление с хорошо отработанным танцевальным номером на различных
танцевальных площадках.
Планируемые знания, умения, навыки за второй год обучения.
К концу обучения учащиеся должны знать:
игровые и танцевальные импровизации; двухдольные и трёхдольный размеры;
характер музыки.
Учащиеся должны уметь:
выполнять подражательные движения, а так же движения, передающие образы любимых героев мультфильмов;
исполнять игровые и танцевальные импровизации на заданную тему;
уметь перестраиваться из круга в две шеренги, в четыре шеренги и обратно ( на месте и в продвижении),исполнять
тактировать двухдольные и трёхдольный размеры;
более сложный рисунок танца;
исполнять движения: шаг с подскоком, попеременный вынос ноги вперёд на носок и каблук, двойной и тройной
притопы, «ковырялочку», галоп;
выразительно исполнять программные танцы и игры.
3год обучения
Обучающие – научиться правильно, держаться на сцене, ориентироваться на её пространстве, научить держать рисунок
танца, обращаться с партнёром по танцу и реквизитом.
Развивающие – познакомить детей с устройством сцены, развить смелость перед выходом к зрителю, дальнейшее развитие
техники исполнения простых танцевальных движений и чувство коллективизма, развивать творческие способности
посредством импровизации.Воспитательные воспитать чувство ответственности каждого ребёнка за успех общего дела.
Учебный план
3 год обучения
№
п/п
Название раздела,
тема
Количество
часов
Формы
аттестации/
контроля
1.1
2.1
2.2
3.1
3.2
Всего Теория Практика
Раздел 1
Вводное занятие. (1ч.)
Тема. Содержание работы на новый учебный
год. Правила поведения и техники
безопасности.
1
1
вводный
Духовнонравственное содержание танца. (4ч.)
Раздел 2.
Тема. Самооценка собственного исполнения.
Взаимоотношения в танце.
Тема. Игровой тренинг.
2
2
2
текущий
2
рубежный
Музыка и танец взаимосвязь двух искусств. (4ч.)
Раздел 3.
Тема. Многонациональность музыкального
языка.
Тема. Прослушивание музыкальных
фрагментов танцев разных народностей.
2
2
Раздел 4.
2
текущий
2
рубежный4.1
4.2
5.1
5.2
6.1
6.2
7.1
8.1
8.2
Народносценический танец. (22ч.)
Тема. Понятие «Народно – сценический
танец», его возникновение.
Тема. Танцевальные элементы народных
танцев.
4
18
Раздел 5.
Классический танец. (20ч.)
Тема. Основные понятия в классическом
танце.
Тема. Экзерсис у станка и на середине.
4
16
Раздел 6.
Гимнастика. (10ч)
Тема. Знание работы различных групп мышц
Тема. Упражнения на развитие гибкости и
шага
2
8
Раздел 7.
Рисунок танца. (4ч.)
4
4
2
Тема. Расположение и перемещение
исполнителей по сценической площадке
4
Раздел 8.
Импровизация. Пластические этюды. (8ч.)
Тема. Импровизация как возможность
самовыражения в танце
Тема. Танцевальная импровизация на
разнообразные музыкальные темы
2
2
6
Раздел 9.
Основы современной пластики. (8ч.)
текущий
18
рубежный
текущий
16
рубежный
8
4
6
текущий
текущий
рубежный
текущий
текущий
рубежный9.1
9.2
10.1
10.2
11.1
11.2
12.1
13.1
13.1
Итого:
Тема. История зарождения развития
современного танца
Тема. Разучивание движений современной
пластики
2
6
2
Раздел 10.
Постановочная работа. (24ч.)
4
Тема. Драматургия танца
Тема. Постановка танцевальных номеров
4
20
23
Раздел 11.
Репетиционная работа. (25ч.)
2
2
Тема. Правила поведения до, во время и
после выступления
Тема. Работа над синхронностью исполнения
движений
Раздел 12.
Концертная деятельность. (10ч.)
Тема. Выступление на сцене с
подготовленными танцевальными номерами
10
6
20
23
10
текущий
рубежный
текущий
текущий
рубежный
текущий
текущий
рубежный
текущий
рубежный
Обсуждение опыта хореографических коллективов. (4ч.)
Раздел 13.
Тема. Посещение концертов
хореографических коллективов г. Тамбова и
г. Мичуринска.
Тема. Обсуждение увиденного, просмотр
видеоматериалов.
2
2
144
2
текущий
2
27
117
итоговыйСодержание третьего года обучения
Раздел 1.
Вводное занятие.
Теория. План и содержание работы на новый учебный год.
Расписание занятий, правила поведения и техники безопасности в танцевальном зале.
Раздел 2.
Духовнонравственное содержание танца.
Теория. Великие артисты балета: Г.Уланова, М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, Р.Нуриев. Духовнонравственные
качества в исполнительском мастерстве.
Развитие отношений с партнёрами в коллективном танце, со зрителями. Самооценка исполнения танца, отношений с
партнёрами, педагогами, своего положения в коллективной деятельности.
Практика. Игровой тренинг.Музыка и танец взаимосвязь двух искусств.
Раздел 3.
Теория. Многонациональность музыкального языка. Характер музыкального
сопровождения, его соответствие характеру движений.
Практическая часть. Прослушивание музыкальных фрагментов танцев разных народностей. Народная танцевальная
музыка: «Калинка», «Гопак», «Бульба», «Веселуха», «Эстонский танец», «Тарантелла».
Раздел 4.
Народно сценический танец.
Теория: Понятие «народносценический танец», его возникновение. Государственный ансамбль танца И.Моисеева.
Народносценический танец, как отражение характерных черт, национальных особенностей танцевальной культуры
народов, их музыкальных ритмов.
Практическая часть: Приседания в характере украинского танца. Упражнение для развития подвижности
стопы в характере русского танца.
Подготовка к верёвочке в характере матросского танца «яблочко».
Танцевальные элементы русского народного танца: «верёвочка»,
дробные выстукивания (ключ простой, двойной, трилистник);ходы, притопы, «ковырялочка» с подскоком, молоточки.
Украинский танец: положение рук (часто руки в танце обыгрывают детали костюмаленты, венок, бусы); положение
корпуса головы. Ходы и движения на месте: «бегунец», «дорожка плетёнка», притопы, «голубцы» «выхилястник».
Белорусский танец6положение рук, ходы, притопы в три удара, подскоки с тройным переступанием на месте.
Эстонский танец: положение рук, ходы, движения на месте (лёгкий бег, полька), переступания, притопы.
Раздел 5.
Классический танец. Экзерсис .
Теория. Основные понятия в классическом танце: осанка, выворотность ног, гибкость, шаг, устойчивость, центр тяжести
тела, позиции ног и рук, функции опорной и работающей ноги.
Практическая часть. Экзерсис у станка: plie, battement tendys, battemend tendus jetes, ronds de janbe par terre, battemend
fondues, battemend Developpe, Grand battemend jetes. Все движения выполняются лицом к станку, поочерёдно с правой и
левой ноги, для правильного усвоения выворотности ног упражнения сначала изучают в сторону, позднее – вперёд и
назад.Экзерсис на середине. Положение тела: en face, epaulement croise u epaulement efface. Port de bras ( второе, третье); temps
lie, первый, второй abesque.
Подготовка к вращениям на месте, по диагонали.
Прыжки (allegro): temps leve sauté ( по 1,2,3 позициям), changement de pieds ( по3 позиции), pas echappe на вторую
позицию.
Раздел 6.
Теория. Различные группы мышц, знание их возможность работы над развитием определённой группы мышц.
Практическая часть: упражнения и движения на развитие гибкости,
выворотности шага.
Раздел 7.
Гимнастика( растяжка).
Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке рисунки: круг, «корзиночка», «воротца»,
«звёздочка», «полукруг», « шён».
Рисунок танца.
Раздел 8.
Импровизация . Пластические этюды.
Теория. Импровизация – как возможность самовыражения в танце, самоутверждения, разобщенности. Развитие
артистичности, воображения, фантазии.
Практическая часть. Импровизация на разнообразные музыкальные темы: явления природы, поведение животных, на
темы сказочных персонажей, сюжетов.
Раздел9.
Основы современной пластики.
Теория. История зарождения развития современного танца, отражение в нём времени в котором он существует. Танцы:
«Ретро», «диско», «Рокенролл», «Твист», «шейк», «брейкданс», «хипхоп».
Практическая часть. Разучивание движений современной стилистики: «хипхоп», «тектоник», «Электроданс».
Раздел 10.
Постановочная работа.Теория. Драматургия танца, сюжет (завязка, основное действие, кульминация, развязка, финал), композиция,
художественное воплощение музыкального материала в танце.
Практическая часть: Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений, комбинаций, ходов. Работа над
рисунком танца.
Раздел 11.
Репетиционная работа.
Теория. Правила поведения перед выходом, во время и после выступления на сцене. Внешний вид: причёска, макияж.
Практика. Работа над синхронностью исполнения движений. Точность исполнения фигур и перестроений в танце.
Ориентирование на сценической площадке.
Раздел 12.
Практическая часть:Выступление на сцене с подготовленными танцевальными номерами на различных концертных
площадках.
Концертная деятельность.
Обсуждение опыта хореографических коллективов.
Раздел 13.
Посещение концертов хореографических коллективов г.Тамбова и г.Мичуринска. Обсуждение увиденного. Просмотр
видео материалов об ансамблях народно сценического танца. Дискуссия, обсуждение увиденного.
Планируемые знания, умения, навыки за третий год обучения.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
танцевальная культура разных народов;
понятие – пантомима.Учащиеся должны уметь:
импровизировать движения на заданную тему составлять танцевальные этюды. Правильно держаться на сцене,
отношение к зрителю и партнёру;
Уметь определять и передавать в движении структуру музыкального произведения (период, предложение, фразы);
различать двухчастную, и трёхчастную формы;
перестраиваться из большого круга в два маленьких и обратно, из круга врассыпную и обратно в круг;
технично выполнять танцевально – тренировочные упражнения, включённые в программу 3 класса (элементы
классического, народного, современного танца).
4год обучения
Обучающие – основные элементы классического танца, народного танца у станка и на середине, современный и бальный
танец.
Развивающие – развить выворотность тазобедренных суставов, вытянутость ног, чувство позы, устойчивость, развить
творческие способности посредством сочинения детьми комбинаций и движений, этюдов, танцевальных номеров.
Воспитательные – воспитать терпение, взаимопомощь, уважение к национальной культуре своего народа.Учебный план
4 год обучения
№
п/п
Название раздела,
тема
Количество
часов
Всего Теория Практика
1.1
1.2
2.1
2.2
3.1
3.2
Тема. Содержание работы на новый учебный
год. Правила поведения и техники
безопасности в танцевальном классе.
Тема. Праздник, посвящённый началу
учебного года.
Тема. Тема добра и зла в балете П.И.
Чайковского «Щелкунчик».
Тема. Прослушивание музыкального
материала.
Тема Новые музыкальные направления, их
влияние на танцевальное искусство.
Тема Прослушивание музыкальных
1
1
2
1
1
1
1
2
4
Раздел 1.
Вводное занятие. (2ч.)
вводный
1
текущий
Духовнонравственное содержание танца. (2ч.)
Раздел 2.
текущий
рубежный
Раздел 3.
«Новый век и современные танцы». (6ч.)
текущий
рубежный
1
4композиций. Просмотр видео фильмов.
Тема. Терминология классических
упражнений, поз, прыжков.
Тема. Экзерсис у станка и на середине.
2
2
16
Раздел 5.
Народносценический танец. (18ч.)
Тема. Танцы малых народов России, их быт и
особенности танцевальной культуры.
Тема. Танцевальные элементы народных
танцев, характерные движения и ходы.
Тема. Упражнения на укрепление опорно
двигательного аппарата.
2
2
16
10
Раздел 7.
Современная пластика. (20ч.)
2
Тема Знакомство с творчеством А.Духовой.
Тема. Разучивание элементов и комбинаций
современного танца.
2
18
Раздел 4.
Классический танец. (18ч.)
текущий
текущий
рубежный
текущий
текущий
рубежный
Раздел 6.
Гимнастика. (10ч.)
текущий
текущий
текущий
рубежный
16
16
10
18
Импровизация. Пластические этюды. (10ч.)
Раздел 8.
Тема. Выбор темы и музыки.
Тема. Подготовка и показ этюдов.
1
1
9
8
текущий
текущий
рубежный
4.1
4.2
5.1
5.2
6.1
7.1
7.2
8.1
8.2Тема. Бальный танец от эпохи средневековья
до наших дней.
Тема. Фигуры и элементы бальных танцев.
2
8
9.1
9.2
10.1
10.2
11.1
11.2
11.3
12.1
12.2
Тема. Роль солиста в танцевальном номере.
Тема. Постановка массовых номеров.
Тема. Ориентирование на сценической
площадке.
Тема. Работа над сценическим образом.
Тема. Отработка танцевальных номеров.
Тема. Эмоциональный настрой учащихся перед
выступлением.
Тема. Выступление с подготовленными
номерами.
2
18
1
2
12
2
8
3
13.1
Тема. Обсуждение выступлений своего
2
2
1
2
2
Раздел 9.
Элементы бальных танцев. (10ч.)
текущий
текущий
рубежный
Раздел10.
Постановочная работа. (20ч.)
текущий
текущий
рубежный
Раздел11.
Репетиционная работа. (15ч.)
текущий
текущий
текущий
рубежный
Раздел12.
Концертная деятельность. (10ч.)
текущий
текущий
рубежный
8
18
12
8
Обсуждение выступлений своего коллектива. (3ч.)
Раздел13.
3
итоговыйколлектива.
Итого:
144
23
121
Содержание четвёртого года обучения
Раздел 1.
Теория. План и содержание работы на новый учебный. Расписание занятий, правила поведения и техники безопасности в
танцевальном классе.
Практическая часть. Праздник, посвящённый началу учебного года.
Вводное занятие.
Раздел 2.
Духовно нравственное содержание танца.
Теория. Тема добра и зла.
Краткое содержание балета П.ИЧайковского «Щелкучик».
Практическое занятие: Прослушивание музыкального материала.
Раздел 3.
Новый век и современные танцы.
Теория: Влияние новых современных технологий в музыке на развитие современного танца.
Практическая часть: прослушивание композиций музыкальных современных направлений : «Электро», «Техно», «Джаз
модерн».
Раздел 4.
Классический танец . Экзерсис .Теория : Терминология классических упражнений. Закрепление основных классических поз выученных на 3 году
обучения.
Экзерсис у станка: battements fondues c plie – releva на полупальцах; 3 port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на
plie с растяжкой без перехлёста опорной ноги; demi rond de jambe (45 градусов) en dehors et en dedans на целой стопе;
Экзерсис на середине зала:battements tondus в малых и больших позах;
battements tondus jetes в малых и больших позах; позы малые и большие croisee et effasee; grands battements jetes pointes по
1,5 позиции.
Раздел 5.
Народносценический танец.
Теория. Танцы малых народов России, их быт и особенности танцевальной культуры(корякский, осетинский,
калмыкский).Танцы народов мира (испанский, латиноамериканский, ирландский).
Практическая часть. Народные танцевальные элементы.
Отрабатывание элементов русского танца (3 года обучения), разучивание новых (дробные выстукивания, подбивка,
соскоки и вращения).
Основные характерные движения корякского, калмыкского танцев.
Основные ходы и элементы испанского, мексиканского, ирландского
танцев. Броски на 45 и 90 градусов.
Новые корректирующие
упражнения в системе занятий. Упражнения и движения на развитие гибкости, выворотности, шага.
Раздел 6.
Гимнастика (растяжка).
Раздел 7.
Современная пластика.
Теория. Знакомство с творчеством А.Духовой.
Ансамбль современного танца «Тодес».
Практическое занятие: Разучивание элементов и комбинаций современного танца. Просмотр видеофильма концертных
выступлений балета «Тодес».Теория. Этюды сольные в парах и групповые. Подбор музыки, выбор темы учащиеся выполняют самостоятельно.
Практическое занятие. Подготовка и общий просмотр этюдных работ учащихся.
Раздел 8.
Импровизация. Пластические этюды.
Теория. Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
Практическая часть. Простейшие фигуры и движения в паре бальных танцев (вальс, чачача,).
Раздел 9.
Элементы бального танца.
Раздел 10.
Постановочная работа.
Теория. Роль солиста в танцевальном номере.
Работа с массовыми постановками.
Практическая часть. Постановка массового танца. Разучивание танцевальных движений, комбинаций. Работа над
синхронностью исполнения рисунка танца. Работа над выразительностью исполнения сольной партии.
Раздел 11.
Репетиционная работа.
Теория. Ориентирование на сценической площадке.
Практическая часть. Отработка движений. Работа над точностью и артистичностью исполнения, выразительной
передачей художественного образа.
Раздел 12.
Концертная деятельность.
Теория. Эмоциональный настрой учащихся перед началом выступления. Доброжелательное и уважительное отношение
друг к другу, педагогу и зрителям. Взаимовыручка и поддержка.
Практическая часть. Выступление с подготовленными и отработанными номерами на различных концертных
площадках.
Раздел 13.
Теория. Дискуссия и мнение каждого участника о прошедшем выступлении.
Обсуждение выступлений своего коллектива.Практическая часть. Просмотр видео материала с выступлением коллектива.
Планируемые знания, умения, навыки за четвертый год обучения.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
тренировочные упражнения, этюды, танцевальные композиции;
четырёхдольный размер, реприза;
элементы классического танца;
комплекс движений современного танца;
основы русского народного танца.
историю костюма;
виды и жанры танца;
Учащиеся должны уметь:
составлять танцевальные комбинации и этюды, на заданную тему;
определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты: четырёхдольный размер, реприза; ориентироваться в пространстве: строиться в два концентрических круга, выполнять движения «змейкой»
( продольная и поперечная), перестраиваться из шеренги в звёздочку по 4 и обратно, в круг и обратно в шеренгу;
исполнять элементы бального танца (реверанс для девочек, поклон для мальчиков; положения рук в паре « лодочкой»,
« корзиночкой», танцевальные движения, вальсовые шаги в паре, вальсовую дорожку);
технично выполнять упражнения классического танца;
комплекс движений современного танца;
исполнять основные движения русского народного танца.
Методическое обеспечение программы
Технические средства: музыкальный центр, фонограммы на дисках. Для занятий необходимо просторное помещение,
желательно оборудованное зеркалами. Для партерной гимнастики необходимы коврики.
Формы аттестации программы может проводиться в разных формах: вводный, текущий, рубежный, итоговый контроль
(Контрольное занятие, итоговое занятие,, конкурсы, выступления, смотры, фестивали, концерты)
Оценочные материалы:
Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме:
открытых занятий, мероприятий, выступлений, конкурсов. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам
увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года
по программе дети выполняют итоговую творческую работу.Литература для педагога
1.Базарова Н., Мэй В. Азбука Классического танца Л:Искусство,1983
2.Бекина С. И., «Музыка и движение»,М, 1984
3.Мысов Б.И., «Музыкальноритмические движения»,М.1970
4.ЛитвиноваМ.Ф., «Русские народные подвижные игры»,М.1986
5.РудневаС., Э. Фиш «Музыкальное движение»,М.1972
6.УстиноваТ. М., «Русские танцы».
7.Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». Москва, Искусство, 1989.
8. Евладова Е.Б. Логинова М.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Владос, 2002.
9. Красовская В. «История русского балета». Ленинград, Искусство, 1978.
10. Куинджи Н.Н. «Валеология: пути формирования здоровья школьников в системе дополнительного образования.
Учебное пособие» . Центр гуманитерной литературы РОН, 2002.11. Озеров В.П. «Психомоторные способности человека». Дубна, Феникс+, 2002.
12. Поэль Карп « Младшая муза». Москва , Детская литература, 1986.
13. Спинжар Н.Ф. « Самовоспитание как условие педагогической коррекции» . МГУКИ, 1999.
14. Ткаченко Т. «Народный танец». Искусство, 1967.
1.КлюевН., Касаткина Ю. «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития»,1996.
2.Пасютинская В. «Волшебный мир танца»книга для учащихся.М. Просвещение,1985.
3.ТкаченкоА. «Детский танец».М, ВЦСПС,1962
4. Бриске И.Э. « Мир танца для детей».
Литература для учащихся
Интернет ресурсы:∙ http://dance123.ru/ сайт Танцевальный словарь содержит информацию по истории развития танцевальных стилей и
массовых танцевальных образцов, определение и описание техники исполнения многочисленных танцевальных терминов,
характеристику танцев разных народов, эпох.
∙ http://www.youtube.com/user/bolshoi/featured официальный канал Государственного академического Большого театра
России, представляет оперы, балетные спектакли русской и западной классики (включая признанные шедевры 20го века),
и специальных работ по заказу.
∙ http://mariinsky.tv медиавещание Мариинского театра. На сайте ведутся онлайн трансляции концертов, спектаклей.
Mariinsky.tv содержит раздел видеоархив, включающий в себя видеоматериалы концертов, спектаклей, репетиций,
интервью со звёздами балета, выдающимися хореографами, театральными деятелями.
∙ http://www.horeograf.com/knigi на сайте представлено всё для хореографов (методическая литература, публикации,
статьи, видео и аудио материалы).
∙ http://videodance.ru/ уроки танцев всех стилей и направлений онлайн.
http://dannce.ru/swing/rockandroll/ уроки танцев онлайн.
∙ http://need4dance.ru/ энциклопедия по хореографии, сайт содержит информацию по истории появления и развития
различных стилей и направлений хореографии, узнать основные движения разных танцев, ознакомиться с известными
коллективами и людьми оказавшими большое влияние на развитие различных жанров хореографического искусства.
∙ http://sportlessons.com/ спортивные уроки онлайн.
∙ http://www.youtube.com/channel/UCwdl_G0ghsXcRcVhRVCMzLQ канал о гимнастике, состоящей из аэробных
упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.∙ http://www.youtube.com/channel/UCu0op9WasZtXUvtTY2GdPw/featured канал представляет видеоматериалы по
различным сочетаниям и системам физических упражнений, составляющих основу и содержание видов спорта, входящих
в программы физического воспитания в учебных заведениях.
Календарный учебный график4 учебного года
№
п/п
Месяц
Число
Форма занятия
Время
проведения
занятия
Кол
во
часо
в
Раздел 1.
Вводное занятие. (2ч.)
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1.1
сентябрь
04.
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
1.2
сентябрь
04.
16.0016.45
17.0017.45
Выступление
1
1
Содержание работы на новый
учебный год. Правила поведения и
техники безопасности в
танцевальном классе.
Праздник, посвящённый началу
учебного года.
Раздел 2.
сентябрь
08.
сентябрь
08.
16.0016.45
17.0017.45
Духовнонравственное содержание танца. (2ч.)
Занятие
путешествие
Тема добра и зла в балете П.И.
Чайковского «Щелкунчик».
1
16.0016.45
17.0017.45
Практическое
занятие
1
Прослушивание музыкального
материала.
Раздел 3.
«Новый век и современные танцы». (6ч.)
вводный
текущий
текущий
рубежный
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
2.1
2.2
3.1
3.2
сентябрь
1111
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
сентябрь
1515
1818
16.0016.45
17.0017.45
Зрительская
практика
2
4
Новые музыкальные направления,
их влияние на танцевальное
искусство.
Прослушивание музыкальных
композиций. Просмотр видео
фильмов.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
рубежныйсентябрь
2222
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
2
Терминология классических
упражнений, поз, прыжков.
Раздел 4.
Классический танец. (18ч.)
16.0016.45
17.0017.45
Практическое
занятие
16
Экзерсис у станка и на середине.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежный
Сентябрь,
Октябрь
2525, 2828,
0202, 0505,
0909, 1616,
1919, 2323
Октябрь
2626
Октябрь,
Ноябрь
3030,
02.02, 06
06,
0909,1313,
1616,2020,
2727
Ноябрь
Декабрь
3030,
44, 77,
1111, 1414
4.1
4.2
5.1
5.2
6.1
7.1
7.2
Раздел 5.
Народносценический танец. (18ч.)
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие;
Практическое
занятие
2
16
Танцы малых народов России, их
быт и особенности танцевальной
культуры.
Танцевальные элементы народных
танцев, характерные движения и
ходы.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежный
Раздел 6.
Гимнастика. (10ч.)
16.0016.45
17.0017.45
Практическое
занятие
10
Упражнения на укрепление опорно
двигательного аппарата.
текущий
МБОУ
Избердеевска
я сош
Раздел 7.
Современная пластика. (20ч.)
Декабрь
1818
16.0016.45
17.0017.45
Зрительская
практика
Декабрь
Январь
2121,2525,
2828, 0404,
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие;
2
18
Знакомство с творчеством
А.Духовой.
Разучивание элементов и
комбинаций современного танца.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
текущий
текущий
рубежный0808, 1111,
1515, 1818,
2222
Практическое
занятие
Раздел 8.
8.1
8.2
9.1
9.2
Январь
25
Январь
Февраль
2529, 2901,
0105, 0508,
08
16.0016.45
17.0017.45
16.0016.45
17.0017.45
Импровизация. Пластические этюды. (10ч.)
Традиционное
занятие
Выбор темы и музыки.
1
9
Подготовка и показ этюдов.
Традиционное
занятие;
Практическое
занятие
Раздел 9.
Элементы бальных танцев. (10ч.)
Февраль
1212
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
Февраль
1515, 1919,
2222, 2626
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие;
Практическое
занятие
2
8
Бальный танец от эпохи
средневековья до наших дней.
Фигуры и элементы бальных
танцев.
Раздел10.
Постановочная работа. (20ч.)
10.1
Март
0101
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
2
Роль солиста в танцевальном
номере.
10.2
Март
Апрель
0505, 0808,
1212, 1515,
1919, 2222,
2626, 2929,
0202
16.0016.45
17.0017.45
Практическое
занятие;
Игровые занятия;
выступление
18
Постановка массовых номеров.
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежный
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежный
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежныйРаздел11.
Репетиционная работа. (15ч.)
11.1
Апрель
05
11.2
Апрель
0509
11.3
Апрель
Май
0916, 1619,
19,23, 2326,
2630, 3003
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
16.0016.45
17.0017.45
16.0016.45
17.0017.45
Игровое занятие
Практическое
занятие;
Контрольное
занятие
1
2
Ориентирование на сценической
площадке.
Работа над сценическим образом.
12
Отработка танцевальных номеров.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
текущий
рубежный
Раздел12.
Концертная деятельность. (10ч.)
12.1
Май
0307
16.0016.45
17.0017.45
Традиционное
занятие
12.2
Май
0710, 1014,
1417, 1721,
16.0016.45
17.0017.45
выступление
2
8
Эмоциональный настрой учащихся
перед выступлением.
Выступление с подготовленными
номерами.
МБОУ
Избердеевска
я сош
МБОУ
Избердеевска
я сош
текущий
текущий
рубежный
13.1
Май
2124,24
Обсуждение выступлений своего коллектива. (3ч.)
Раздел13.
16.0016.45
17.0017.45
Зрительская
практика;
контрольное
занятие.
3
Обсуждение выступлений своего
коллектива.
итоговый
МБОУ
Избердеевска
я сош
Методическое обеспечение№
п/п
№ 1.
Название раздела,
темы
Раздел 1.
Вводное занятие.
4 года обучения
Материальнотехническое
оснащение, дидактико
методический материал
Мультимедийный проектор. Экран.
Ноутбук. Музыкальный центр.
№ 2.
Раздел 3.
«Новый век и современные танцы».
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Бпроизведение П. И. Чайковского
«Щелкучик».
Формы, методы,
приемы обучения
Формы подведение
итогов
Практическая работа
Практическая работа
Формы: индивидуальная,
групповая; «минутка»
безопасности;
Методы: наглядные
(демонстрация – показ
педагога, показ ученика),
словесные (объяснение,
разъяснение, рассказ, беседа,
инструктаж);
Приемы обучения:
словесные, наглядные,
практические
Формы: занятие
путешествие.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
словесные, наглядные,
практические
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
практический.
№ 4.
Раздел 4
Классический танец.
№ 5.
Раздел 5.
Народносценический танец.
Мультимедийный проектор. Экран.
Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Ткаченко Т. «Народный танец».
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные.
Приемы обучения:
практический.
Практическая форма№ 6.
Раздел 6.
Гимнастика.
№ 7.
Раздел 7.
Современная пластика.
№ 8.
Раздел 8.
Импровизация. Пластические
этюды.
№ 9.
Раздел 9.
Элементы бальных танцев.
№ 10.
Раздел10.
Постановочная работа.
Искусство, 1967
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Формы: беседа.
Методы: наглядные,
словесные.
Приемы обучения:
практический.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Ансамбль современного танца
«Тодес»
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Красовская В. «История русского
балета»
Формы: лекции, беседа,
зрительская практика
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
практический.
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
творческий
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
практический.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные
Приемы обучения:
творческие
Практическая форма
Практическая форма
Творческая форма
Практическая форма
Творческая игровая форма№ 11.
Раздел11.
Репетиционная работа.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
Танцевальный зал оборудован
зеркалами и станком для
классического тренажа.
Формы: беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
творческие
Творческая игровая форма
№ 12.
Раздел12.
Концертная деятельность.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
№ 13.
Раздел13.
Обсуждение выступлений своего
коллектива.
Мультимедийный проектор.
Экран. Ноутбук. Музыкальный центр.
участие в праздничных
программах, концертах
Итоговое занятие
Формы: лекции, беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
творческие
Формы: беседа.
Методы: наглядные,
словесные, видеометод.
Приемы обучения:
творческие