Тема: « Дорогами родной Макеевки».
Цель: обогатить знания учащихся об истории Макеевки, исторических памятниках своей местности, промышленности Макеевки, природе родного края. Воспитывать чувство любви к родному краю, желание приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Макеевки, а так же воспитание любви к своему краю, чувство гордости за свой город, чувство патриотизма, любовь к Родине;
Задачи:
Образовательные:
-формировать у учащихся представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
-формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
Развивающие:
-расширять кругозор учащихся на основе краеведческого материала,
-развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
-воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края.
Оборудование:
· доска;
· компьютер,
· нарисованное дерево без листиков,
· листики,
· пазлы с достопримечательностями,
· карточки.
Ход занятия
1. Организация начала занятия
-Здравствуйте, ребята!
Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
- На доске висит деревце, оно без листочков. На столе у каждого лежит листик. Напишите, каким бы вы хотели видеть наше занятие. По завершению нашего занятия мы проанализируем, получилось ли занятие таким, каким мы его хотели видеть.
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня у нас особенное занятие.
- А для того, чтобы узнать его тему отгадайте загадку.
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
- Итак, о чем мы с вами поговорим? (о Родине)
Наши ребята подготовили стихотворения о Родине.
Родина слово большое,
большое! В нем умещается ровно
полмира: |
И
красива и богата |
Здравствуй, Родина моя! Утром солнышко встаёт. Всех на улицу зовёт. Выхожу из дома я – Здравствуй улица моя Я пою, и в вышине, Подпевают птицы мне, Травы шепчут мне в пути, Ты скорей, дружок , расти. Подпеваю травам я, Подпеваю ветрам я, Подпеваю солнцу я – Здравствуй, Родина моя!
|
- Прослушайте песню, просмотрите видеоряд и попробуйте ответить на вопрос: «Что же такое РОДИНА?»
(просмотр видео, сопровождаемого песней «С чего начинается Родина»)
- Ребята, так что же такое Родина? (ответы детей)
1) - Родина-это самые близкие и родные слова для любого человека.
2) - Это не просто место, где ты родился и вырос.
3) - Это- твой дом, в котором ты чувствуешь себя комфортно, где рядом с тобой близкие люди, друзья и родители.
4) - Это такое место, которое даёт тебе защиту и любовь, дарит всю свою красоту и бескрайность, взамен не прося ничего.
5) - Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается.
- Различают большую и малую Родину.
- Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.
- Как называется наша большая Родина? (Донецкая Народная Республика)
- Малая Родина - это то место, где ты родился и вырос: твой дом, твоя улица, твой город…
- Как называется наша с вами малая Родина? (город Макеевка)
Для Республики наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем!
- Так вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дорогам нашей родной Макеевки, окунёмся в её историю, узнаем о знаменитых людях нашего города, повторим его символику, полюбуемся достопримечательностями, проверим, насколько хорошо знаем природу нашего края.
- Как вы считаете, на каком транспорте стоит совершить путешествие, учитывая то, что наш город не такой уж и большой? (на автобусе)
- Все внимания на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Взять вес знания в дорогу
И улыбку не забудь.!
3. Основная часть
3.1. Слушание легенды
- Усаживайтесь поудобнее, наш автобус отправляется в путешествие по Макеевке!
(включается звук заводящегося автобуса)
- Кстати, а знаете ли вы откуда название нашего города?
Немало легенд существует вокруг имени нашего города, но главных две.
ПЕРВАЯ ЛЕГЕНДА:
Макеевку основал беглый казак из Запорожской Сечи – Макей. Он построил себе заимку (хату), затем на это место стали прибывать люди, и выросло поселение.
По легенде Макеевка названа его именем.
ВТОРАЯ ЛЕГЕНДА:
Землевладелец Дмитрий Иванович Иловайский назвал слободу Макеевской в честь деда – Мокея Осиповича!
Станция «НАША ИСТОРИЯ»
3.1. Рассказ учителя
- Вот мы и прибыли на станцию №1 «Наша история».
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
- Для начала мы отправимся в прошлое нашего города, которое оживёт для нас в иллюстрациях…
(просмотр слайд-шоу «История Макеевки», сопровождаемого рассказом учителя)
1. Свою родословную город ведет от казацких поселений Ясиновка, Нижняя Крынка, Землянки, Макеевка, основанных в конце XVII в.
2. 1690 - год основания слободы Ясиновка - стал новой датой основания города Макеевки.
3. В 1859 г. построена первая шахта - Макеевский каменноугольный рудник, который принадлежит Московскому обществу.
4. К 1910 г. в пределах Макеевского горного района было 37 шахт, объединенных в 18 рудников, которые давали четвертую часть всей добычи угля в Донбассе (около 4,5 млн. тонн). В 1907 г. здесь открыта первая в России горноспасательная станция.
5. В июле 1917 г. п. Дмитриевский получил статус города и стал центром Макеевского района. Население города составляло 25 тыс. человек, а с прилегающими поселками - 40 тыс.
6. В 1931 г. г. Дмитриевск был переименован в г. Макеевку. В 1938 г. - разделен на 4 района: Центрально-Городской, Кировский, Советский и Червоногвардейский.
7. В годы второй мировой войны город был разрушен, погибло много мирных жителей, но за заслуги того времени был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
8. 6 сентября 1977 года за большие успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, за активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и в связи с 200-летием со дня основания, Макеевка была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
9. Макеевка строилась буквально с нуля, на сегодняшний день восстановлена.
Макеевка – наш город терриконов, Макеевка – прекрасный город мой, Макеевка – даю тебе я слово, Я патриот, горжусь всегда тобой!
|
Счастливый смех и радостные лица, Встречаю я на улицах твоих, Приятно всем нам городом гордиться, И ощущать тепло в сердцах своих!
|
Макеевка – наш город новостроек, Макеевка – любимый город мой, Макеевка – ты звёздный град шахтёров, Донбасс гордится, славится тобой! |
Макеевка — град знатных металлургов, Живёт, работает на благо всей страны, Так пусть всегда слывёт и процветает, Макеевка – с тобою вечно мы! |
|
|
Путешествие по этой станции подходит к концу, следующая станция «НАШИ ЗНАМЕНИТОСТИ»
- Наш город развивается благодаря жителям, которые трудились, трудятся и будут трудиться на его благо. Многие из прославились на весь мир. И сегодня мы с ними познакомимся на станции «Наши знаменитости»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
- Поднимите руки те, кто хочет, чтобы в будущем о вас точно так же говорили на занятиях в школе, потому что вы прославились и прославили свой город?
3.2. «Мозговой штурм»
- Как вы считаете, кем нужно работать, чтобы «достигнуть высот»? (дети выдвигают предположения, обсуждают, анализируют и вместе с учителем приходят к выводу, что важен не род деятельности, а способности человека, черты характера)
- Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
Ø Страсть
Ø Трудолюбие
Ø Концентрация внимания
Ø Умение преодолевать себя
Ø Креативность
Ø Упорство
Ø Самосовершенствование
3.3. Рассказ учителя
- Действительно, среди знаменитых людей Макеевки трудолюбивые, настойчивые, смелые, талантливые люди. О некоторых из них нам сегодня расскажут мои помощники.
Никола́й Степа́нович Анци́феров (28.10.1930, Макеевка — 16.10.1964, Москва) — советский поэт. Возглавлял поэтический отдел журнала «Москва». Автор множества стихотворений о шахтёрах. Родился в семье шахтёра, в Макеевке. Публиковаться начал с 1952 года.
Ива́н Дми́триевич Василе́нко (1895—1966) — русский советский писатель. Родился в селе Макеевка (ныне город в Донецкой области ) в семье волостного писаря. За 30 лет творческой жизни книги Василенко выдержали 130 изданий на 27 языках народов СССР.
Святосла́в Ю́рьевич Ры́бас (род. 8 мая 1946, Макеевка, Сталинская область, Украинская ССР, СССР) — писатель и общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1977—1991). Член Союза писателей России. Председатель Фонда восстановления Храма Христа Спасителя Почётный гражданин города Макеевка.
Серге́й Валенти́нович Валя́ев (укр. Сергій Валентинович Валяєв; 16 сентября 1978, Макеевка, Донецкая область) — украинский футболист, полузащитник. После завершения карьеры работает тренером.
Ю́рий Петро́вич Вла́сов (род. 5 декабря 1935, Макеевка) — советский тяжелоатлет, русский писатель, российский политический деятель. Заслуженный мастер спорта СССР (1959). Выступал за Москву — ЦСКА. Выступал в тяжёлом весе. Установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР.
Альби́на Никола́евна Дерю́гина (род. 16 марта 1932, Макеевка, Донецкая область, УССР) — тренер по художественной гимнастике. До 1992 года — старший тренер сборной СССР в этом виде спорта. После 1992 года — старший тренер сборной Украины, член исполкома Национального Олимпийского комитета Украины.
Евге́ний Алекса́ндрович Селезнёв (укр. Євген Олександрович Селезньов; 20 июля 1985 года, Макеевка, Донецкая область, Украинская ССР, СССР) — украинский футболист, нападающий клуба «Бурсаспор». Провёл 58 матчей и забил 11 голов за национальную сборную Украины. Чемпион Украины, обладатель Кубка Украины и Кубка УЕФА, финалист Лиги Европы.
Генна́дий Анато́льевич Ветров (род. 18 ноября 1958, Макеевка, Сталинская область) — советский и российский артист эстрады, актёр, юморист, писатель-сатирик, пародист. Певец, «человек-оркестр», музыкальный эксцентрик. Артист оригинального жанра, клоун, сочинитель стихов и каламбуров, телеведущий. Заслуженный артист России
Михе́й (настоящее имя Серге́й Евге́ньевич Кру́тиков; 11 декабря 1970, Донецк — 27 октября 2002, Москва) — российский[2][3] певец, рэп-исполнитель, автор песен. Работал в стилях рэп, трип-хоп, рэгги и соул. Участник коллективов «Bad Balance» и «Михей и Джуманджи».
Валенти́на Па́вловна Рубцо́ва (род. 3 октября 1977, Макеевка, Донецкая область) — украинская и российскаяактриса театра и кино, певица. Наиболее известна по Роли Тани Сергеевой(Архиповой) в сериалах Универ, Универ. Новая общага и СашаТаня.
Лари́са Архи́повна Руде́нко (укр. Лариса Архипівна Руденко; 1918—1981) — советская украинская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1960). Лариса Руденко родилась 28 января 1918 года в Дмитриевске (ныне Макеевка, Донецкая область,
Алекса́ндр Алексе́евич Ханжо́нков (также существует вариант — Ханжёнков; 26 июля (8 августа) 1877, деревня Ханжонковка, русский предприниматель, организатор кинопроизводства, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
Владимир Дмитриевич Талашко (укр. Володимир Дмитрович Талашко, род. 6 марта 1946 в г. КовельВолынской области[1]) — советский и украинский актёр. Организатор Фонда Леонида Быкова и фестиваля «Старые фильмы о главном». Народный артист Украины.
Николай Хапланов - журналист, поэт, писатель. Был разносторонним человеком, за жизнь сменил множество профессий. Является автором 23 книг поэзии, прозы, в том числе книги «Макеевка. История города». В 2002 году ему присвоено звание «Почетный гражданин Макеевки».
- Понравилось ли вам пребывать на этой станции, узнавать о «знаменитостях» Макеевки?
Станция «НАША СИМВОЛИКА»
- Но нам пора двигаться дальше.
- Ребята, как одним словом можно назвать герб, флаг, гимн? (символика)
- Именно так и называется следующая станция: «НАША СИМОЛИКА»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
- У каждого города, каждой страны она своя.
- Давайте закрепим знания о гербе, гимне, флаге нашего города.
3.4.Игра «Найди флаг»
Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы издалека было видно, какое войско идет в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны, каждого города, в том числе и у нашего. Все они отличаются друг от друга.
Перед вами 3 флага. Определите, какой из них является флагом города Макеевки.
- Флаг Макеевки расположен под №2.
- Какой флаг расположен в левом верхнем углу? (флаг Донецкой области)
- Что обозначают звезды на этом флаге?
- Какой флаг расположен под №1? (флаг ДНР)
- Какой флаг расположен под №3? (флаг Российской Федерации)
Есть свой герб и у нашего города– Макеевки. Найдите его среди 3 остальных гербов.
- Герб Макеевки расположен под № 3.
- Расскажите то, что вы знаете о значении элементов герба (числа, скрещенных молотов, солнца).
- Какой герб расположен под №1? (герб ДНР)
- Какой герб расположен под №2? (герб Российской Федерации)
3.5.Игра «Собери строки гимна»
К символам нашего города, кроме герба и флага, относится ещё один. Гимн – это торжественная, величественная песня. Он исполняется в особо важных и торжественных случаях, например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований.
Вспомним же строки гимна города Макеевки. Перед вами 4 строки припева, расположите их в правильном порядке.
Макеевка! Макеевка! Наш город вечно молод! |
|
Твоею славой боевой Гордимся мы по праву! |
|
|
Ты город славы трудовой! Ты наш любимый город! |
|
Слава тебе, наш дом родной! Макеевчанам слава! |
- Как нужно слушать гимн?
- Прослушаем гимн Макеевки.
(Прослушивание гимна)
- Какие чувства у вас возникают, когда вы слушаете его?
СТАНЦИЯ «НАШИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»
- Мы, жители Макеевки, патриоты своего края, должны знать не только символику, но и то, чем гордиться наш город.
- Поэтому сейчас мы прогуляемся по СТАНЦИИ «НАШИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»
-
3.6.Игра «Собери пазл». Работа в группах
- На этой станции мы с вами имеем возможность закрепить наши знания, узнать что-то новое о достопримечательностях города и увидеть их своими глазами.
- Для этого объединитесь в 6 групп.
- Каждой группе нужно будет собрать и склеить пазл, в результате чего вы получите иллюстрацию достопамятности Макеевки и её название (на обратной стороне).
- Капитан команд покажут нам «знаменитые места» Макеевки и расскажут о них.
|
|
|
|
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ |
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСВТА ИМ. В.Г. ДЖАРТЫ |
ПАМЯТНОЕ ОРУДИЕ, установленное в честь 50-летия освобождения Донбасса |
|
|
|
|
|
«ОБЕЛИСК СЛАВЫ», установленный в Сквере Славы на месте захоронения советских воинов |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЧАСЫ В определенные моменты прохожие смогут услышать, как из циферблата льется музыка. |
ПАМЯТНИК "МЕМОРИАЛ ПОДВИГУ ШАХТЕРОВ МАКЕЕВКИ" |
|
СТАНЦИЯ «НАША ПРИРОДА»
- Все эти достопримечательности созданы людьми…
- Ребята, а как называется все, что нас окружает, кроме сделанного человеком? (природа)
- В разных уголках земного шара природа отличается. Наш родной край не исключение, его природа неповторимая и единственная во всем мире. Убедимся в этом, остановившись на станции «НАША ПРИРОДА»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
3.7. Разгадывание кроссворда «Природа нашего края»
- Насколько хорошо вы знаете родную природу, проверим с помощью кроссворда. Я буду задавать вопросы о животных, растениях, водоемах, полезных ископаемых нашего края.
1. Мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом
2. Искусственная насыпь из пустых пород, которая остается после добычи угля
3. Маленькие птички с коричневато-серым оперением, они являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.
4. «Стройное» дерево с белой корой, которое весной «надевает» сережки.
5. Полезное ископаемое, которым богата наша земля
6. Дерево с тонкими гибкими ветвями и узкими листьями, которое обычно растет над водой
7. Искусственный водоём, в котором мы купаемся жарким летом.
8. Насекомое с длинными крыльями, большими глазами, которое летает над водой
9. Дерево, которое «сеет пух»
10. Предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория.
11. Дерево с небольшими душистыми белыми цветами, которые используют в лечебных целях
12. Закончите предложение: «зима в Макеевке холодная, ветряная, часто стоят … около 5-10 градусов»
13. Рыба «с усами»
14. Птица, которая лечит деревья
15. Река, протекающая по территории Донецкой области, в т.ч. и Макеевки
|
|
|
|
|
|
Б |
Е |
Л |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
Е |
Р |
Р |
И |
К |
О |
Н |
Ы |
|
|
|
|
В |
О |
Р |
О |
Б |
Е |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
Е |
Р |
Ё |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
У |
Г |
О |
Л |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
В |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
Т |
А |
В |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
С |
Т |
Р |
Е |
К |
О |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
О |
П |
О |
Л |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
А |
Р |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
К |
А |
Ц |
И |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
О |
Р |
О |
З |
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
О |
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
Я |
Т |
Е |
Л |
|
|
|
К |
А |
Л |
Ь |
М |
И |
У |
С |
|
|
|
|
|
|
- Какое ключевое словосочетание мы получили? (БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ)
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Почему нужно беречь природу?
- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
3.8. «Аукцион»
- Объявляю АУКЦИОН! Кто скажет больше?
- Скажите, как мы можем помочь природе нашего края? (подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы)
Надеюсь, что мы недаром остановились на этой станции и вы поняли, насколько наша природа уникальна, но в то же время беспомощна. И кто, если не мы, поможет ей?..
4. Подведение итогов занятия
Малая
Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
На этой лирической ноте, мы заканчиваем наше путешествие. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно: если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы великая сила!
4.1. «Рефлексивный экран»
Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
- Как вы считаете, получилось ли нам сделать наше занятие таким, как мы хотели в его начале?
- Были ли такими, какими планировали: активными, трудолюбивыми, внимательными?
- МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!
Окончено занятие, и выполнен наш план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.