Дружба
Цель: формирование у учащихся знаний о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
● расширить знания детей о дружбе, выяснить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми;
● дать определение понятию «дружба»;
● сформулировать законы (правила) дружбы для своего класса;
• способствовать воспитанию сплочённости, уважения, умению работать в паре, в группе.
Предварительная подготовка: к уроку учащиеся (в классе 6 человек) готовят инсценировку стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг», вспоминают пословицы о дружбе.
Оборудование – мультимедийная установка.
План урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 3 минуты
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 3 минуты
3. Выявление места и причины затруднения – 4 минуты
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
– 5 минут
5. Реализация построенного проекта – 9 минут
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 7 минут
7. Самостоятельная работа учащихся – 6 минут
8. Включение в систему знаний и повторение – 5 минут
9. Рефлексия учебной деятельности – 3 минуты
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент. Приветствие учителя и положительный настрой учащихся на работу.
Учитель: Я желаю вам, ребята,
На уроке не скучать,
Не лениться, не зевать…
Быть активными и дружными,
Любознательными и послушными.
Ждёт в конце урока всех
Его Величество Успех!
Приём «Эффект яркого пятна»: на доске три картинки (семья, соседи, одноклассники).
Учитель: Между людьми в обществе складываются различные отношения. Рассмотрите картинки. Как назовём отношения между родственниками в семье? Между соседями? В школе?
На доске одновременно с ответами учащихся заполняется кластер «Отношения людей».
Учитель: Ответьте на такой вопрос: «Имея родственные, соседские, служебные отношения, человек может чувствовать себя одиноко?»
(Дети высказывают свои предположения).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке речь пойдёт об очень важных отношениях в жизни каждого человека. Послушайте фрагмент песни и попробуйте определить тему урока.
Дети слушают запись песни «Вот что значит настоящий верный друг» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Учитель: О ком или о чём эта песня? (О друге, о дружбе).
- Какие отношения складываются между друзьями? (Дружеские).
- Тема нашего урока «Дружба. Дружеские отношения».
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Попробуем вместе сформулировать задачи нашего урока. Дети помогают учителю поставить задачи урока, учитель обобщает и озвучивает и).
Приём «Мозговой штурм»: Что такое дружба?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Давайте найдём определение понятия «дружба» в учебнике и в словаре.
Ученики 1 варианта читают на с. 32 2 абзац в учебнике определение слова «дружба», ученики 2 варианта находят определение в толковом словаре С. И. Ожегова.
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. С кем можно дружить? (Другом может быть и взрослый человек и домашнее животное). О своих друзьях расскажите на рисунке-ромашке, пользуясь памяткой. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья.
Дети раскрашивают ромашку, пользуясь памяткой: красный цвет – друг-сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнее животное или любимая игрушка. Затем рисунки помещают на доску.
Учитель: Очень радостно видеть ваши яркие ромашки. Приятно, что у вас у всех есть друзья. А как вы считаете, какие качества человека помогают дружбе, а какие мешают дружить?
5. Реализация построенного проекта.
У доски двое учащихся распределяют слова на карточках в два столбика: в 1 столбик – качества, которые делают дружбу крепче, во 2 столбик – качества, которые мешают дружбе .
доброта злость
смелость трусость
честность лень
надёжность ябедничество
ответственность лживость
верность жадность
доброжелательность зазнайство
отзывчивость неряшливость
аккуратность
Учитель: Идеальных людей нет, но нужно стремиться воспитывать в себе положительные качества и избавляться от отрицательных, работать над собой. Тогда у вас будут друзья, и вы не будете чувствовать себя одиноко, как чувствовала себя героиня стихотворения А.Барто «Требуется друг».
Инсценировка стихотворения. (Приложение 1).
Учитель: Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Какой совет вы бы ей дали?
- Можно ли заставить дружить?
Учитель: Дружбе нужно учиться, чтобы она стала настоящей, крепкой, а не на один день. У дружбы есть свои отличительные черты.
Работа с текстом учебника. Приём «Инсерт».
Дети работают в парах с текстом учебника на с.32-33. 1 пара – 3 абзац – отличительная черта дружбы – избирательность, 2 пара – 4 абзац – бескорыстность, 3 пара – 5 абзац – взаимная симпатия и общность интересов.
Учитель: Обсудите в парах, помогите друг другу понять смысл отличительной черты дружбы. Сделайте пометки: что понятно, что непонятно. Непонятное разберём и обсудим все вместе.
Один ученик из каждой пары рассказывает, как он понимает ту или иную черту дружбы. Дети слушают, дополняют, идёт обсуждение.
На доске учитель постепенно заполняет кластер «Черты дружбы».
Физкультурная пауза. Игра «Шире круг, шире».
Ученики встают в круг, взявшись за руки. По очереди нужно говорить соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть черты характера, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ на комплимент ученик говорит: «Спасибо» и подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я …». Создаётся ситуация успеха.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: А сейчас вы поработаете консультантами. Каждой группе я раздам конверты, в которых помещены различные ситуации. Задача группы – прокомментировать ситуацию.
Дети работают в мини-группах по 3 человека.
Ситуация для 1 групп: Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Ваши действия.
Ситуация для 2 группы: Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши действия.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Примером настоящей дружбы могут служить герои сказок, мультфильмов, рассказов. Вам предстоит каждому выполнить индивидуальное задание «Кто с кем дружит, кто кому нужен», вспомнив героев ваших любимых произведений.
С учётом читательского опыта детей, проводится дифференцированная работа с учащимися.
Учитель: Соедините стрелочкой имена друзей левого и правого столбиков. Вспомните пословицы о дружбе, которые подходят к кому-то из героев.
Дети выполняют работу и проверяют её по эталону на доске. (Приложение 2).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Сейчас вам предстоит ответственный момент. Вы поработаете в парах и составите свои законы (правила) дружбы, с учётом тех знаний, которые вы сегодня получили на уроке. Записывать свои правила вы будете на дубовых листочках, вырезанных из цветной бумаги. Дуб – это крепкое и долговечное дерево. Такой должна быть и настоящая дружба. Ствол и крона у дуба есть, а вот листочки с записанными на них законами вы наклеите сами. Это дерево с законами дружбы мы поместим в классный уголок.
Дети работают в парах, составляют правила дружбы, зачитывают их классу. Наиболее удачные правила можно отметить аплодисментами.
Законы дружбы:
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей с другом разделить радость.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Сегодня вы хорошо потрудились. Много узнали полезного. Покажите сигналами ваше настроение. Посмотрите на экран, прочитайте начало фразы и продолжите её.
Я сегодня на уроке узнал…
Мне это пригодится…
Теперь я знаю, что…
Дружба – это…
Учитель: Вашим домашним заданием будет (на выбор):
1) составить синквейн на тему «Друг»;
2) написать сочинение или стихотворение на темы «Дружба», «Мой друг»;
3) взять интервью у своих родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»;
4) вместе с родителями вспомнить или разучить новые песни о дружбе.
Урок заканчивается песней о дружбе «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).
Литература
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
2. С.И. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры;- М.: 1995. – 928 с.
Приложение 1
«Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: Дружи со мной,
Мы же одногодки.
Как сестрички мы почти, мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: Но ты учти
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
А.Л. Барто
Приложение 2
Малыш
Герда
Крокодил
Гена Карлсон
Кай Чебурашка
Винни-Пух
Пятачок
Лунтик
кузнечик Кузя
Том
Сойер Коля Колокольчиков
Тимур Гекльберри Финн
Чук
Гек
Петька
Димка
Жиган Васька
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.