Духовно-нравственное воспитание личности.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
«Учителя обладают такой властью, о которой
премьер-министр может только мечтать».
Уинстон Черчилль
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Духовность - это доброта, любовь, чуткость и гуманность.
Иностранный язык:
q осуществляет коммуникацию между людьми, представляющими разные страны и народы;
q формирует нравственный облик ребенка, затрагивая нравственные проблемы;
q позволяет формировать навыки критического мышления;
q дает возможность соотнести свои взгляды с нормами общественной морали;
q воспитывает позитивное отношение к диалогу культур.
Перед нами встаёт вопрос: «Как учить английскому языку с учётом воспитательного компонента?»
Ответ: необходимо формировать ключевые коммуникативные компетенции как средство развития духовно-нравственного потенциала личности в контексте «вечных ценностей»
На занятиях мы обсуждаем следующие темы:
v Толерантность.
v Проблемы современной семьи.
v Благотворительность.
v Будущее цивилизации.
v Экологические проблемы.
v Материализм и национальная культура.
v Роль президентов в жизни страны и др.
Нравственному воспитанию студентов способствуют коллективные формы взаимодействия: парная, групповая работа, ролевая игра.
Парная и групповая работа позволяют:
· Взаимодействовать друг с другом
· Обсуждать проблемы со всех возможных точек зрения
· Предоставляют возможность выбора
· Вызывают необходимость принятия решения
Ролевая игра как форма коллективного взаимодействия способствует нравственному воспитанию студентов:
ü Каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
ü Предоставляется возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения.
ü Нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.
Театральные постановки, изучение и исполнение песен, стихов на английском языке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию студентов, приобщению их к культуре страны изучаемого языка. При подготовке к открытому уроку на тему «Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель» студенты инсценировали отрывок из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», видеозапись этой инсценировки используется при изучении данной темы в других группах.
Тематика занятий по английскому языку даёт большие возможности для духовно-нравственного воспитания студентов:
Ø Моя семья. Семейные отношения.
Ø Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
Ø Книги в нашей жизни.
Ø Роль средств массовой информации.
Ø Человек и природа. Экологические проблемы.
Ø Россия и её национальные символы.
Ø Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций.
Ø Отношения внутри коллектива.
Ø Этикет и дресс-код.
Ø Телефонные переговоры.
Ø Деловой обед.
Ø Искусство и культура и др.
Внеурочная деятельность также способствует духовно-нравственному воспитанию студентов. Ежегодно проводятся недели иностранного языка, а с 2014 года английского и немецкого языков отдельно. Раз в 5 лет, в юбилейный год она всегда посвящается Великой победе над фашизмом. В 2009-2010 учебном году. проводилась неделя на тему «65 лет Великой Победе над фашизмом», в 2010-2011 – «Наш дом - Россия», 2013-2014 – «Литературная Британия». В прошлом году в рамках недели на тему: «70летие Великой победы над фашизмом » была выпущена стенгазета «Союзные войска в ВОВ», проведено открытое внеклассное мероприятие на тему «Победа союзных войск в ВОВ. Крах фашистской Германии» в форме международного телемоста. С 2014 года ежегодно мы проводим олимпиады по английскому языку среди студентов нашего техникума. Студентам очень нравятся дни иностранного кино, проводимые в рамках недели.
Каждый месяц при кабинете английского языка проводятся внеклассные мероприятия: круглые столы, беседы, конкурсы сочинений, стихов, кроссвордов, рефератов, проектов, выпуск стенгазет, просмотры учебных фильмов, праздники и т.д. В этом году в сентябре был проведён конкурс сочинений «О себе», в октябре – Выставка творческих работ на тему «Halloween», в ноябре круглый стол на тему «Великие учёные России. М.В. Ломоносов», в декабре планируется беседа на тему «Новый год и Рождество в разных странах», в январе викторина «Что вы знаете о Великобритании?», в феврале выпуск стенгазеты тему «День Святого Валентина» и т.д.
При кабинете английского языка работает поисково-творческая школа «Первые шаги в науку», результатом которой является ежегодное участие студентов в конференции «Ступени роста». С 2009 по 2011год студенты работали над темой «Выдающиеся писатели Англии», в 2013-2014 учебном году– «Использование традиционных форм обращения в английском языке», с этой работой студенты Щенников В. и Громов А. принимали участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Галактика знаний», а также в конкурсе исследовательских работ, который проводился интернет-изданием «Профобразование», в 2014-15 - исследовательский проект на тему«Заимствования в английском языке»
В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию студентов.
Все участники проектов - и педагог, и студенты работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. Студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.
Английский язык как учебная дисциплина может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям, т.к. даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры, что способствует объединению, сближению и доброму отношению к людям, живущим на земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.