План – конспект
урока географии на тему:
«Движение
воздуха»
|
Тема и номер урока в теме |
Движение воздуха (в разделе 5 «Атмосфера» урок №4) |
|
Базовый учебник |
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, География 6 класс/ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. |
8. Цель урока: сформировать представления о ветре и механизме его образования.
9. Задачи:
- обучающие: сформировать представления о ветре, направлении и силе ветра; выявить причины образования ветра; научиться строить «розу ветров»;
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
10. Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и ЭОР.
Предметные: делать вывод о причинах образования ветра и определять его направление. Давать определение ветра. Выявлять отличия дневного и ночного бриза. Вычерчивать «розу ветров».
11.Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения процессов происходящих в окружающем мире.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: изучение причинно-следственных связей; знакомство с устройством прибора для наблюдений за ветром – флюгера; анализировать календарь наблюдений за погодой; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, высказывать свои умозаключения и выводы; прислушиваться к замечаниям и другим мнениям.
12.Тип урока: урок открытия нового знания.
13. Форма работы учащихся: индивидуальная и в парах.
14. Информационно-технологические ресурсы: проектор, интерактивная доска, презентация, География 6 класс, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский/ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014, Рабочая тетрадь. Е.М. Домогацких. / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
17. Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время |
1 |
Организация на урок. Этап мотивации к учебной деятельности |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку, позитивный настрой на продуктивную работу. Обращает внимание учеников на эпиграф: «Жить учись у постоянно спешащей и чего-то все ищущей речной воды. Терпеть учись у Земли. Быть сильным учись у солнечного диска. А упорству учись у ветра…» (древние философы)
|
Приветствие учителя, подготовка к уроку. Осмысление эпиграфа. О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов труд. (А.С. Пушкин) |
2 мин |
2. |
Повторение изученного |
Задаёт вопросы по изученному ранее материалу: 1.Сколько весит 1м3 воздуха? 2.Что такое атмосферное давление? 3.Чему равно нормальное атмосферное давление? 4.Почему с высотой атмосферное давление уменьшается? 5.Санкт-Петербург расположен буквально на уровне моря, а Москва – на высоте почти 300 м над уровнем моря. Где при прочих равных условиях атмосферное давление должно быть больше, а где меньше? Предлагает выполнить задание на стр. 61 в рабочей тетради. |
Демонстрируют знания по пройденному материалу (Регулятивные, Позновательные УУД). Выполняют задание в рабочей тетради. |
10 мин |
3 |
Актуализация темы |
Предлагает вспомнить, как быстро высыхает мокрое белье на ветру. А когда по улице проезжает машина вслед за ней поднимается столб пыли. Как вы думает, почему?
|
Вспоминают известные им факты (Познавательные УУД). Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (Личностные УУД) Формулируют название темы урока (Регулятивные УУД) |
3 мин |
4 |
Создание проблемной ситуации |
1 . Учитель задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. -Значит, воздух подвижен, он перемещается под влиянием ветра. А почему дует ветер? |
Вступая в диалог с учителем и одноклассниками, выявляют противоречия - проговаривают и осознают их (Коммуникативные УУД), анализируют предстоящую деятельность (Регулятивные УУД). Решают проблему, демонстрируя знания (Познавательные УУД) |
5 мин |
5 |
Изучение нового материала |
Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и презентации. Предлагает проследить цепочку причинно-следственных связей: суша нагревается и остывает быстрее, чем вода → теплый воздух легче, чем холодный→ над теплой поверхностью формируется область пониженного давления, а над холодной - повышенного → ветер дует из области повышенного давления в область пониженного. Предлагает изучить флюгер, определить направление и силу ветра. Используя данные календаря наблюдений, вычерчивают розу ветров. Физкультминутка: Север – запад – юг – восток. Компас нам найти помог. |
Работают с текстом учебника §21 выборочное чтение, запоминают новые понятия: Ветер – это движение воздуха из области с высоким атмосферным давлением в область с низким атмосферным давлением. Бриз – это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной с суши на водоем. Флюгер – прибор для определения направления ветра. (Познавательные УУД).
Решают проблему, демонстрируя знания (Коммуникативные УУД). Обобщают и формулируют понятия (Регулятивные УУД). Осуществляют действия по переводу скорости ветра в силу. Вычерчивают румбическое кольцо, строят розу ветров (Метапредметные УУД).
|
10 мин |
6 |
Практикум |
- Выполните тестовые задания в рабочей тетради на стр.65 1. Как называется прибор, используемый для определения направления ветра? А) барометр; Б) сейсмограф; В) термометр; Г) флюгер. 2. Дневной бриз дует: А) с водоема на сушу; Б) с суши на водоем; В) направление бриза зависит не от времени суток, а от времени года; Г) в произвольном направлении. 3. Парусный корабль отошел от острова Мадагаскар и направляется в Австралию. Какой ветер будет для него попутным? А) восточный; Б) западный; В) северный; Г) южный. 4. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? А) Ветер – это движение воздуха из области с низким атмосферным давлением в область с высоким атмосферным давлением. Б) Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. В) Направление ветра – это направление, откуда он дует.
Предлагает выполнить тематический практикум №1 на стр.66-67. |
Выполняют практикум, демонстрируя знания (Познавательные УУД)
Обмениваются тетрадями для осуществления взаимопроверки (Коммуникативные УУД). |
10 мин |
7 |
Итог урока (рефлексия) |
Предлагает вспомнить тему и цель урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Называют тему и определяют результаты (Познавательные УУД), отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные личные ответы (Личностные УУД ) и в парах (Коммуникативные УУД). Выбирают смайлик, соответствующий настроению ученика на уроке. |
3 мин |
8 |
Домашнее задание |
§21 стр. 135-139. Рабочая тетрадь (стр. 67-69); найти пословицы и загадки о ветре. |
|
2 мин. |
Тестовое задание.
1. При подъеме на вершину горы атмосферное давление:
а) повышается;
б) понижается;
в) не изменяется;
г) повышается примерно до середины подъема, а затем понижается.
2. При повышении температуры воздуха атмосферное давление:
а) повышается;
б) понижается;
в) не изменяется;
г) в разных широтах наблюдаются разные зависимости.
3. Нормальное атмосферное давление – это:
А) 100 мм рт. ст.
Б) 500 мм рт. ст.
В) 760 мм рт. ст.
Г) 1000 мм рт. ст.
4. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ
запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
а) Атмосферное давление – это давление, оказываемое земной
атмосферой на единицу площади.
б) Прибор для измерения атмосферного давления называется
термометром.
в) Теплый воздух всегда легче холодного.
|
Тематический практикум.
1. Заполните таблицу, указав направление ветров в Африке (см. карту).
Номер на карте |
Направление ветров |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.