Использование компьютера при изучении физики позволяет процесс познания активизировать
Специфика новой системы образования должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования.
Без модели нет теории, и от науки останется лишь набор бессвязных и никак не объясняемых фактов. Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда осуществляется в неразрывной связи с выработкой учебно-познавательных умений.
Исследования психологов позволяют утверждать, что чем больше своего труда вкладывает ученик в познавание темы, тем лучше он в ней разбирается, лучше запоминает.
Движение в жидкости и газе
Сопротивление при движении в жидкости и газах можно определить по
, где
ɳ
динамическая вязкость,
v –
закону Стокса
Fтр 6
rv
скорость .
Определим максимальную скорость падения капли воды в
воздухе.
Движение станет равномерным, когда сила тяжести станет равной
силе сопротивления. Сила тяжести капли воды
.
mg
4
3
3
r
g
Подставляя в формулу Стока, получим
. Вычислим
v
2 2 g
r
9
постоянные величины
воздуха
ɳ
= 1,84 10
ˑ
k
2 g
5 кг/(м с)ˑ
(кг/(м2с2), коэффициент вязкости
9/
Проведем расчеты для капель разных радиусов.
ɳ
R
0,001
0,01
0,1
k
1,84E-
05 2177,8
V
1,18E+
02
1,18E+
04
1,18E+
06
Для измерения коэффициента вязкости жидкости измеряют скорость
установившегося (т.е. равномерного) падения шарика в мензурке с делениями.
Чтобы определить, из какого материала и какого размера шарик начинает
двигаться равномерно через сколько времени, полезно провести расчеты в
Excel.
Если частицы падают в вязкой жидкости под действием собственного веса,
то установившаяся скорость достигается, когда эта сила трения совместно ссилой Архимеда точно уравновешиваются силой
гравитации. Результирующая
скорость равна
Частица движется вниз если
установившаяся скорость частицы (м/с), радиус Стокса частицы (м), g
ь частиц (кг/м³), ρf
ускорение свободного падения
ь жидкости (Па с).
плотность жидкости (кг/м³),
(м/с²), ρp — плотност
динамическая вязкост
, и вверх в случае
), Vs
roT
roV
R
1000
1,2
0,001
7800
1000
0,002
1260
0,003
2700
700
600
500
400
300
200
100
0
V
0,12646
3
0,50585
2
1,13816
7
V2
1,48088
9
5,92355
6
V3
0,20906
7
0,83626
7
13,328
1,8816
2,02340
9
3,16157
6
4,55267
6,19668
9
8,09363
5
10,2435
1
12,6463
15,3020
3
18,2106
0,004
0,005
0,006
0,007
0,008
0,009
0,01
0,011
0,012
23,6942
2
37,0222
2
53,312
72,5635
6
94,7768
9
119,952
148,088
9
179,187
6
213,248
3,34506
7
5,22666
7
7,5264
10,2442
7
13,3802
7
16,9344
20,9066
7
25,2970
7
30,10568
21,3722
6
24,7867
6
28,4541
9
32,3745
4
36,5478
2
40,9740
3
45,6531
6
50,5852
2
0,013
0,014
0,015
0,016
0,017
0,018
0,019
0,02
250,270
2
290,254
2
333,2
379,107
6
427,976
9
479,808
534,600
9
592,355
6
35,3322
7
40,9770
7
47,04
53,5210
7
60,4202
7
67,7376
75,4730
7
83,6266
7
Сопротивление воздуха движению автомобиля
При полете тело «заметает» воздух массой
, где
ρ
– плотность
m
tVS
воздуха, который получает вследствие этого энергию E=m V2/ 2. Силу
сопротивления можно определить по формуле
Fv = cx∙S∙v2∙
/2,ρ
где S – площадь фронтальной проекции автомобиля, м2; v – скорость
движения автомобиля относительно воздуха, м/с; ρ – плотность воздуха,
кг/м3; cх – коэффициент аэродинамического сопротивления.
Коэффициенты сопротивления возьмем 0,3 для легкового, 0,6 – автобуса
и 0,8 – для грузового автомобиля. Средние сечения: легковой 2,7 м2 и 7,8 для
автобуса и легкового автомобиля. Расчеты видны в таблице:
V
ro
Sx
S
1,29
1
2
3
0,3
0,6
0,8
F1
0,5224
5
2,0898
4,7020
5
2,7
6,8
7,8
F2
F3
2,6316
10,526
4
23,684
4
4,0248
16,099
2
36,223
24
20000
18000
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
8,3592
42,105
6
64,396
8
F3
F2
F1
13,061
25
18,808
2
25,600
05
33,436
8
42,318
45
52,245
63,216
45
75,232
8
88,294
05
102,40
02
117,55
13
133,74
72
150,98
81
169,27
38
188,60
65,79
94,737
6
128,94
84
168,42
24
213,15
96
263,16
318,42
36
378,95
04
444,74
04
515,79
36
592,11
673,68
96
760,53
24
852,63
84
950,00
100,62
144,89
28
197,21
52
257,58
72
326,00
88
402,48
487,00
08
579,57
12
680,19
12
788,86
08
905,58
1030,3
49
1163,1
67
1304,0
35
1452,920
21
22
45
208,98
230,40
05
252,86
58
76
1052,6
4
1160,5
36
1273,6
94
53
1609,9
2
1774,9
37
1948,0
03
При скорости движения 100 км/ч сила сопротивления по сравнению с
слой сопротивления при скорости 40 км/ч увеличивается в 8 раз, при скорости
180 км/ч – в 30 раз.
Мощность двигателя, необходимая для преодоления аэродинамического
сопротивления, пропорциональна, следовательно, кубу скорости:
Nv = Fv∙v/3600 (кВт),
где v — относительная скорость движения автомобиля, км/ч., и мощность в
киловатт часах
P3
0,00223
6
0,01788
8
0,06037
2
0,14310
4
0,2795
V
ro
Sx
S
P1
P2
1,29
0,3
0,6
0,8
1
2
3
4
2,7 0,00029 0,00172
8
7,8
0,00232
2 0,01376
0,00783
7 0,04644
0,01857
6 0,11008
0,215
0,03628
1
P3
P2
P1
700
600
500
400
300
200
100
05
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
0,06269
4 0,37152
0,09955
6 0,58996
0,14860
8 0,88064
0,21159
2 1,25388
1,72
0,29025
0,38632
3 2,28932
0,50155
2 2,97216
0,63767
9 3,77884
0,79644
6 4,71968
0,97959
4
1,18886
5,805
4 7,04512
1,42599
8 8,45036
10,0310
4
11,7974
8
13,76
1,69273
8
1,99082
5
2,322
0,48297
6
0,76694
8
1,14483
2
1,63004
4
2,236
2,97611
6
3,86380
8
4,91249
2
6,13558
4
7,5465
9,15865
6
10,9854
7
13,0403
5
15,3367
2
17,888
При увеличении скорости необходимая мощность двигателя возрастает в
140 раз при увеличении скорости от 40 км/ч до 180 км/ч .