Двойные согласные.

  • docx
  • 22.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 Г русский язык.docx

                                      Конспект урока русского языка             2 класс

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема: Двойные согласные.

Цели: уточнить представление о словах с двойными согласными буквами и переносе их с одной строки на другую;

познакомить учащихся с новыми словами с двойными согласными.

УУД: 

Р. Формулировать и удерживать учебную цель.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в  паре.

П. Построение и рассуждения; построение логической цепочки.

Личностные результаты: мотивация учебной деятельности , самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, карточки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте девиз нашего урока: Шагаем вперед с друзьями вместе. СЛАЙД

- Что это значит? ( Работая вместе мы преодолеем все трудности.)

- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (Изучать новый материал)

- В путь возьмем наш багаж знаний.СЛАЙД

- Все ли будем повторять?  (Нет, только то, что нужно к уроку)

2.Чистописание.

На экране: лл жж кк бб рр мм нн сс пп ии.

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

-. Какая пара букв лишняя и почему?

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-Запишите буквы очень аккуратно на строке, расположив их  в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

СЛАЙД, бб жж кк лл мм нн пп рр СС 

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, поставьте под ней точку.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Записать слова, ответы на мои вопросы, подчеркнуть орфограмму.

Дерево символ России? (береза)

- На болоте мы живём,Хором песенки поём.? (лягушка)

Птица, прилетающая к нам зимой? (снегирь)

Последний месяц осени? (ноябрь)

Назови одним словом буквы русского языка, расположенные в определенном порядке? (алфавит)

Плод яблони (яблоко)

Кабинет для занятий в школе (класс)

- Посмотрите на свои слова еще раз, подчеркните орфограмму. Какое слово лишнее из тех, что мы записали?

- Почему? (все слова с непроверяемой безударной гласной , а в этом слове нет  такой орфограммы)

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

4. Самоопределение к деятельности

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?                                                                                         - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.  Прочитайте тему.                                                                                                                      - Объясните значение слова «удвоенные».        (Две одинаковые буквы рядом)

5. Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова  СЛАЙД.

Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

Научиться…правильно, писать эти слова

Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов с удвоенными согласными..

6 . Работа по теме урока.

 1) Работа по учебнику. Стр. 117, Упр. 188

- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?                                                                        Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

-Прочитаем слова еще раз.                                                                                                                                              - А теперь закройте кончиком карандаша одну букву из удвоенных в словах ванна, вожжи, касса, тонна и прочитайте эти слова .

- Что изменилось?                                                       

 -Как произносятся удвоенные звуки в таких словах?                                                                                                                                  - Сделаем вывод.                                                                                                                                            (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

- Для чего нам надо знать этот вывод?  

-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. 

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.        

Оцените работу знаками (!, +,- )                                                                                                                  

2) Работа со словарем

-  Является ли написание двойных согласных в слове орфограммой? Почему?

- Ребята, как быть с такими словами, когда они встречаются при письме во время диктанта? ( надо запомнить их написание, чтобы правильно написать)

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами? (Запомнить или проверять написание по словарю)

- Значит, это орфограмма, какая? (непроверяемая)

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким из этих слов мы не знакомы с первого класса?

- Суббота.

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.                                                                    - Составим транскрипцию слова (один ребенок на доске).

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

7 . Физкультминутка.

Раз подняться, потянуться………

 

8.Закрепление изученного материала.

1) - Сейчас мы с вами поработаем в парах. Делаем задания на  карточках, соединяем стрелочками слоги. Так чтобы получились слова с удвоенными согласными.

Работа в парах:  игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

Мас

сум

груп

шос

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

ма

се

са

 

Выбираю пару. Они выходят к доске и собирают слова из слогов, прикрепляют карточки магнитами к доске.

- Прочитайте получившиеся слова.

2)- Значение какого слова вы не знаете и хотели бы узнать?(перрон)

Он на вокзале есть всегда,                                                                                                                                К нему подходят поезда,                                                                                                                          Двойное «эр» содержит он                                                                                                                            И называется….     перрон.

- Запишите его в тетрадь разделяя для переноса.

-Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

- Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Что вы уже знаете об этом?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

- Найдем это правило в учебнике на стр. 71 (пятый кружок) Прочитаем.

3)  Работа над переносом слов с удвоенными согласными.

- Сейчас мы поработаем по рядам. У ребят каждого ряда есть свои два слова, которые они должны записать в столбик разделяя разными способами для переноса. Работаем по образцу

Ап-петит

Аппе-тит

Работа в группах: 1 ряд : аппарат, суббота. 2 ряд : хоккеист, терраса. 3 ряд : пассажир, кроссовки.

По одному представителю от ряда на доске делают это задание.

Проверка. Другим представителем от ряда, работы на доске. Ставит + или –  Оценивание.

9.Самостоятельная работа с выбором задания, самопроверка по эталону

- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.(презентация)

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверка 

- Поднимите руки ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.+-

Поднимите руки ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.+-

-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

10. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус».

 — Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « —».

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.

Ответ. +, —, +, —, +, +, +, —. (Проверка. Сверка с образцом на доске.)

11. Рефлексия учебной деятельности.                                                                                                                             - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.                                                                                   - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                          -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? Оцените свою работу, нарисуйте смайлика в тетради соответствующему вашему настроению.

 12. Итог. Домашнее задание.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что это значит? ( Работая вместе мы преодолеем все трудности.)

 

- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (Изучать новый материал)

 

 - Все ли будем повторять?  (Нет, только то, что нужно к уроку)

 

Познакомитьсяс новыми  словами с удвоенной согласной

 

Научитьсяправильно, писать эти слова

 

Повторитьправило перенос слов с удвоенной согласной

 

- Сделаем вывод.                                                                                                                                         (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

 

- Для чего нам надо знать этот вывод?   (Чтобы научиться слышать удвоенный согласный в словах и правильно их писать).

 

Что вы уже знаете об этом?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

 

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.