Конспект урока русского языка 2 класс
УМК «Школа России»
Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема: Двойные согласные.
Цели: уточнить представление о словах с двойными согласными буквами и переносе их с одной строки на другую;
познакомить учащихся с новыми словами с двойными согласными.
УУД:
Р. Формулировать и удерживать учебную цель.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в паре.
П. Построение и рассуждения; построение логической цепочки.
Личностные результаты: мотивация учебной деятельности , самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, карточки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте девиз нашего урока: Шагаем вперед с друзьями вместе. СЛАЙД
- Что это значит? ( Работая вместе мы преодолеем все трудности.)
- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (Изучать новый материал)
- В путь возьмем наш багаж знаний.СЛАЙД
- Все ли будем повторять? (Нет, только то, что нужно к уроку)
2.Чистописание.
На экране: лл жж кк бб рр мм нн сс пп ии.
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
-. Какая пара букв лишняя и почему?
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-Запишите буквы очень аккуратно на строке, расположив их в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
СЛАЙД, бб жж кк лл мм нн пп рр СС
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, поставьте под ней точку.
3. Актуализация знаний.
Словарная работа.
- Записать слова, ответы на мои вопросы, подчеркнуть орфограмму.
Дерево символ России? (береза)
- На болоте мы живём,Хором песенки поём.? (лягушка)
Птица, прилетающая к нам зимой? (снегирь)
Последний месяц осени? (ноябрь)
Назови одним словом буквы русского языка, расположенные в определенном порядке? (алфавит)
Плод яблони (яблоко)
Кабинет для занятий в школе (класс)
- Посмотрите на свои слова еще раз, подчеркните орфограмму. Какое слово лишнее из тех, что мы записали?
- Почему? (все слова с непроверяемой безударной гласной , а в этом слове нет такой орфограммы)
- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)
4. Самоопределение к деятельности
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 117. Прочитайте тему. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)
5. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова СЛАЙД.
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов с удвоенными согласными..
6 . Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику. Стр. 117, Упр. 188
- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Аппетит – желание есть.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
-Прочитаем слова еще раз. - А теперь закройте кончиком карандаша одну букву из удвоенных в словах ванна, вожжи, касса, тонна и прочитайте эти слова .
- Что изменилось?
-Как произносятся удвоенные звуки в таких словах? - Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)
- Для чего нам надо знать этот вывод?
-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
Оцените работу знаками (!, +,- )
2) Работа со словарем
- Является ли написание двойных согласных в слове орфограммой? Почему?
- Ребята, как быть с такими словами, когда они встречаются при письме во время диктанта? ( надо запомнить их написание, чтобы правильно написать)
- Прочитайте правило на стр. 117.
-Итак, как поступать со словами? (Запомнить или проверять написание по словарю)
- Значит, это орфограмма, какая? (непроверяемая)
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким из этих слов мы не знакомы с первого класса?
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. - Составим транскрипцию слова (один ребенок на доске).
Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
7 . Физкультминутка.
Раз подняться, потянуться………
8.Закрепление изученного материала.
1) - Сейчас мы с вами поработаем в парах. Делаем задания на карточках, соединяем стрелочками слоги. Так чтобы получились слова с удвоенными согласными.
Работа в парах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):
Мас сум груп шос пер хок тен |
кей рон па нис ма се са
|
Выбираю пару. Они выходят к доске и собирают слова из слогов, прикрепляют карточки магнитами к доске.
- Прочитайте получившиеся слова.
2)- Значение какого слова вы не знаете и хотели бы узнать?(перрон)
Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он И называется…. перрон.
- Запишите его в тетрадь разделяя для переноса.
-Мы должны решить ещё одну учебную задачу.
- Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Что вы уже знаете об этом?
(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)
- Найдем это правило в учебнике на стр. 71 (пятый кружок) Прочитаем.
3) Работа над переносом слов с удвоенными согласными.
- Сейчас мы поработаем по рядам. У ребят каждого ряда есть свои два слова, которые они должны записать в столбик разделяя разными способами для переноса. Работаем по образцу
Ап-петит
Аппе-тит
Работа в группах: 1 ряд : аппарат, суббота. 2 ряд : хоккеист, терраса. 3 ряд : пассажир, кроссовки.
По одному представителю от ряда на доске делают это задание.
Проверка. Другим представителем от ряда, работы на доске. Ставит + или – Оценивание.
9.Самостоятельная работа с выбором задания, самопроверка по эталону
- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.(презентация)
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.
Масса, группа, сумма.
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.
Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.
- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.
Проверка
- Поднимите руки ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.+-
Поднимите руки ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.+-
-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)
- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)
10. Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус».
— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « —».
Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.
Ответ. +, —, +, —, +, +, +, —. (Проверка. Сверка с образцом на доске.)
11. Рефлексия учебной деятельности. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? Оцените свою работу, нарисуйте смайлика в тетради соответствующему вашему настроению.
12. Итог. Домашнее задание.
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова?
- Что это значит? ( Работая вместе мы преодолеем все трудности.)
- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (Изучать новый материал)
- Все ли будем повторять? (Нет, только то, что нужно к уроку)
Познакомиться…с новыми словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
- Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)
- Для чего нам надо знать этот вывод? (Чтобы научиться слышать удвоенный согласный в словах и правильно их писать).
Что вы уже знаете об этом?
(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.