Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
«Дыхание»
Задачи:
· Познакомить с понятие «Дыхание». Рассказать о том, что человеку для жизни необходимо дышать. Во время дыхания человек вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ;
· Закреплять правила дыхания.
Предварительная работа:
Беседа: Как мы дышали под одеялом? Каким стало наше дыхание после гимнастики?
Материал: Схема движения воздуха в дыхательных органах человека, картинки с изображением причин загрязнения воздуха, воздушные шарики каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами в течении дня занимаемся различными делами. Что мы делаем? (Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).
Воспитатель: Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).
Воспитатель: Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).
Воспитатель: Послушайте стихи:
Миша, лёжа на печи
Ел коржи и калачи.
А во время передышки
Ел вареники и пышки.
Вскоре вся деревня Мишу
Доставала через крышу.
Воспитатель: Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?
Воспитатель: Почему вы открыли рот и нос? (Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).
Воспитатель: Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут? (Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)
Воспитатель: Действительно, без воздуха человек не может прожить. Мы дышим постоянно и настолько к этому привыкли, что даже этого не замечаем, играем мы или гуляем, днём и ночью, когда спим, мы всё время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.
Воспитатель: Чем мы дышим? (Через нос и через рот). Да, мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло? (Ответы детей).
Воспитатель: Грудная клетка поднимается, она становится больше.
Воспитатель: А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло? (Грудная клетка опустилась).
Воспитатель: Ребята, куда же попадает воздух при вдохе? (Там есть лёгкие).
Воспитатель: Да, ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сдуваются, когда мы выдыхаем. Когда мы с вами делаем вдох – воздух через рот или нос попадает в лёгкие. Посмотрите, как они выглядят внутри нашего организма.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему движения воздуха в лёгкие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: мы с вами вдыхаем воздух, он попадает в лёгкие, а затем через кровь по всему нашему телу, а когда мы делаем выдох, то уже не чистый воздух выпускаем из себя. Вдыхаем мы чистый воздух, в нём много кислорода, а когда, он пройдёт по всем органам, он становится уже нечистым, в нём много углекислоты. Давайте вспомним, как вы дышали под одеялом. Что произошло через некоторое время? (Стало трудно дышать, было душно, воздуха не хватало).
Воспитатель: Верно, под одеялом мало места. Чистый воздух туда не поступал, а загрязнённого становилось всё больше и поэтому таким воздухом дышать трудно.
Физкультминутка Игра «Доброе животное»
Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. Ведущий: «А теперь подышим вместе!». Вдох – все делают шаг назад, выдох – все делают шаг вперёд. Ведущий говорит: «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его доброе сердце. Стук – мы присели, ещё стук – мы встали. Мы все берём дыхание и стук сердца животного себе».
Воспитатель: Так какой же воздух полезен человеку для дыхания? (Чистый, свежий).
Воспитатель: А где больше чистого воздуха? (На улице, в лесу).
Воспитатель: Да, ребята, в лесу, на улице больше чистого воздуха, в нём больше кислорода. Что же помогает очищать воздух на улице, в лесу? (Деревья и растения).
Дети рассматривают схему.
Воспитатель: Вот мы пришли в лес или в парк, там много деревьев, растений. Смотрите, мы дышим чистым воздухом, в котором много кислорода, а выдыхаем уже нечистый воздух, в нём больше углекислоты. А деревья забирают его, перерабатывают и отдают нам снова чистый воздух.
Воспитатель: Но если мы не можем часто выходить в лес, парк, просто на улицу, что же нам дышать плохим воздухом? (Надо форточки открывать, проветривать чаще комнату).
Воспитатель: Действительно, когда мы с вами выходим на прогулку, наша няня открывает все фрамуги, проветривает группу и спальню, чтобы мы смогли дышать чистым и свежим воздухом.
Воспитатель: А ещё что может сделать воздух в комнате чистым? (Цветы, растения).
Воспитатель: Верно, комнатные цветы тоже дарят нам много кислорода, делают воздух чище. А если их не будет в группе, дома? (Воздух станет плохим, не свежим).
Воспитатель: Так как же люди могут помочь сами себе? (Они должны беречь деревья, цветы).
Воспитатель: Верно, мы обязательно должны беречь леса и парки, цветники и растения в группе, ухаживать за ними.
Воспитатель: А чем же в городе загрязняется воздух? (Машины загрязняют, ещё дымом загрязняется).
Воспитатель: Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче? (Через нос, приложив платочек).
Воспитатель: А ещё почему надо дышать носом? (Чтобы не заболеть, когда холодно).
Воспитатель: А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос? (Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы).
Воспитатель: Действительно, воздух проходя через нос, очищается, согревается, поэтому мы, дыша носом, сохраним свое здоровье, горлышко у нас не заболит, потому что микробы в него не попадут.
Воспитатель: Посмотрите вот на эту схему. На ней указано направление воздуха в дыхательных путях. Во время вдоха человек втягивает в себя воздух, который сначала попадает в нос. В носу множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам как к липкой бумаги, прилипают пылинки, содержащиеся в воздухе. В носу воздух согревается, чтобы дыхательные пути не охлаждались, поэтому зимой нужно стараться дышать носом. Из носа воздух попадает в трахею. Мы можем прощупать ее у себя на передней части шеи. Из трахеи воздух попадает в левое и правое легкое. Из легких кислород расходится по кровеносным сосудам к органам. Оставшийся воздух мы выдыхаем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и видела двух людей одного возраста. Они куда-то торопились. Один из них шел и спокойно дышал, другой же задыхался и все время дышал через рот. Как вы думаете, почему так по-
разному дышали люди?
Дети: Один, может быть, догонял другого и запыхался.
Воспитатель: Как вы думаете, от чего еще человек может так тяжело дышать?
Дети: Ему тяжело идти, он слабенький.
Воспитатель: Очень важно тренировать свой организм и легкие, чтобы при небольшой нагрузке не задыхаться, как тот человек, о котором я вам рассказывала. Что мы с вами можем сделать, чтобы наши легкие были тренированные?
Дети: Делать гимнастику, больше быть на свежем воздухе.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами увидели, какую сложную работу выполняют наши дыхательные органы. Давайте их назовем (нос, носоглотка, трахея, легкие).
Итог занятия
Беседа:
1. Как называется главный орган дыхания? (Лёгкие)
2. Чем мы дышим? (Кислород)
3. Через что проходит воздух при вдохе-выдохе? (Нос)
4. Через что мы еще можем вдохнуть – выдохнуть? (Рот)
5. Что бывает, когда люди простужаются? (Кашель)
6. Как мы можем сделать легкие тренированными? (Ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.