Джолдошева Цыцыгма Очировна
Педагог высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Дульдургинский Дом детского творчества»
Забайкальский край, с. Дульдурга
«О реализации проекта «Молодежное приложение к районной газете «Ленинец» на примере школьной газеты «Искра"
Наша сила – в силе правды,
в силе мысли, силе слова.
А. И. Герцен
С каждым годом средства массовой информации играют всё большую роль в жизни современного человека. Не стало исключением и пространство общеобразовательной школы. Педагоги должны добиваться того, чтобы учащиеся современной школы, являясь субъектами коммуникативной деятельности, овладевали информационной культурой – способностью преодолевать информационные барьеры. Социализация детей и подростков в большей степени происходит через СМИ, с помощью которых современные школьники успешнее социализируются в современном обществе, погружаются в общественную жизнь своего села, города, страны. Поэтому эффективной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра.
Стремительное развитие интернет – пространства, социальных сетей, бурное течение современной жизни диктует свои условия: в школе должно быть средство массовой информации, отражающее все стороны жизни учебного учреждения, позволяющее охватить достаточно большой круг учащихся разного возраста с различными интересами, творческими способностями для развития информационной культуры подрастающего поколения. В современном, быстро меняющемся мире, СМИ играют чрезмерно важную роль. Неслучайно прессу называют четвёртой властью. Газеты, журналы читают почти все, к мнению журналистов прислушиваются.
В мире современных технологий появилась возможность создания электронных версий периодических изданий. Проблема чтения в современной подростковой и молодёжной среде стоит очень остро, мы считаем, что всё-таки бумажная версия газеты поможет воспитать вдумчивого, глубоко мыслящего читателя. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого потенциала и организаторских способностей учащихся и отсутствием возможности для их реализации и успешного развития в школьном сообществе через школьные средства массовой информации.
В школе мы, поколение семидесятых, выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Порой вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые долго висели в классах и в коридорах. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливается взаимопонимание. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы. В нашем детском творческом учреждении функционирует разветвленная система кружковой работы. Одним из кружков являлась «Проба пера», создание школьного пресс-центра и районного отделения Российского движения школьников. Проект этого творческого объединения помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий. Проект имеет конечный результат (продукт) – школьная газета «Искра».
Формой, которая должна продолжить формирующую информационную культуру детей и подростков, осуществляющую коммуникативную, развлекательную, воспитательную функции, была выбрана районная школьная газета «Искра» - приложение к районной газете «Ленинец». Районная газета оказала неоценимую помощь в реализации этого проекта. Это абсолютно некоммерческий проект. Приложение издается за счет средств редакции районной газеты «Ленинец» для тех читателей, кому необходима школьная информация. Так появилась первая официальная школьная газета «Искра», которая сразу громко заявила о себе на весь район, т.к. стала выходить как приложение к районной газете «Ленинец». Большую поддержку в становлении новой газеты оказывали выпускники школы, родители юных корреспондентов. В 2013 году в Дульдургинском Доме детского творчества было создано творческое объединение «Проба пера» - объединение юных журналистов. Основные цели и задачи, которые ставила перед собой «Проба пера» – это создание информационного пространства для развития творческого потенциала учащихся, всестороннего развития успешной социализации детей, организация работы для достоверного освещения событий и фактов жизни школьного сообщества через развитие аналитических навыков. Предоставление практической возможности для овладения первоначальными навыками журналисткой работы, распространения творческого опыта, развития коммуникативных качеств, умений работы в единой команде. Формирование бережного отношения к культурным ценностям и традициям школы, села, края, страны, привычки медленного и вдумчивого чтения.
Объединение юных журналистов включает в себя следующие направления: освещение значимых событий школьной жизни, всестороннее развитие учащихся через приобщение к искусству слова, публикация первых литературных опытов юных журналистов, пропаганда здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся. Такие проекты, как научно-исследовательская деятельность, социальное проектирование, фотоконкурс «Зимняя сказка», районный конкурс чтецов «Прикоснись к подвигу сердцем» и «Школа лидера» позволяют реализовать себя в той или иной деятельности.
Программа кружка «Проба пера» относится к культурологической направленности, написана на основании запроса учащихся в связи с тем, что ученики мало имеют информации о своей школе, что происходит в классах, какие мероприятия там проводятся, интересно ли им учиться в школе, чем бы они хотели заниматься, что узнать, с чем (кем) ознакомиться. Кто из ребят школы (класса) являются активистами, как они себя чувствуют в сегодняшней социальной обстановке, в их окружении. С этой целью и этими проблемными вопросами и другими событиями издаётся школьная газета «Искра».
Работа районной школьной газеты «Искра» проходила через такие этапы, как создание редакционной коллегии и тематики номеров газеты и названия рубрик, определенных в ходе «мозгового штурма»: «Колонка редактора», «Встречи с интересными людьми», «Короткой строкой», «Из дальних странствий возвратясь», «Наше творчество», «Поздравления», «Объявления». Некоторые рубрики стали постоянными, некоторые появляются эпизодически.
В связи с этим необходимо добавить, что газета должна быть красочной, эстетически грамотно оформленной, чтобы привлекать внимание для её прочтения взрослыми и детьми. Школьные издания выполняют свои воспитательные функции, являются привлекательными для всех участников образовательного процесса. Программа помогает в становлении духовного мира человека, в создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
За эти годы в творческом объединении «Проба пера» было проделано много кропотливой работы. Это - участие в районных, краевых, всероссийских и международных научно-практических конференциях; разработка социальных проектов, проведение различных мероприятий. Одним из результатов исследовательской, поисковой, экспозиционной деятельности является творческий продукт. Благодаря совместной деятельности был создан «Мини-музей «Истоки»», в котором рассказывается о «Стране пионерии» в Дульдургинском районе и об учителях-фронтовиках в годы Великой Отечественной войны. В музее хранится газета от 9 мая 1945 года, что можно считать ценным и раритетным экспонатом. Но вся деятельность по подготовке данного продукта преследует ещё и цели не менее значимые, чем исследования, а это социализация детей, наработка социальной практики. На сегодняшний день для учащихся очень важно увидеть практическую значимость работы, применимость результатов исследования и социальный эффект исследования.
В фотоконкурсе «Зимняя сказка» у учащихся развивается эстетическая нравственность, проявляется интерес к умению правильно фотографировать, что и соответствует юным журналистам-фотографам.
Районный конкурс чтецов «Прикоснись к подвигу сердцем» приобщает к гражданско-патриотическому воспитанию, любви к своей Родине, уважении и сохранении её истории. В «Школе лидера» ребята учатся проявлять свои организаторские качества, умение работать в команде, брать на себя ответственность и инициативу. Уже несколько лет по направлению «Школа лидера» проводится районный этап конкурса лидеров детских общетсвенных объединений и организаций «Лидер XXI века», среди них победители краевого этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» и призёры конкурса «Молодые Лидеры России» ВДЦ «Океан».
Газета «Искра» творческого объединения является победителем в номинации «Лучший проект» конкурса журналистских работ «Вперёд, Ага!».
Ребята работали юными журналистами Международного детского центра "Артек" - Надежда Мышкина и Содном Цыденов, Всероссийского детского центра «Орлёнок» - Белигма Дамдинова и Эржен Батуева. Анастасия Щебенькова работала юным журналистом в пресс-центре Всероссийского детского центра «Океан». Мне довелось работать начальником пресс-центра ВДЦ "Орлёнок" на смене «Фестиваль культур России».
Юные журналисты - участники ежегодного Гражданского форума Забайкальского края.
С каждым годом развивается информационное пространство как для учащихся, так и для учителей. Информационно-медийное направление принимает новые формы и становится актуальным, приоритетным.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в 2016 году создано Дульдургинское районное отделение РДШ, руководителем которого назначили меня. «Проба пера» теперь одно из направлений Российского движения школьников в Дульдургинском районе. Информационно-медийное направление включает в себя:
- поддержку талантливых юных журналистов;
- создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;
- повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;
- большую детскую редакцию;
- создание единого медиапространства для школьников;
- проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников.
Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. В Российском движении школьников выделено четыре направления: это личностное развитие, куда входят все дисциплины творческой направленности, туда же входит популяризация ЗОЖ, профориентация, еще одно направление - информационно-медийное, как раз то направление, которое позволяет заниматься освещением всей нашей деятельности. Кроме того, Российское движение школьников - это гражданская активность и военно-патриотическое воспитание.
С 11 по 31 августа во Всероссийском детском центре «Океан» совместно с «Российским движением школьников» и Госкорпорацией «Росатом» была реализована образовательная программа «Океанский медиапарад». Всего в ней поучаствовало более 400 юных журналистов со всех уголков России. Районное отделение РДШ по информационно-медийному направлению представляла Анастасия Болотова. Все задания были связаны с непосредственной тематикой программы «Океанский медиапарад». Интервью, фото, новости, монтаж, контент, блог – эти слова сегодня стали понятными даже для тех, кто ещё вчера никак не был связан со СМИ. Также для участников «Океанского медиапарада» проводились множество мастер-классов. Самый значимый был мастер-класс от ВГТРК «ГТРК «Владивосток». Участники прошли спецкурс по информационно-медийному направлению Российского движения школьников. В гостях у «акул пера» был генеральный директор ЗАО «Медиа Пресс», игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Алексей Блинов.
Юный поэт Евгений Казаков - победитель окружного литературного проекта «Невиданные перемены, неслыханные мятежи», посвящённого к 100-летию Великой российской революции. Призёр окружного конкурса стихов среди начинающих поэтов «Алтан улгы Агамнай», посвящённого 70-летию Агинского окружного литературного объединения имени Жамьяна Балданжабона.
Даши Сультимов, учащийся творческого объединения «Проба пера», стал победителем «космического» конкурса по результатам конкурсного отбора, организатором которого выступило «Российское движение школьников». Чтобы побороться за участие в фестивале, Даши представил социальный проект, руководителем которого является Цыцыгма Джолдошева.
Юные журналисты информационно-медийного направления Евгений Казаков, Анастасия Болотова, Даши Сультимов приняли участие в I Забайкальскомго медиафоруме «Новые вызовы медиа в эпоху глобальной цифровизации».
Летом 2017 года прошла профильная смена «Вектор Успеха», которая проводилась по четырём направлениям Российского движения школьников. Так как приоритетным направлением является информационно-медийное направление, главным продуктом на смене являлась стенгазета, которая освещала яркие события в жизни лагеря. Также медийным отрядом было организовано «Радио FM».
Что даёт «Икра»? Самореализацию, самосовершенствование, выявление лидерских и организаторских способностей, возможность участвовать в мероприятиях разного масштаба, учится правильно писать и фотографировать. Такие организации помогают ребятам найти своё место в жизни и совершенствовать навыки самоуправления. Вместе мы создаем настоящее будущее, объединенное верным словом, надёжным делом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.