Технологическая карта урока
Макарова Е.А.
Тема урока |
Единицы измерения длины |
|||||
Класс |
5 |
|||||
Тип урока |
· Урок изучения нового материала |
|||||
Дата урока |
6.04.2022 |
|||||
Цели урока |
познакомиться с различными единицами измерения длины |
|||||
Формы и методы обучения |
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
|||||
Основные термины и понятия |
Длина, метр, сантиметр, дециметр, миллиметр, километр |
|||||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Научатся, получат возможность научится выражать одни единицы измерения длины через другие; узнать зависимость между единицами метрической системы мер; закрепить навыки перевода величин |
|||||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
Организационный этап |
Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Давайте просто друг другу улыбнёмся. На уроке вас ждёт интересная и увлекательная работа. Я думаю, что у вас всё получится. Вы готовы? Тогда начнём! |
Слушают учителя |
Коммуникативные: уметь совместно договориться о правилах поведения и общения, следовать им |
|||
Актуализация знаний |
Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма Григория Остера "38 попугаев". (просмотр мультфильма) В чем суть проблемы? (удав захотел себя измерить, но не знал как) Кто же помог разрешить данную
ситуацию? (попугай) Какова же получилась длина
удава в мартышках? (5 мартышек) А в попугаях я длиннее воскликнул удав. На самом деле мы понимаем, что его размеры не менялись. Почему тогда получились разные результаты? (были выбраны различные единицы измерения длины) Давайте посмотрим на слайд. Что на нем изображено? (единицы измерения длины) (Метр, сантиметр, миллиметр, километр, дециметр, шаг, локоть, фут, пядь, верста, косая сажень, маховая сажень, аршин). Подумайте, на какие группы мы можем их разделить? (старинные и современные меры длины) Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Итак, сформулируйте тему урока? (Единицы измерения длины) Открываем тетради и записываем тему урока: "Единицы измерения длины". Сформулируйте цель нашего урока. (познакомиться с различными единицами измерения длины) Задачи урока? (научиться выражать одни единицы измерения длины через другие; узнать зависимость между единицами метрической системы мер; закрепить навыки перевода величин)
|
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания
Формулируют тему, цель и задачи урока
|
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
|||
Изучение |
Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни. Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие. Сегодня на уроке нам расскажет про них подробнее … Доклад по теме «Старинные меры длины» С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Но ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Стали применять другие единицы длины. При измерениях длин использовали ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах рук и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Вершо́к — старорусская единица измерения, равная 4 см 4 мм. Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца) Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см). Ладонь – использовалась для измерения меньших расстояний, равнялась ширине руки (10-16 см). Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался от 38 см до 46 см ) Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Аршин - Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять, они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Маховая сажень-расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см). Косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см). Шаг - расстояние
между носками и пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага
71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины.
Итак, меры длины, употреблявшиеся в старину на Руси: · Вершок – 4 см 5 мм · Пядь – 19 – 23 см · Ладонь – 10 – 16 см · Локоть – 38 – 46 см · Аршин – 71 см · Шаг – 71 см · Маховая сажень – 176 см · Косая сажень – 216 см · Верста – 1 км 67 м
Прочитайте отрывок из сказки Конек-горбунок П.П.Ершова: Что ж он видит? -- Прекрасивых Ростом только в три вершка, Ответьте на вопрос, пользуясь таблицей: Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька? (13 см, 71 см)
Физминутка
Молодцы ребята! Присаживайтесь, продолжаем работать. Отложите
ручки, поработайте в паре, покажите на соседе старинную меру длины локоть. (от
среднего пальца до локтевого сустава), пядь (это расстояние между
вытянутыми большим и указательным пальцами руки) Странно,
предмет один, почему получились разные результаты, может вы неправильно
мерили? А почему, величины же одинаковые? (длина локтей разная) Все старинные меры длины были относительными. Ведь все люди разные: одни высокие, другие низкие… Именно поэтому точные измерения сделать было нельзя. Чтобы избежать путаницы в измерении предметов, ученые разрешили эту ситуацию.
Примерно 200 лет назад французские учёные решили создать единицу измерения, которая зависит только от природы. Для этого они взяли меридиан и поделили эту длину на 40 миллионов: результат назвали 1 метр. В 1799 году из платины был изготовлен эталон метра – металлический брус, на который нанесли два штриха. Расстояние между ними принято за единицу длины и названо метром.
А для измерения малых отрезков пользуются долями метра. Назовите их. (дм, см и мм) А как вы думаете зачем они нам нужны, неужели бы мы не обошлись одним метром? Давайте
выясним:
Итак, к какому выводу мы пришли? (нужны единицы измерения длины для предметов больше метра (км) и для предметов, меньше метра (см, дм, мм)) Давайте вспомним таблицу перевода единиц измерения длины Схема перевода метрических единиц длины: |
Слушают доклад
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других, формировать умение планировать учебное сотрудничество и согласованно выполнять совместную деятельность Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений |
|||
Первичное закрепление |
Дополните до 1 м:
· Выразите в сантиметрах:
· · Выразите в метрах:
· Выразите:
Вершо́к — старорусская единица измерения, равная 4 см 4 мм. Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца) Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см). Ладонь – использовалась для измерения меньших расстояний, равнялась ширине руки (10-16 см). Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался от 38 см до 46 см ) Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Аршин - Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять, они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Маховая сажень-расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см). Косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см). Шаг - расстояние между носками и пятками шагающего человека.
Средняя длина человеческого шага 71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.