Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями в современных условиях ДОУ
Оценка 4.8

Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями в современных условиях ДОУ

Оценка 4.8
docx
воспитание
13.02.2022
Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями в современных условиях ДОУ
формы работы с родителями воспитанников
формы взаимодействия с родителями.docx

 

Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями

(Из опыта работы)

 

 

 

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагогической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний педагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого, образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:

1.  Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

2. Личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.

3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.

4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

1.  Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).

2.    Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» – банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.).

3.  Наглядно-информационная (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото уголок, устный журнал, «Окно» – короткие новости»).

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение, но и готовы подключиться – на уровне конкретных активных действий – к организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета, выступить на родительском собрании, безвозмездно оказать психолого-педагогические, юридические, экономические услуги, касающиеся деятельности ДОУ, организовать экскурсию для детей, участвовать в подготовке праздничных мероприятий, ремонтных работах. Такие родители - опора педагогу, который, благодаря их помощи и поддержке, чувствует себя защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в развитии детей. Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей.

Всем известно, что воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни группы, как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и педагоги, и родители? Над этим вопросом я часто задумываюсь. За мой тридцатилетний педагогический стаж у меня было много детей и много родителей, и, общаясь с ними, я сделала вывод, что самое главное между воспитателем и родителями это взаимопонимание.

Пять лет тому назад я набрала группу раннего возраста. После долгих лет работы с первоклассниками, хотелось, чтобы новое поколение родителей понимали тебя, ведь за эти годы изменились многие нравственные и человеческие ценности.

Я поняла, что надо изменить саму работу с родителями. И в нашей группе был разработан план взаимодействия с родителями, в котором помимо традиционных форм работы предусматривалось использование и нестандартных форм.

В начале работы была поставлена задача – установить доверительное отношение с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. И первая наша встреча состоялась за «круглым столом» с самоваром и чаепитием. За то время, которое пили чай, и обсудили все вопросы, обменялись мнениями друг с другом. Так прошло наше первое родительское собрание. И с этого момента образовалась одна семья, которая на протяжении 5 лет занималась одним делом: воспитанием детей.

Для полноценной работы с родителями необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом нам помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам:

·         Особенности воспитания ребенка в семье.

·         Оценка детей родителями.

·         Молодая семья.

·         Что Вам мешает в общении с ребенком?

·         Каким Вы видите своего ребенка?

   Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации на темы:

 «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

 «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

«Закаливание детей дошкольного возраста в игре на природе»

 «Игрушки расскажут о характере родителей»;

«Развитие исследовательских способностей детей»;

«Подготовка к школе»;

«Азбука общения»;

«Чем занять ребенка в выходные дни».

Родительские собрания, как правило, проходили нетрадиционно в форме диспутов, диалогов, дискуссий, конкурсов.

Оформлена визитка группы. Создано портфолио ребенка.

К каждому празднику проводятся  выставки детского рисунка, поделки или фото, в которых принимают участие все семьи воспитанников.

Проводилось много групповых праздников-конкурсов, где принимали участие мамы, папы, бабушки и дети. Это такие как: домашние посиделки, день матери, 1 апреля – день смеха, вот и стали мы на год взрослее, супермама, мой папа – лучше всех.

На всех этих праздниках создаются благоприятные условия, не только для физического развития, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.

Дети любят праздники, а если рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья можно увидеть на детских лицах. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти детей и взрослых.

За последние 5 лет активной формой взаимодействия с родителями в нашем саду является вовлечение детей и их семей  в мероприятия муниципальных и региональных проектов, образовательных технологий:

·        Всероссийский фестиваль «Мир игры»;

·        Всероссийский конкурс творческих работ (пластилинография);

·        Культурно –массовое мероприятие «Осенняя ярмарка»;

·        Всероссийская занимательная викторина «Если хочешь быть здоров»;

·        Проект «В кругу семьи»;

·        Проект «Моя любимая игрушка»;

·        Фестиваль «Радуга талантов»;

·        Экологический проект «Огород на окошке»;

·        Проект «Экологическая тропа»;

·        Конкурс РОСТО «Пожарный- мой лучший друг»;

·        Проект «Что мы знаем о погоде»;

·        Спортивные состязания «Займись спортом: навстречу комплексу ГТО»;

·        Физкультурно - оздоровительный проект «В кругу семьи»;

·        Проект «Здоровое питание в семье»;

·        Проект «Хочу пожарным стать»;

·        Проект «Моя малая Родина»;

·        Конкурс на лучшую инсценировку сказки «Федорино горе»;

·        Проект «Элементарная математика в детском саду»;

·        XIII Научно – практическая конференция. секция «Юные исследователи»;

·        Смотр – конкурс «Новогоднее оформление»;

·        Семинар –практикум «Экологическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях на базе детского сада»;

·        Седьмой городской конкурс «Разрядись» по сбору отработанных элементов питания;

·        Конкурс «Все дело в шляпе» и д.р.

 

Результатом таких форм работы стало то, что общение с родителями помогло ближе узнать семьи воспитанников.

После 5-и летней работы с семьями воспитанников, дети уходят в школы, где хорошо учатся. Учителя довольны подготовкой детей. Между родителями и нами остаются хорошие отношения. Нас помнят дети и родители. Они приходят в гости, поздравляют с праздниками. И я поняла, что я все делала правильно.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

 


 

Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями (Из опыта работы)

Эффективные формы работы по взаимодействию с родителями (Из опыта работы)

Формы взаимодействия ДОУ и семьи: 1

Формы взаимодействия ДОУ и семьи: 1

Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в

Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в

Развитие исследовательских способностей детей»; «Подготовка к школе»; «Азбука общения»; «Чем занять ребенка в выходные дни»

Развитие исследовательских способностей детей»; «Подготовка к школе»; «Азбука общения»; «Чем занять ребенка в выходные дни»

XIII Научно – практическая конференция

XIII Научно – практическая конференция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022